Село Вятские Поляны Вятской губернии. Фото начала XX в.
Вятские Поляны — третий по числу жителей город Кировской области. Расположен на правом крутом берегу реки Вятка, в ста километрах от её устья, на юге области недалеко от границ Удмуртии и Татарстана. Через город протекают река Ошторма и её левый приток Тойменка.
Расстояния от города по автодороге до с. Сосновка — 19 км, г. Малмыж — 55 км, г. Киров — 320 км, г. Кукмор — 9 км, г. Казань — 150 км. Население — 31873 чел. (2024 г.).
Вятские Поляны сегодня — территория опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) «Вятские поляны» с соответствующим режимом ведения бизнеса и льготными налоговыми условиями. Льготы касаются налога на прибыль, на имущество, на землю, ставок по арендной плате и использования объектов инфраструктуры в соответствии с федеральным законом 473-ФЗ «О территориях опережающего развития» 2014 г. Задача — обеспечить жителей рабочими местами, разнообразными сервисами и более комфортными условиями для жизни.
Промышленность Вятских Полян представлена следующими предприятиями. Градообразующее — Вятско-Полянский машиностроительный завод (ВПМЗ), ныне ОАО «Молот». Кроме этого выделяются «Молот АРМЗ», «Механический завод Меттэм», «Вятско-Полянская птицефабрика», «Молот-Оружие», «Вятская фабрика дверей» (производство деревянных строительных конструкций и столярных изделий), «Фабрикант» (производство верхней одежды), «Сотка зелени» (производство удобрений), «Вятско-Полянский механический завод» (обработка металлоизделий), «Молот-СпецОдежда», «Орион» (строительство кораблей и плавучих судов), «Мега-Строй» (капремонт и строительство).
Город Вятские Поляны Кировской области
Село Вятские Поляны известно с 1595 г. как вотчина Вятского Успенского монастыря — согласно архивным записям 18 сентября 1595 г. местечко Вятские Поляны передано монастырю, который построил два храма и «живут 15 старцев по Вятке-реке».
В записной книге Казанской Приказной Палаты 1596 г. уточняется, что «вверх по Вятке-реке, промеж речкою Воштормою, что на 10 верстах, Горка до речки Слудки, а по-татарски Бурек, и меж речками Буей и Казанкой и Чепочкою даны полянки и лес на пашню и на сенные покосы в Казанском уезде по Арской дороге Рождественского монастыря, что слывут Вятские поляны».
Известно, что в 1596 г. «привез Государеву грамоту с Вятки-Хлынова города игумен Трифон о велении дати ему к Успенскому монастырю земли по речке Вошторме и Вятке и велено допросить черемисы деревни Кукморы и Тоймы».
Как видно из грамоты царя Михаила Федоровича Казанским воеводам от 19 марта 1615 г., существовали две деревянные церкви — Христорождественская и Никольская. В дозорной книге Рязанцева от 1601 г. Рязанцева значится «монастырь, что на Полянках».
Вятские Поляны постепенно заселялись. По записям 1616 г. «пришли в Вятские Поляны и поселились самовольно Кукарской дворцовой слободы крестьянин Боженко Давыдов, села Лебяжья крестьянин Сафанко Онтонов, Вятского уезду Спирька Афанасьев, села Чолнов крестьянин Ивашко Михайлов — от башкирского разорения».
Железнодорожный вокзал Вятские Поляны, архивное и современное фото
В 1620 г. упоминается «село Рождественское, что на Полянах на денежном оброке. А в нем Божие милосердие храм деревян Троицы Живоначальныя, да придел Великого Чудотворца Николы», а далее следует полный список всех жильцов села — 22 двора.
В 1654 г. вся Вятско-Полянская вотчина вымерла от моровой язвы, но скоро вновь заселилась — уже в 1657 г. здесь было 56 дворов и 99 жителей. Об этом есть запись 1660 г. — «после мору село Рождественское вымерло, в селе был 91 двор, в 56 дворах жили вновь поселенцы, а 35 дворов стояли пустые. Село платило до мора оброку 444 рубля 30 алтын 2 деньги».
Пристань Вятские Поляны
Паром через р. Вятку
В 1675 г. сюда поселились «беглые приезжие разных городов и сел и волостей». Считается, что от смешения этих беглых с вятчанами и произошли «гагары» — под этим прозвищем известны древнейшие русские поселенцы этих мест.
По наблюдениям малмыжского священника Бабушкина, «гагары» — помесь вятчан с казанцами и беглецами из разных племен России. Это народ видный, статный, высокий, красивый, большею частью брюнеты; одеваются чисто и со вкусом; пчеловоды, плохие землепашцы — по сравнению с вятчанами. Речь их отрывистая и бойкая. Главная особенность говора гагар — «с» вместо «ц» и мягкое «к».
В 1783 г. в селе построена, вместо сгоревшей Никольской церкви, новая – деревянная, холодная, однопрестольная, во имя Святого Николая Чудотворца, освященная 21 июля 1784 г.
Пожарная команда села Вятские Поляны на выезде и перед Управлением пожарной охраны
Село в 1791 г. передано из Казанской епархии в Вятскую. По архивному описанию оно «расположено на правом берегу реки Вятки, у подошвы горы, местность холмистая, почва удобная для хлебопашества. Стоит на трактовой дороге, расстоянием от города Вятки — в 333 версты, от Малмыжа – в 45 верст, от Каксинвоя — в 35 верст. При селе находятся волостное правление и больница. Земли: усадебной – 2.148 саженей, пахотной — 70 десятин 1.200 сажен, сенокосной — 17 десятин 1.008 саженей».
14 мая 1818 г. выдана храмозданная грамота на построение вместо обветшалой деревянной церкви каменного храма во имя Святого Николая Чудотворца, с двумя приделами — Богоявленским и Ильинским. Каменная церковь возведена в 1826 г., первым в теплой церкви освящен Никольский престол (6 декабря 1839 г.), позже освящен Ильинский престол (1842 г.). 9 июня 1862 г. церковь частично пострадала от пожара («погорела» — дело № 624 за 1862 г.). В июле 1874 г. приобретен колокол весом 50 пудов, на пожертвования от разных лиц.
Вятские Поляны, товарные склады
Никольский храм относился к Каксинвайскому благочинию. Причта по штату в конце XIX в. было положено — 2 священника, 1 диакон и 2 псаломщика. Квартиры для причта — казенные. Братский денежный доход: священника – 494 руб. 19 коп., диакона — 329 руб. 46 коп., псаломщика – 164 руб. 72 коп. Руги, собранной на весь причт, — до 200 пудов ржи (в приходе — 576 ружных венцов).
То есть, казенного жалованья причт не получал, прихожане платили ругу: с каждого брачного венца — по одному пуду ржи и овса. Условие это прихожане не выполняли, да и не могли — почти половина мужчин прихода служила в военной службе, кроме того, жители села Вятские Поляны были освобождены от руги и сборов как наделившие причт пахотной и сенокосной землей. В 1909 г. на причт поступило всего 1115 рублей 28 копеек — как по общей, так и по частной кружке (священнику – 333 руб. 56 коп., диакону – 223 руб. 4 коп., псаломщику — 111 руб. 52 коп.).
Никольский собор в Вятских Полянах возведен в 1826 г., 9 июня 1862 г. сгорел. Вновь восстановлен и расширен в 1894 г.
14 мая 1818 г. епископ Вятский и Слободской Амросий по прошению благочинного округа священника Иоанна Минеева дал храмозданную грамоту о «дозволении в селе Вятских Полянах, вместо Николаевской деревянной церкви, приходящей в ветхость, построить вновь каменную в проименование Святителя Николая Чудотворца с двумя пределами — Богоявления Господня и во имя Святого Пророка Илии».
