
Если в первоначальный период массового переселения (1861 -конец 1890-х гг.) переселенцы в Иркутскую губернию были в основном (более 75 %) выходцами из западных сибирских губерний (Тобольской, Томской, Енисейской), то с конца 90-х гг. XIX в. и начале ХХ в. 57,5 % переселенцев были выходцами из Могилёвской, Витебской, Минской, Гродненской губерний и 29,3 % — из Орловской, Черниговской, Полтавской, Пензенской, Тамбовской.
По данным «Белорусской советской энциклопедии», с 1896 по 1912 г. из Беларуси в Сибирь переселились 716 600 человек. Полагаясь на исследования ученых-белорусоведов М.В. Довнер-Запольского, П.Д. Верещагина, А.А. Ракова, З.М. Семейных и энциклопедии, можно с большой степенью достоверности также можно утверждать о переселении в Сибирь примерно 700 тыс. белорусов.

В 1897 г. витебский губернатор в отчете царю Николаю второму с горечью подчеркивал, что ни строгости, ни уговоры, ни печальный пример тех, кто вернулся из Сибири окончательно обедневшим, не могли прекратить переселенческого движения, которое постоянно разрасталось.
Крестьяне, не обращая внимания на запреты властей, продавали имущество, оставляли жилье и направлялись на ближайшие железнодорожные станции. Полиции было не под силу справиться с наплывом переселенцев, поэтому властям приходилось использовать воинские команды.
В период столыпинских реформ, в 1907-1909 гг., были установлены прямые связи белорусских уездных землеустроительных комиссий с переселенческими пунктами Иркутской губернии. Так, в ГАИО имеются документы о зачислении переселенческих участков Харлатей, Килимский, Старица, Приречный и др. Нижнеудинского уезда за деревнями Сидоровичи, Воловичи, Чистые Лужи, Рудня, Тарасовка, Купреевка и др. Гомельской волости Могилёвской губернии. Причем сохранены целые списки семей (по имени и отчеству главы семьи), изъявивших желание переселиться в Сибирь.

Одной из отличительных черт хозяйственной деятельности белорусов в Сибири являлось культивирование льна.
В большинстве случаев выращивание и обработка льна преследовали цель обеспечить семью одеждой, необходимыми предметами быта и ритуально-обрядовых действий (скатертями, полотенцами, рушниками и т.д.).
Также яркой чертой традиционной белорусской культуры в Сибири являются особенности приготовления пищи. Среди национальных блюд почти все потомки белорусских переселенцев, живущих в Сибири, упоминают драники. Блюда из картофеля всегда занимали ключевое место в рационе белорусов. Среди мясной пищи были наиболее распространены блюда из свинины.

Выходцы из западных районов Белоруссии чаще упоминают зразы, а также мучные и картофельные клёцки, которые, как правило, добавлялись в суп. Среди выходцев из восточных губерний нередко упоминаются колдуны – подобие пельменей из картофеля или теста, начиненных свининой или маком.
Многие представители первых поколений переселенцев говорили на белорусском языке. Их потомки, рожденные в Сибири, начали утрачивать чистоту родного языка, постепенно превращая его в специфический русско-белорусский диалект. Он может быть отчасти сопоставлен с феноменом «трасянки» – диалекта, получившего распространение в некоторых сельских районах Белоруссии, в котором преобладают русские слова, произносимые в соответствии с правилами лексики и фонетики белорусского языка.
При оформлении документов на переселенцев в пунктах отправления изменялись на русский лад фамилии и имена белорусов. Так, исконно белорусская фамилия Коваль превращалась в Ковалева, Жук— в Жукова, Равенок — в Равенкова, имя Михась — в Михаила, Томаш — в Фому и т. п.
Со временем культура белорусов-сибиряков ассимилировалась с местными обычаями и традициями русских и других народов. Появился особый тип современного регионального этноса, этнос — сибирский белорус, или, как еще в шутку говорят, — «морозоустойчивый белорус».
Источник: Прибайкалье
