Медресе «Саидул» в деревне Муллакаево нынешнего Баймакского района в конце XIX века стало, фактически, светским учебным заведением, работающим по «новометодному» принципу…
Известно, что одним из первых учебных заведений, перешедших к преподаванию на новых основаниях, было знаменитое Стерлибашевское медресе, которое было открыто еще в 1729 г. Наибольшую известность это медресе получило в 1812-1870 гг., когда в нем работали известные религиозные просветители, отец и сын Ниматулла и Харрис Биктимировы.
Появившиеся в 80-90-е гг. XIX в. медресе «Усмания» (Уфа), «Расулия» (Троицк), «Хусаиния» (Оренбург), открытое в 1906 г. в Уфе медресе «Галия» давали очень серьезную для своего времени подготовку по многим учебным предметам. Многие представители башкирской интеллигенции получили свое образование именно в этих учебных заведениях в период до Октябрьской революции. А на востоке Башкортостана, в долине между Уральским хребтом и Ирандыком большим почетом среди населения пользовалось медресе «Саидул» в деревне Муллакаево. Поначалу это было чисто религиозное учебное заведение. А ближе к концу XIX столетия это медресе становится скорее светским учебным заведением, работающим по «новометодному» принципу.
Муллакаевское медресе было основано Саитбатталом, сыном Нурмухамета. Как можно судить по воспоминаниям его внука, Анвара Саитова (1886 – 1988). Муллакаевское медресе было открыто в 1837 г.
Сам Саитбаттал получил образование в Стерлибашевском медресе под руководством хазрата Нигматуллы Биктимирова. Он был очень способным шакирдом. Слава Муллакаевское медресе широко распространилась именно в это период, когда там работал Саитбаттал хазрат, все свои силы и знания отдававший обучению не только основам религии, но и приобщению своих учеников к самому широкому кругу знаний.
Однако и в последующем добрые традиции медресе не угасли, а бережно сохранялись. Дела отца достойно продолжил его сын Абдулла-ишан хазрат. Он взял себе прозвище Абдулла Саидул Ибн-Булгари Аль-Борхани Аль-Сакмари. Причем это прозвище появилось не столько по его собственному желанию, сколько потому, что так его называли окружающие, за его беззаветную преданность делу образования, стремлению к постоянному пополнений знаний.
Основы знаний Абдулла-ишана сначала постигал под руководством своего отца.
И стал одним из признанных просветителей своего времени, образованным человеком, сэсэном, знатоком вопросов ислама. Как отмечал в своих «Воспоминаниях» З. Валиди: «Преподавание в Муллакаевское медресе было организовано так же, как и в медресе Бухары, Хорезма».
Абдулла Саиди (1832 – 1914 гг.) родился в семье Саитбаттала хазарата в деревне Муллакаево нынешнего Баймакского района. Когда ему исполнилось всего лишь девять лет, один за другим умерли и отец, и мать, и мальчик остался круглой сиротой. На воспитание к себе его взял дедушка по матери, а немного позже Абдуллу отправили на учебу в знаменитое Стерлибашевское медресе.
В те же годы здесь обучались знаменитые в последующем деятели башкирского просвещения Мифтахетдин Акмулла и Зайнулла Расулев, а преподавателями у них были выдающиеся поэты-просветители, суфии Гали Сокрой и Шамсетдин Заки.
Ко времени окончания медресе Абдулле Саидуле было предложено место в действующей армии, и он принимает участие в Сыр-Дарьинском походе генерала Перовского в 1853 г. Он служил вместе с Ишмухаметом-сэсэном и Валеем, родным братом отца Ахмет-Заки Валиди. Именно с этого времени начинается его близкое знакомство с представителями башкирского рода Юрматы майором Юсупом Карамышевым и семьей З.Валиди.
По окончании срока службы Абдулла продолжил свое образование в учебных заведениях-медресе Бухары. Учился и у своего Стерлибашевского однокашника Зайнуллы Расулева. В целях совершенствования образования посетил также Хорезм, Стамбул. В годы жизни в Бухаре открыл свое медресе, где обучал шакирдов; увлекался также разведением шелкопряда.
Абдулла Саиди хорошо знал основы исламского вероучения, много внимания уделял знакомству с культурой, бытом, историей, повседневными занятиями восточных народов. В общей сложности он провел за границей свыше тридцати лет, дважды совершил хадж.
В 1870 г. по настоятельным просьбам своих односельчан он вернулся в родную деревню Муллакаево, открыл медресе и всю последующую жизнь посвятил просветительству. З. Валиди очень высоко оценивал просветительскую деятельность Абдуллы Саиди: «Наиболее образованными среди всех мулл были Зайнулла Расулев из Троицка и Абдулла Саиди из Муллакаево.
