Мусульмане Нижегородской области

46367457 Мусульмане Нижегородской области Ислам НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Мусульмане Нижегородской области (новейшая история)

Нижегородскую мусульманскую общину, умму, можно считать единственным региональным мусульманским сообществом Поволжского федерального округа, которое тяготеет к Московскому исламскому полюсу.

Причина этого — абсолютное доминирование в мусульманском сообществе Нижегородской области мишарей, традиционно обособлявшихся от казанских татар. Публикуемая статья исламоведа Романа Силантьева «Новейшая история исламского сообщества Нижегородской области» исследует эту особенность.

…Исламское возрождение в Нижегородской области началось в 1988 году, когда горьковская Соборная мечеть была возвращена мусульманам. В январе 1991 года решением пленума ДУМЕС ее мусульманские общины были объединены в Горьковский мухтасибат, который возглавил имам-хатыб горьковской Соборной мечети Умар Идрисов.

Первая волна раскола обошла нижегородскую умму стороной, и в начале 1994 года Горьковский мухтасибат, переименованный к этому времени в Нижегородский, вошел в состав новообразованного ДУМЦЕР.

В мае того же года Нижегородский мухтасибат был преобразован в ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области (ДУМ НН и НО), а его мухтасиб Умар Идрисов стал муфтием, хотя долго стеснялся носить этот почетный титул.

28 августа 1992 года в селе Медяна Краснооктябрьского района состоялось торжественное открытие религиозно-просветительского комплекса, состоящего из Соборной мечети «Рашида» и мемориала памяти имамов, погибших в годы сталинских репрессий.

Впоследствии при комплексе было создано также среднее медресе «Медина» и целый ряд социальных служб. Постепенно за Медяной закрепилась слава главного духовно-просветительского центра нижегородских мусульман, тем более что мечеть «Рашида» благодаря своей оригинальной архитектуре стала одной из красивейших мечетей России.

3674747856865 Мусульмане Нижегородской области Ислам НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

В сентябре 1994 года Нижегородский муфтият вместе с ДУМЦЕР вышел из ЦДУМ, однако его руководство воздержалось от участия во внутримусульманском противостоянии, сохраняя хорошие отношения как с верховным муфтием Талгатом Таджуддином, так и с муфтием Равилем Гайнутдином. Это позволило нижегородской умме избежать внутреннего раскола и спокойно развиваться.

29 октября 1994 года при Соборной мечети Нижнего Новгорода открылось среднее медресе «Махинур», призванное готовить имамов для нужд Нижегородского муфтията 3. Начали издаваться первые мусульманские газеты на русском и татарском языках, при многих мечетях открылись исламские курсы.

Первая серьезная попытка втянуть ДУМ НН и НО во внутримусульманский конфликт была отмечена в июне 1997 года, когда влиятельный татарский меценат Ряшит Баязитов поссорился с московским муфтием Равилем Гайнутдином и принудил финансово зависящий от него Нижегородский муфтият заявить о выходе из ДУМЦЕР. Серьезных последствий это заявление не имело, и нормальные отношения между ДУМ НН и НО и ДУМЕР сохранились.

В начале 1999 года Нижегородский муфтият не продлил свое членство в ДУМЦЕР, которое было перерегистрировано как ДУМЕР.

Сейчас он зарегистрирован как самостоятельная организация, однако фактически входит в ДУМЕР, а через него — в Совет муфтиев России. Муфтий Умар Идрисов проводит независимую внешнюю политику, и в частности, поддерживает тесные связи с ЦДУМ.

В 2000 году Нижний Новгород стал столицей новообразованного Приволжского федерального округа (ПФО), что весьма позитивно сказалась на положении ДУМ НН и НО. Умар Идрисов быстро нашел общий язык с полномочным представителем Президента РФ в ПФО С.В. Кириенко, который оценил миролюбивую политику нижегородского муфтия и часто приводил его в пример враждующим мусульманским лидерам ПФО.

К началу 2001 года количество находящихся в подчинении ДУМ НН и НО общин достигло 50, что потребовало оптимизации его административно-территориальной структуры.

1 марта 2001 года на очередном меджлисе Нижегородского муфтията было принято решение образовать пять мухтасибатов: в Нижнем Новгороде, Пильнинском, Спасском, Сергачском и Краснооктябрьском районах6.

23 июня 2001 года в Нижнем Новгороде состоялось торжественное открытие второй городской мечети «Таубэ». В праздничном мероприятии приняли участие представительные делегации ЦДУМ, Совета муфтиев России и КЦМСК. На следующий день в Нижнем Новгороде был проведен круглый стол на тему «Исламский фактор в российской политике», в котором принял участие тесно сотрудничающий с ДУМ НН и НО полпред С.В. Кириенко. Участники круглого стола призвали создать межконфессиональный совет ПФО для упрочения сотрудничества между традиционными религиями7.

32546356457 Мусульмане Нижегородской области Ислам НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ 14 июля 2002 года в селе Петряксы Пильнинского района состоялось открытие новой мечети, которая была зарегистрирована в составе Казанского муфтията. Присутствовавший на церемонии открытия муфтий ДУМ РТ Гусман Ихаков заявил, что в ближайшее время при петряксинской мечети планируется открыть филиал казанского Российского исламского университета.

Читайте также:  Обучение исламу и национальная безопасность
Руководство ДУМ НН и НО, в свою очередь, расценило случившееся как вторжение Казанского муфтията на свою территорию, однако предпочло не обострять конфликт и ограничиться лишь публичным выражением своего неудовольствия.

В середине мая 2004 года в Нижегородской области прошли торжества в честь 10-летнего юбилея ДУМ НН и НО и 90-летнего юбилея Соборной мечети Нижнего Новгорода. К двойному юбилею были приурочены открытие музея в религиозно-просветительском комплексе села Медяна, презентация документального фильма «Мусульмане Нижегородчины» и новых книг об истории нижегородской уммы, а также разнообразные конференции, семинары и круглые столы.

 

2005–2006 гг.

Довольно безоблачное существование Нижегородского муфтията, во время которого он не вмешивался во внутримусульман¬ское противостояние и сохранял дружественные отношения с властными структурами и Нижегородской епархией, перестало быть таким в 2005 году. Все началось с выступления муфтия Умара Идрисова на конференции «Исламское возрождение в татарском обществе: проблемы и перспективы» (Казань, 23 июня 2005 года), в ходе которого он призвал российских мусульман создать единое духовное управление и упомянул о том, что «наверное, все присутствующие знают, что в истории нашей страны именно Церковь неоднократно выступала против создания единой, объединенной, сильной мусульманской религиозной структуры».

Летом того же года Идрисов предложил избрать единым муфтием России Равиля Гайнутдина, а также начал активно лоббировать идею введения поста вице-президента-мусульманина.

Вторую инициативу поначалу поддержал и Равиль Гайнутдин, однако после резкого окрика из Администрации Президента он немедленно поменял свою позицию и переложил всю вину на нижегородского муфтия.

Впрочем, это не смутило Умара Идрисова. 1 сентября 2005 года он в своей речи, посвященной годовщине трагических событий в Беслане, произнес следующую фразу: «В октябре 1552г. русское воинство, напутствуемое духовенством, получило разрешение на резню всех татар мужского пола в Казани, всех, кто был выше колесного обода», чем фактически приравнял православное духовенство к духовным лидерам террористов-детоубийц.

Осенью того же года на официальном сайте Нижегородского муфтията появились материалы, которые резко критиковали празднование Дня народного единства, обвиняя Русскую Православную Церковь в его некорректном лоббировании, сообщали об антиисламском сговоре Московского Патриархата с властью и призывали мусульман оказать влияние на выборы следующего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

В итоге в декабре 2005 года Нижегородская епархия выступила с заявлением:

«В последнее время некоторые представители Духовного управления мусульман Нижегородской области (ДУМНО) выступили с заявлениями, которые дестабилизируют сложившиеся межконфессиональные и межэтнические отношения в регионе. В связи с этим Нижегородская епархия Русской Православной Церкви заявляет, что Нижегородскую область всегда отличали веротерпимость, межрелигиозный мир и взаимное уважение традиционных для нашей страны религиозных сообществ.

Подобного рода безответственные действия представителей Духовного управления мусульман Нижегородской области являются провокационными и направлены на разжигание межнациональной и межконфессиональной вражды.

Нижегородская епархия выражает серьезную озабоченность в связи с вышеизложенным и призывает все здоровые силы общества противостоять участившимся попыткам расшатать стабильную политическую и религиозную ситуацию в регионе». После этого Нижегородская епархия прекратила все отношения с ДУМ НН и НО.

В июне 2006 года муфтий Умар Идрисов нашел еще одного врага, которым оказался полномочный представитель Президента в ПФО Александр Коновалов.

«Очень опасно, что полпредство президента в ПФО пытается играть на противоречиях между мусульманскими организациями, чтобы столкнуть их лбами и представить мусульман слабыми и разобщенными.

При полпреде Кириенко был разработан скандальный антиисламский проект “Русский ислам”, при нынешнем полпреде полпредство проводит линию полной, абсолютной, тотальной поддержки только одной конфессии — РПЦ МП — в ущерб всем другим.

…Обращаю внимание присутствующих, что именно информационное сопротивление линии полпредства со стороны мусульман Нижегородчины вызвало у властей предержащих столь неумную и яростную атаку на наше Духовное управление вплоть до сепаратных переговоров полпреда Коновалова с мусульманскими организациями ПФО о замене мусульманских лидеров Нижегородской области иными фигурами.

Читайте также:  Ближний Восток глазами татарского паломника

Это я к тому, что мусульманские СМИ в лице медиахолдинга ДУМНО — газета “Медина”, наш сайт, журнал “Минарет” и другие — рады предоставить свои страницы всем желающим высказаться по поводу происходящего сегодня в Поволжье ползучего геноцида коренных народов нашего региона», — заявил Идрисов в одном из своих выступлений, пообещав пожаловаться на полпредство в Совет Европы.

Вместе с этим неудовольствие муфтия вызвал и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, который якобы выделял на нужды ДУМ НН и НО и татарских национально-культурных автономий слишком мало — по сравнению с епархией — денег.

456367645745 Мусульмане Нижегородской области Ислам НИЖЕГОРОДСКАЯ ОБЛАСТЬ

Параллельно с этим сайт Нижегородского муфтията вел беспощадную борьбу еще с целым рядом структур — сайтом «Ислам.ру», Национальной организацией русских мусульман и Исламским комитетом Гейдара Джемаля, ДУМ Пермского края и продюссерской группой фильма «9 рота».

Доставалось на его страницах и Совету муфтиев России — помимо резкой критики этой организации как таковой, серьезные обвинения в хамской форме выдвигались и ее отдельным представителям — муфтию Мукаддасу Бибарсову, обвиненному в продажности властям, первому заместителю муфтия Татарстана Валиулле Якупову, обвиненному в работе на врагов ислама, главе Московского областного мухтасибата ДУМЕР Арслану Садриеву, упрекавшемуся в «абсолютной, тотальной неграмотности и некомпетентности», и даже имам-хатыбу московской Мемориальной мечети Шамилю Аляутдинову, уличенному в крохоборстве и издевательстве над религиозными чувствами мусульман.

Таким образом, менее чем за год муфтий Умар Идрисов сумел поссориться с коллегами по Совету муфтиев России, полномочным представителем Президента РФ в ПФО, Нижегородской епархией и всей Русской Православной Церковью в целом, а также с целым рядом СМИ. Некогда спокойная жизнь ДУМ НН и НО превратилась в сплошную череду скандалов, взаимоисключающих заявлений и сомнительных инициатив, которые уронили его авторитет до критически низкой отметки.

Ряд экспертов предположил, что ответственность за смену курса Нижегородского муфтията лежит на молодом заместителе Умара Идрисова, ректоре медресе «Махинур» Дамире Мухетдинове, авторству которого принадлежало большинство громких заявлений.

По их версии, Мухетдинову просто надоело быть вечно вторым лицом, и он в лучших традициях лидеров Совета муфтиев России решил предать своего учителя, подставив его под удар целого ряда влиятельных групп с тем, чтобы впоследствии самому стать муфтием Нижегородской области22.

Правдоподобность этой версии придавало то обстоятельство, что работу сайта ДУМ НН и НО, равно как и периодически публиковавшихся материалов курировал именно Мухетдинов, и именно он размещал на нем наиболее резкие материалы Информационно-аналитического центра при представительстве Совета муфтиев России в ПФО и Аналитического центра нижегородских мусульман «Амаль».

 

Современное положение мусульманского сообщества
Нижегородской области

По количеству зарегистрированных мусульманских организаций Нижегородская область занимает восьмое место среди регионов ПФО. В настоящее время численность этнически мусульманского населения Нижегородской области превышает 67 тысяч человек (десятое место среди регионов ПФО), а его доля достигает 2% (последнее место среди регионов ПФО).

Нижегородская умма моноэтнична благодаря абсолютному преобладанию татар (главным образом мишарей). Доля всех народов Поволжской уммы достигает в ней 79%, Кавказской уммы — 18% и Среднеазиатской уммы — 3%.

В области действуют 54 мусульманские организации (8,8% от числа всех зарегистрированных, десятое место среди регионов ПФО), из которых 52 входят в юрисдикцию ДУМ НН и НО, а одна— в юрисдикцию Казанского муфтията.

Большинство махалля расположено в южных районах Нижегородской области — Сергачском, Спасском, Пильнинском и Краснооктябрьском. Обеспеченность общин мечетями высокая.

ДУМ НН и НО ведет плодотворную деятельность во всех сферах, необходимых для реисламизации нижегородской уммы. Более десяти лет при Соборной мечети Нижнего Новгорода действует среднее медресе «Махинур», которое имеет один филиал (медресе «Медина» в селе Медяна), восемь отделений, три воскресные и пять летних школ.

Это учебное заведение позволяет обеспечивать потребности ДУМ НН и НО в имамах и вести просветитель¬скую работу24. 3 октября 2005 года было зарегистрировано еще одно учебное заведение ДУМ НН и НО — Нижегородский Исламский институт им. Хусаина Фаизханова. Строительство корпуса института пообещал профинансировать Исламский банк развития 25.

Читайте также:  В Ингушетии распущен муфтият

По количеству издаваемых ДУМ НН и НО периодических изданий лишь немногим уступает ДУМ РТ и ДУМ Дагестана, считающихся признанными лидерами в этой области.

Нижегородский муфтият выпускает на русском и татарском языках газеты «Нур аль-Ильм», «Жихан», «Медина», «Мадинат аль-Ислам» и «Атфаль», а также вместе с ДУМЕР и ДУМ РТ принимает участие в издании журнала исламской доктрины «Минарет».

Общий тираж его изданий превышает 30 тысяч экземпляров. Помимо периодических изданий при содействии факультета международных отношений Нижегородского государственного университета выпускается также много религиозной и исторической литературы. На нижегород¬ском областном канале ННТВ два раза в месяц выходит посвященная исламу передача «Минарет». Официальный веб-сайт ДУМ НН и НО «Ислам в Нижнем Новгороде» выглядит одним из активных русскоязычных сайтов мусульманской тематики26.

