675464338753838

УФИМСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ

газета, издается в Уфе с 1879 г. В № 1 – 32 страницы. Состоит из двух частей, официальной и неофициальной. Печатается в губернской типографии. Редактор – преподаватель уфимской духовной семинарии Иван Любимов, цензор – кафедральный протоиерей Иван Желателев. В официальной части печатались императорские указы и синодальные постановления, касающиеся церковной жизни. В неофициальной части-лучшие пастырские речи (проповеди), прощальные слова по поводу похорон умерших священников.

Нумерация страниц не самостоятельная в каждом номере, а сквозная на весь год. В официальной части 3-го номера опубликованы официальные определения синода. Относительно замечания, делаемых при ревизии епархиальных женских училищ. О составлении профессором Колосовым книг под названием «Старославянская грамматика» с журналом Учебного комитета.

Редактировали издание в разные годы: Любимов И., преподаватель семинарии; Васильков Н.Н., священник; Брянцев В.И.; неофициальный отдел с 1908 г. редактировал архимандрит, ректор семинарии Мефодий; с 1913 г. — инспектор семинарии Ардашев И.А.; с 1913 г — священник Хохлов И.В.; с 1914 г. — Брянцев В.И.

По вопросу о взыскании гербового сбора по делам о преступлениях и проступках лиц духовного звания. О порядке производства починок и исправления памятников старины, находящихся в ведении епархиальных начальств. О повышении окладов содержания и других служебных прав служащих в духовных училищах — с приложением ведомости о количестве процентного сбора по епархиям сумм для этого.

Следующий раздел — епархиальные распоряжения и известия. Порядок архиерейских богослужений, совершаемых просвещенным Никанором. С №16 в журнале появляется ежемесячное прибавление, в котором даются методические материалы «Очерк дидактики» по программе для духовных семинарий. Составитель Ф. Дмитровский. Сверстано это приложение как отдельная книга. С указанием года выхода и типографии, года издания.

Появление этого тематического научно-педагогического приложения выводит «Епархиальные ведомости» из служебных, сугубо церковных изданий, замкнутых на собственных узко-церковных проблемах, в издания научно-методические. До конца года эти прибавления выходят ежемесячно., в них подробно расписывается методика преподавания всех программных предметов училищ. В №20 в разделе «Епархиальные распоряжения и известия» печатается «Устав Уфимского вольного пожарного общества» и список его членов.

В 1884 г. структура журнала сохранилась такая же, состоящая из двух частей, официальной и неофициальной. В №12-13 печатается устав православных духовных академий. Мы не будем касаться всех тонкостей этого документа, регламентирующего жизнь этих важных для государства учреждений.

«К предметам, изучаемым всеми студентами, относятся:

1. Введение в круг богословских наук.

2. Священное писание с библейской историей.

З. Догматическое богословие.

4. Нравственное богословие.

5. Гомилетика и история проповедничества.

6. Пастырское богословие и педагогика.

7. Церковное право.

8. История церкви, вселенской до разделения церквей, православно-восточной и русской.

9. Паристика.

10. Церковная археология и литургика. Философия: а)логика, психология, метафизика, б) история философии.

Из всех прочих предметов академического курса составляются две группы: К первой группе относятся: 1. Теория словесности и история иностранных литератур. 2. Русский и церковно-славянский язык (с палеографией) и история русской литературы. 3. Библейская археология. Один из древних и один из новых языков. Ко второй группе относятся. 1. История и разбор западных исповеданий. 2. История и обличение русского раскола. З. Гражданская история общая. 4. Русская гражданская история. Один из древних и один из новых языков.

В казанской академии к общему курсу академических наук, согласно с первоначальной целью ее учреждения, присоединяется группа предметов миссионерских, разделяющаяся на два отдела: татарский и монгольский. Студенты казанской академии, избравшие какой-либо из этих отделов, освобождаются от изучения наук, входящих в состав двух вышепоименованных групп, за исключением одного из древних и одного из новых языков.