Получив образование в Бухаре, Абдулла был признанным знатоком мусульманского вероучения, писал стихи на арабском и фарси, получил заслуженную известность как педагог и мастер слова; по своим религиозным предпочтениям он принадлежал к одному из направлений суфизма, распространенному в Индостане (имеется в виду исторический Индостан, включавший территории современных Индии, Пакистана и Бангладеш) – «Мунджадид и Халида», которое в свою очередь представляет собой ответвление суфийского учения «Накшбандия».
В исламском мире представители направления «Накшбандия» известны своей резкой критикой целого ряда положения ислама, стремлением к научно-естественному познанию мира.
Абдулла Саиди и Зайнулла Расулев вновь открыли для народа Башкортостана культуру Средней Азии, стали проповедниками тариката Накшбандия (метод, направление), учения, распространившегося в Средней Азии, начиная с XVIII в. В Башкортостане у них было большое количество мюридов-последователей.
Значительные изменения были сделаны ими и в области методики преподавания: они отказались от устаревших методов ведения занятий, основанных преимущественно на механическом заучивании текстов на арабском и фарси. Занятия стали проводиться в основном на родном языке шакирдов.
В некоторые годы число шакирдов доходило до 400, медресе имело свое общежитие; учиться сюда приезжали и из Казахстана.
Значительное внимание уделялось преподаванию не только религиозных, но и естественнонаучных дисциплин. Большое место в практике обучения занимали практические занятия. Шакирды получали сведения по народной медицине, осваивали искусство слова. Видное место в медресе занимала школа сэсэнов, практика устно-поэтических состязаний. Частым гостем медресе был поэт и сзсэн Мифтахетдин Акмулла, который порой выступал в качестве преподавателя, обучал шакирдов тонкостям поэтического мастерства, посвящал их в тайны сказительства.
В эти годы и сам Абдулла-ишан много занимался поэтическим творчеством. К несчастью, в годы кровавых репрессий практически все его рукописи были уничтожены.
В Муллакаевском медресе часто проводились литературные встречи. Татарский поэт Закир Рамиев (Дердменд) первоначальное образование получил в медресе Абдуллы-ишана. Его шакирдами были и такие известные башкирские поэты, как Шафик Тамьяни, Факарис Тамьяни, Габит-сэсэн, Хамит-сэсэн.
Медресе было известно не только своей общеобразовательной и религиозной, но и серьезной профессиональной подготовкой. Шакирдов обучали основам архитектуры, навыкам строительства мечетей и домов, умению составлять краски на основе глины. Абдулла-ишан и сам неплохо владел ремеслом строителя.
В течение своих многолетних странствий он неплохо для своего времени овладел основами знаний в области геологии и геологоразведки. В частности, владел искусством поиска месторождений золота по наличию тех или иных растений.
Миллионеры Рамиевы свои первоначальные знания в этой области получили именно от Абдуллы-ишана.
Как вспоминают старики, Шакир Рамиев свое первое золото потратил на строительство здания для Муллакаевского медресе. Говорят, что потолок и подвесные лампы в медресе были позолоченными и что сделано это было в знак признательности Рамиевых своему учителю. Таким образом, медресе давало не только религиозную, но и серьезную для своего времени профессионально-техническую подготовку.
Например, Сабирьян Музафаров, открывший залежи золотоносных руд в районе Тубинска, и А. Худайбердин, открывший в 1913 г. залежи медного колчедана в районе нынешнего Сибая, тоже учились в Муллакаевском медресе у Абдуллы-ишана.
В те годы строительство мечетей доверялось только лишь тем людям, которые получили специальное образование в медресе. Они ценились очень высоко и специально приглашались жителями сел и деревень для строительства мечетей.
Еще одним направлением деятельности медресе была подготовка чиновников низшего административного звена – писарей, судей-кадиев. Выпускники медресе устраивались на административную работу в волостные и земские управления, где выполняли различную административно-хозяйственную работу.
Дело заключалось, в том числе и в том, что для получения звания указного муллы требовалось знание русского языка и владение навыками работы в различных областях.
Значительное внимание в медресе уделялось обучению основам народной медицины. Шакирды получали сведения о лечебных свойствах различных трав, обучались приготовлению лекарственных снадобий и способам лечения различных заболеваний. Так, Фазулла-хазрат из деревни Кусеево получил образование в Муллакаевском медресе.
В годы насильственной коллективизации был раскулачен и сослан в Сибирь, где сумел выжить, занимаясь сбором лекарственных трав, изготовлением из них лечебных сборов, настоек. По воспоминаниям очевидцев, он даже сумел открыть аптеку и лечебницу.
При медресе имелась и своя спортивная школа. Абдулла-ишан большое внимание уделял физической подготовке юношей, устраивал среди своих шакирдов различного рода соревнования.