В 1894 г. теплая церковь расширена, и в храме устроены три престола: в холодной церкви — Богоявленский, теплый правый престол — Никольский, левый теплый — Ильинский.
Вятско-Полянское почтово-телеграфное отделение, 1935 г.
По архивным данным в начале XX в. приход состоял из 9 деревень, расстоянием до села 2-10 верст. Прихожане православные русские – 1995 мужчин и 2098 женщин; старообрядцев – 29 мужчин и 38 женщин. Главное занятие прихожан — земледелие, побочные ремесла — плотницкое, скорняжное и катание валяной обуви.
В приходе имелись три школы, из которых одна двухклассная земская — в селе, другая — земская в деревне Собакино в 8 верстах от села, и третья — церковно-приходская школа в деревне Спасской в 10 верстах от села. При соседней деревне Сосновке освящена 18 ноября 1904 г. церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, в 1906 г. в храм назначен самостоятельный причт.
Вятские Поляны, 1930-е гг.
Некоторые из священников Никольской церкви остались в памяти горожан. Среди них — священник отец Михаил Кибардин. Одна из старейших жительниц города В.Ф. Фалалеева рассказывала: «В 1918 году, когда в городе находился штаб Второй армии Восточного фронта под командованием В.И. Шорина, все духовенство храма было арестовано. Отца Михаила Кибардина по приговору ВЧК расстреляли прямо на пароходе, где заседала первое время комиссия, а труп, с камнем на шее, сбросили в воду. А священника отца Иоанна (фамилия неизвестна) взяли прямо на службе, в полном облачении, с крестом в руках и доставили на пароход, стоявший у железнодорожного моста. Приговор один — расстрел. Труп был брошен в воду и по течению приплыл прямо к храму, в котором служил отец Иоанн. Прихожане, не побоявшись наказания властей, извлекли тело своего духовного наставника из воды и схоронили тайно — у северной стороны храма, против первого окна от входа. Только двум священникам – отцу Виктору Краснову да отцу Леониду (фамилия неизвестна) — удалось спастись и дожить до старости».
Строительство Сосновской школы, Вятские Поляны, 1936 г.
Парашютная вышка ОСОАВИАХИМ на колокольне Никольского храма
В 1930 г. храм был окончательно закрыт. С колокольни собора были сняты колокола и сброшены кресты. В памяти горожан остались имена вандалов — делопроизводитель Михаил Козин и комсомолец Сергей Куракин.
В конце 1920-х гг. после организации в городе общества ОСОАВИАХИМ, колокольню закрытого храма приспособили под парашютную вышку. Позже колокольню разобрали, в самом здании устроили сначала клуб, затем кинотеатр «Прогресс».
Устройство кинотеатра в бывшем храме запечатлелось в стихотворении А. Тепина «Кинотеатр «Прогресс»:
В бывшем здании Собора, Не боясь грозы небес,
Не стесняясь дней позора, Был кинотеатр «Прогресс».
Он стоял без колокольни, Без крестов уже давно.
Днем сюда являлся школьник Посмотреть свое кино.
Вечерами танцы были, Лили вермут на полы,
Здесь кого-то жутко били, Здесь обгадили углы.
Грызли семечки девчата, Пел частушки пьяный хор,
А весь вход кинотеатра Устилал обычный сор.
Хоть научно назывался И заносчиво – «Прогресс»,
В нем как будто прописался В это время страшный бес
Но! И тогда в стенАх священных Дух святой покорно жил,
И глядел на не крещенных Лик Христа из-под белил.
Вятские Поляны, на улице Гагарина
В 1987 г. верующие подали заявление в горисполком с просьбой о регистрации общины и передачи здания бывшей церкви. В январе 1988 г. здание было передано православной общине. Менее чем через год был возведен первый ярус колокольни, а 2 августа 1989 г. установлены закупленные в Воронеже колокола и раздался первый благовест. Сегодня колокольня Никольского собора поднимается на более чем на сорокаметровую высоту.