Российские мусульмане в начале Первой мировой войны
Публикую отрывок из своей книги «Мусульманское духовное собрание».
Место и роль российского мусульманства в начальный период Первой мировой войны можно отследить по документам и фактам. Хронологически, когда одно следует за другим.
26 августа 1914 года.
По сообщению газеты «Казанский телеграф», свыше пятнадцати тысяч мусульман Петрограда собрались в соборной мечети на моление. После его завершения решено было направить турецкому правительству протест против враждебных выступлений Турции в отношении России.
10 сентября.
Оренбургская мусульманская газета «Вакыт» – «Время» пишет: «Мы живем в России, мы – российские люди, подданные России… Мы, мусульмане, являемся братьями туркам и по религии, и по крови, а потому естественно наше желание, чтобы они жили мирно и благополучно и пребывали в мире со своими соседями, а особенно с Россией, нашим Отечеством.
Не подлежит, конечно, сомнению, и наше желание, чтобы они, турки, не бросались в разные авантюры и не находились в действии, вредном нашей России, а шли бы в смысле прогресса и цивилизации вслед за европейцами. Однако возможно, что все это – только пожелания, таящиеся в наших сердцах».
Сентябрь.
Как только слухи о том, что Турция готовится нарушить нейтралитет, распространились среди российских мусульман, из Оренбурга, Троицка, Казани, Уфы в адрес петроградского военного ахуна М.С. Баязитова и других известных представителей столичных мусульман стали поступать телеграммы, в которых мусульмане выражают протест против посягательства Турции на целостность России.
Представители петербургских, уфимских, нижегородских, казанских и других российских мусульман подписали адресуемый Турции протест. Инициаторами его выступили муллы Санкт-Петербурга, Уфы и Казани.
14 октября.
Муфтий Мухамедьяр Султанов в фетве обращается к российским мусульманам: «Мы, мусульмане, заодно со всем российским народом в эти тяжелые времена должны подать помощь нашему государству к отражению неприятелей… И во времена прежних войн, защищая отечество, русские мусульмане показывали великие самопожертвования, и во времена настоящих, проходящих перед нами событий они, Бог даст, выкажут с избытком еще раз свой патриотизм».
21 октября.
В Баку на многотысячном митинге мусульман губернский казый заявляет: «Наша преданность России диктуется не только принципом подданства, но и голосом совести и велениями Корана».
В секретном циркуляре министра внутренних дел, оценивающем ситуацию в стране в этот период, констатируется, что российские мусульмане не остаются чужды общему патриотическому подъему, а Турция и ее халиф в качестве духовного главы мусульманства совершенно утрачивают для российских мусульман значение.
29 октября.
Германо-турецкий флот напал на русские суда и обстрелял Севастополь, Феодосию и Новороссийск.
3 ноября.
Россия объявила Турции войну, а спустя семь дней в стамбульской мечети шейх-уль-ислам перед зеленым знаменем Пророка объявил России джихад, заявив, что Россия, Англия и Франция враждебны исламскому халифату. Всех мусульман, подданных этих государств, он призвал объявить им священную войну.
Объявляя джихад, османский шейх-уль-ислам издал пять отдельных фетв с провозглашением священной войны. Эти фетвы были переведены на татарский язык и изданы многотысячным тиражом в форме листовок. Вскоре они появились в мечетях, на торговых дворах и вообще в людных местах Оренбурга, Казани и Уфы.
Однако объявление джихада, вопреки расчетам Турции, оказалось безрезультатно. Призыв, прозвучавший из Стамбула мусульманаме российской Средней Азии, Поволжья и Урала поддержан не был. Призыв к джихаду фактически скомпрометировал Турцию в глазах российских мусульман.
Игнорировали этот призыв мусульмане Ирана и Афганистана, а арабы Сирии, Палестины, Хиджаза и Северной Африки с оружием в руках выступили против турок.
11 ноября.
Муфтий Мухамедьяр Султанов выступил с официальным заявлением, что Турцией сделан под влиянием Германии необдуманный шаг, что объявление джихада не вызвано ни интересами Турции, ни интересами мусульманской религии.
От имени мусульман округа Духовного собрания муфтий заявил:
«В российском государстве мы живем уже много веков, с ним сблизились исторически; в этом нашем Отечестве мы живем, пользуясь земными благами и спокойствием; целость нашего Отечества, а равно и его мощь, есть источник нашего благополучия и нашего спокойствия… Нам, российским мусульманам, нужно беречь свое Отечество от врага…»
* * *
Накануне войны в регулярной российской армии из числа представителей тюркско-мусульманских народов – татар, башкир, мещеряков и тептярей – служило нижних чинов 38 тысяч, из которых признавали себя мусульманами около 36 тысячи, и офицеров разного ранга от штабс-капитанов и поручиков до полковников и генералов – 269. Как пишет историк С. Исхаков,
в ходе войны были призваны на военную службу от миллиона до полутора миллионов тюркских солдат, что составляло около 10 процентов общей численности армии.
Вступление Российской империи в мировую войну для многих мусульман вызвало растерянность. Возникла неопределенность – как к этому относится, каковы будут последствия? Этой неопределенностью воспользовалась в Уфе группа татарских и башкирских социалистов, в которую входил впоследствии известный большевик Мирсаид Султан-Галиев. Это объединение выпустило прокламацию, которая призывала солдат-тюрок поднять бунт и покинуть армию.
Один из членов группы, учитель, для агитации направился в Стерлитамак, где ему удалось установить связи в солдатских частях и призвать их к неповиновению. Случаи бунтов и неповиновения были известны в Бирске и Белебее, а в Стерлитамаке при подавлении этих выступлений были расстреляны несколько человек.
В Казанской губернии нежелание воевать выражалось преимущественно в уклонении от призыва.
Пораженчески было настроено преимущественно городское население, стремящееся всячески уклониться от мобилизации, а бойкот войны со стороны татарской интеллигенции привел к тому, что число татарских офицеров в войсках составило ничтожный процент по сравнению с солдатами из числа татар. Ходили слухи о том, какую пользу может принести война, – в случае победы в России будет реформа, а в случае поражения дело должно закончиться революцией.