К татарскому отделу относятся:

1. История и обличение магометанства.

2. Этнография, татар, киргизов, башкир, чуваш, черемис, вотяков и мордвы.

3. История распространения христианства между означенными инородческими племенами.

4. Арабский и татарский язык с общим филологическим обзором языков и наречий означенных племен.

К монгольском отделу относятся: 1. История и обличение ламайства. 2. Этнография монголов, бурят, калмыков, остяков, самоедов, якутов, чукчей, тунгузов, манджур, корейцев, гольдов, гиляков, коряков и других. 3. История распространения христианства между означенными племенами. 4. Монгольский язык с его наречиями — бурятским и калмыцким — и общий филологический обзор языков и наречий других вышепоименованных племен».

В журнале регулярно печатаются объявление о выходе нужных для священнослужителей регламентных и богослужебных книг. В 1889 год «Вестник» приобретает все признаки книжки журнального типа.

Неофициальная часть больше публикует собственных епархиальных новостей. Отдел неофициальный открывает пастырское слово «Слово на новый год». Его автор протоиерей Дебольский. Для священников вводится практический курс комментария «Опыт сравнительного изъяснения сказаний евангелистов Матфея и Луки о родословии Иисуса Христа. Особый интерес получает раздел вопросов и ответов, которого раньше в журнале не было. Он называется «Церковно-практические вопросы и ответы».

В 1894 г. структура вестника постепенно стабилизируется и приобретает черты светского журнала.

В официальной части остается только епархиальные распоряжения и новости. В неофициальной появляются новые, такие иж, например, «Условия действенности молитвы». Эту статью написал протоиерей И.Виноградов. Но наиболее интересен материал в этом же номере под названием «Число просвященных св. крещением в 1893 г. и религиозно-нравственное состояние крещеных инородцев вообще».

«В 1893 году в разных приходах Уфимской епархии инородцев крещено: из татар 41 челов., из башкир 6 челов., из язычников черемис 48 челов., и присоединено к св. церкви из р>азных сект раскола 127 человек. Всех же крещеных инородцев в Уфимской епархии насчитывается до 125,136 обоего пола, в том числе 640 башкир, 35,743 татар, 52, 362 чуваш, 30,085 мордвы, 4566 черемис, и 1740 вотяков. Замечательнее всего то, что в 1893 году совершилось обращение в христианство значительной части учителей инородцев из черемисов, принадлежащих к язычеству. Так, 12 и 13 июня в г. Уфе присоединилось 6 учителей, один из коих с женой и дочерью, другой с женой и тремя сыновьями и впоследствии еще двое, итого в Уфе 14 человек и в гор.Бирске и уезде еще 4 учителя с семействами из 10 человек, а всего 10 учителей с семействами из 18 душ».

В №15 привлекает внимание статья «11 июля. Сооружение православного храма около станции Шафраново»: «Станция Самаро-Златоустовской железной дороги Шафраново носит имя владельца имения, из которого отчуждена земля в этом месте для железной дороги. В окрестностях станции, на далеком расстоянии, нет православных храмов, почему владелец этого имения, действительный статский советник Николай Семенович Шафранов, предпринял создать русскую церковь, во имя св.Николая, около станции, где находится его дом; а так как г.Шафранов не имеет всех нужных ему к тому средств, то он, пожертвовав для причта будущего храма установленное количество (331/3 ) десятин земли, должен был обратиться к сочувствию русских людей».

В 1896 г. объем журнала увеличился до 64 страниц, появилась еще одна рубрика «Правительственные постановления и распоряжения».

Обращает на себя внимание перепечатка из Санкт-Петербургского духовного вестнике «уместны ли православно-христианские молитвенные действия в сценических представлениях»? «Итак, если на театре бывают нередко столь явные отступления от правил здравой морали и требований истинной веры, то как же можно его ставить в параллель с церковью, которая вовеки свята? Театр может быть иногда помощником церкви, если на нем ставятся пьесы, проникнутые христианским духом, но вовсе не в том смысле, чтобы он напоминал в действии религиозные обряды и учил внешним знакам христианского богообщения.