Нижегородский муфтият осуществляет многостороннюю социальную работу, помогая детским домам и домам престарелых, собирая помощь малоимущим и пострадавшим от террористических акций. Под эгидой ДУМ НН и НО в области открыты многочисленные курсы изучения ислама и татарского языка, проводятся детские летние лагеря.

В апреле 2004 года при поддержке медресе «Махинур» в Нижнем Новгороде открылся Клуб общения мусульман.

Особое внимание ДУМ НН и НО уделяет работе среди молодежи. Так, в марте 2004 года в Соборной мечети Нижнего Новгорода прошел первый слет мусульманской молодежи, по итогам которого было создано мусульманское молодежное движение татар «Яшьляр».

Нижегородский муфтият часто дает публичную оценку злободневным событиям в стране и мире, проводит многочисленные конференции, семинары и митинги, борется с исламофобией. С 2005 года его лидеры провели ряд мероприятий по объединению росийских мусульман под эгидой Равиля Гайнутдина, самым известным из которых стал Всероссийский мусульманский форум 4–5 ноября 2005 года, который, правда, собрал лишь второстепенных лидеров Совета муфтиев и никаких серьезных решений не принял.

В Нижегородской области отмечается активная деятельность сторонников радикального ислама.

Так, в 2004 году в области была выявлена ячейка экстремистской партии «Хизбут-Тахрир», а 1 октября 2004 года был произведен арест одиннадцати ее членов, которые были обвинены в совершении преступлений террористического характера.

Правда, представители Информационно-аналитического центра при представительстве Совета муфтиев России в ПФО имели свою точку зрения на этот вопрос. «Почему силовые ведомства, столь решительно показывающие свои возможности, скажем, в полностью высосанном из пальца деле о партии “Хизб ат-Тахрир”, превентивно арестовывающие сотни мусульман по всей стране лишь по подозрению в… чтении книг турецкого ученого Саида Нурси (!), не стесняющиеся врываться в официальные медресе и мечети для задержания “черных” даже без повода, так спасовали перед “хулиганами”-скинхедами?» — писали они в газете «Медина аль-Ислам», тем самым недвусмысленно определяя свою позицию по отношению к «Хизбут-Тахриру»29.

Кроме того, под эгидой ДУМ НН и НО действует «Благотворительный культурно-образовательный пансион “Волга”», который неоднократно называли подразделением секты «Сулейманджи».

«Одновременно с адыгейской пантюркистской школой в Автозаводском районе Нижнего Новгорода в собственном здании (!) открылся “Благотворительный культурно-образовательный пансион «Волга»”, куда набирали “одаренных детей преимущественно из малообеспеченных и многодетных семей, детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей”.

Речь шла только о мальчиках 13–14 лет, то есть группа, на которую делают ставку пантюркисты, очерчена достаточно четко.

Как сообщила нижегородская газета “Новое дело”, директором пансиона стал турок Ахмед Йавычан, хотя реальное управление всеми делами сосредоточено в руках казахского гражданина Саидахмета Куанова (который в свое время и сам обучался в системе пансионов “Сулейманджи”).

Характерно, что лицензии на образовательную деятельность не было и у “Волги”, что вызвало законные претензии областного Министерства образования», — писала о пансионе эксперт ИА «Росбалт» Яна Амелина.

Впрочем, представители ДУМ НН и НО всячески отрицали эту информацию и даже грозились подать в суд на журналиста ОРТ Николая Мамонтова, озвучившего версию Яны Амелиной в своем фильме «Свободные радикалы» (ОРТ, 19 февраля 2006 года) .

Официальный сайт ДУМ Нижнего Новгорода и Нижегородской области о праздновании Дня народного единства

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

11 − 11 =

Next Post

Старообрядчество в Самарской области

Пн Июн 15 , 2020
Старообрядчество в Самарской области (советский период) Расцвет старообрядчества в условиях прекращения гонений и предоставления пусть и ограниченных свобод был прерван октябрьским переворотом 1917 г. и […]
Старообрядчество в Самарской области