Довольно заметное место в Муллакаевском медресе занимала и, говоря современным языком, психотерапевтическая подготовка: шакирдов обучали приемам психологического воздействия на нуждающихся в помощи, навыкам прогнозирования и предсказания.
Говорят, что сам Абдулла-ишан обладал даром предвидения и стремился обучить этому и своих воспитанников. Среди тех, кто учился у Абдуллы-ишана искусству врачевания можно назвать Мужавира Сиражетдинова из деревни Манхыр, Хуснетдина-хазрата из Кусеево, Шамигула-хазрата из Мракова, которые считались наиболее сильными из врачевателей-предсказателей.
Абдулла-ишан был и одним из тех, кто много размышлял о судьбах своего народа. З.Валиди говорит о нем, как о мудром религиозном деятеле, выражавшем прогрессивные политические идеи.
Например, когда известный татарский ученый Шихабетдин Маржани (известный в народе, как Шихаб-хазрат) в своей книге «Мустафад аль-ахбар» позволил себе унизительные высказывания о башкирах и казахах, неправильно толкуя некоторые места из книги арабского путешественника Ахмеда Ибн-Фадлана, возмущенный Абдулла-ишан сжег его книгу на глазах у отца А.-З.Валиди.
Известными стали и многие из учеников Абдуллы-хазрата, прославившись своей ученостью, открытостью к новому. Воспитанниками Абдуллы-ишана были борец за создание башкирской автономии представитель Бурзян-Тунгаур[ов]ского кантона Юламанов, его соратник, председатель Бурзянского волостного совета Абубакир Хусаинов из Темясово, председатель Бурзян-Тунгаур[ов]ского кантона Хальфетдин Тлявбердин и многие другие.
Под влиянием тех идей, методов и приемов работы, которые практиковались в Муллакаевском медресе, многие учебные заведения в округе стали переходить на принципы светского образования.
Содержатель медресе деревни Таулыкаево Халил Рахимов (1863 – 1927), например, был первым из шакирдов Абдуллы-ишана, который перешел на новые методы обучения в своем медресе. Оно было основано в 1893 г. и постепенно превратилось в учебное заведение, где дети получали не только религиозное, но и общее среднее образование.
Вне всяких сомнений – Абдулла Саиди чрезвычайно интересная, значимая для своего времени личность, которая оказала влияние не только на становление медресе в Муллакаево, но, быть может, и на многие стороны башкирского образования, культуры, истории. К сожалению, о его деятельности вплоть до последнего времени было известно очень и очень мало.
Муллакаевское медресе было широко известно в округе своими учителями и выдающимися выпускниками. В течение почти, что 50 лет своего существования оно дало путевку в жизнь многим и многим людям, и было на восточных склонах Урала чуть ли не единственным центром образования и высокой культуры.
Наряду с образовательными задачами Абдулла-ишан много занимался и культурно-просветительными проблемами. Его задача – вести народ к новой жизни, развивать национальное самосознание, приобщать к лучшим образцам культуры. С этой целью он вместе с давним своим учеником, ахуном Орского уезда, депутатом I и II Думы Ш.Матиновым создают Мусульманское общество Бурзянских башкир.
В Уставе организации одним из первых пунктов значилось развитие образования, усиление просветительской деятельности. Значительное место было уделено и преподаванию на башкирском языке, поскольку даже в новометодных медресе образование большей частью велось на тюрки, что тормозило развитие башкирского языка, в том числе литературного.
Стремясь приобщить народ к лучшим образцам классической и современной восточной литературы, Абдулла-ишан на собственные деньги открыл в Муллакаево библиотеку и поддерживал тесные связи с книгоиздателями Оренбурга и Средней Азии. Естественно, что в первую очередь он был религиозным деятелем.
С установлением Советской власти медресе было закрыто, а члены его семьи высланы. Впрочем, очаги просветительства в то время уничтожались по всей стране. А народу была навязана чуждая ему и по духу, и по практике привнесенная извне педагогика, от которой мы не можем избавиться и поныне.
Результатом этого стало несколько поколений людей, оторванных от своих национальных корней, народной культуры. А сам опыт преподавания, накопленный за годы существования медресе в течение предшествующих лет, даже не принимался в расчет как несоответствующий требованиям времени и откровенно реакционный! Каких только обвинений при этом не выдвигала коммунистическая пропаганда по отношению и к религиозным деятелям прошлого, и к их духовному наследию.
Муллакаевское медресе было одним из передовых учебных заведений своего времени. И можно смело считать, что это медресе играло не менее важную роль, чем такие общеизвестные мусульманские учебные заведения, как «Галия» и «Расулия».
Автор: Г.Д. Ибрагимов Абдулла Саиди: религиозная и просветительская деятельность // Исламская цивилизация в Волго-Уральском регионе: Сборник материалов IV Международного симпозиума /- Уфа.