Церковь его никак не может уполномочить на это уже и потому одному, что она допускает только действительную и искреннюю религиозность, а не кажущуюся, лицедейскую, тем более, если театр, как учреждение светское, от церкви независимое и в своих нравственных принципах неустойчивое, как и сама общественная жизнь, является иногда врагом церкви. Как же при этом условии она может отдать в распоряжение его свои дорогие принадлежности и священные действия, может быть, даже на кощунственное поругание».

Сохранился раздел «Церковно -практические вопросы и ответы». Появился раздел «Сведения по медицине и сельскому хозяйству».

Во втором номере за 1893 г. помещена статья «Впасть тьмы». «Нет, не должна быть допускаема на сцену народного театра эта «драма для взрослых». И самую книжку эту не только в руки детей. Но и взрослых грамотников простолюдинов желательно было бы не допускать. Цензура по своим правилам не могла не пропустить этой книжки, так как для интеллигентных людей она, пожалуй, безвредна. Но, пастыри христова стада! В ваших руках есть другая цензура, пастырская. Вы должны не только учить добру, но и охранять свою паству от вредного влияния ложных учителей».

По итогам 1896 года в конце 24 номера дано годовое оглавление всех опубликованных в «Ведомостях» материалов. В 1901 г. цензором становится кафедральный протоиерей Еварестов. На полгода напечатан «Календарь уфимского богомольца». прибавления. В №4 в статье «Чувашская церковно-прихоцская школа в с. Зиргане Стерлитамакского уезда» читаем:

«Село Зирган, сравнительно большое село Стерлитамакского уезда; расположено оно на левом берегу Белой, по Уфимско-Оренбургскому почтовому тракту в 43-х верстах от г.Стерлитамака. в нем более 600 домов; жителей всех вообще 4210 душ, русских 1120, мордвы 1465 душ, чуваш 560 душ и татар-магометан обоего пола 1065 душ…».

В №1 публикуется «Краткая история церковной живописи и иконописи». Ее автор Лев Парилов. Село Палех, Почтово-телеграфное отделение Владимирской губернии. В 1907 г. редактором издания становится священник Николай Васильков. Объем вестника тот же – 64 страницы. Структура – та же. Опубликована программа «Вестника» на год: «В официальном отделе будут помещаться: Правительственные постановления и распоряжения. Определения и указы св. Синода. Епархиальные распоряжения и известия. В неофициальном отделе. Слова, поучения, речи и беседы. Статьи научно-богословского содержания.

Статьи исторического и педагогического содержания, а также описания местного края, прихода и т.п. Церковно-практические вопросы и ответы. Сведения и советы из народной медицины и по сельскому хозяйству. Объявления о книгах, пригодных для пастырей а их жизни и деятельности.

В прибавлениях к №№ будут помещаться отчеты: миссионерские, училищные, о церковно-приходсеких школах, правила, инструкции, программы, разрядные списки учеников и т.п.». Новая рубрика «Отклики из епархии». Священник Михаил Бурдуков рассказывает о строительстве и освящении деревенской церкви. В журнале в 1912 г. появляется новая рубрика «Хроника архиерейского служения». Даны объявления о подписке на православные и светские журналы.

Издание прекращено в 1917 г., в настоящее время — восстановлено. Уфимские епархиальные ведомости. Адрес: Уфа, ул. Сочинская, 29 Тел.: 7 (347) 256-18-41, 7 (347) 256-34-17.

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанаУФИМСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ газета, издается в Уфе с 1879 г. В № 1 – 32 страницы. Состоит из двух частей, официальной и неофициальной. Печатается в губернской типографии. Редактор – преподаватель уфимской духовной семинарии Иван Любимов, цензор – кафедральный протоиерей Иван Желателев. В официальной части печатались императорские указы и синодальные постановления, касающиеся...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл