К празднику Покрова Пресвятой Богородицы
Известно, что нынешняя Покровская церковь строилась примерно 3 года. Закончена же строительством в 1817 году, и в том же году был освящен в ней Никольский придел. Так как точная дата закладки первого камня нам пока точно неизвестна, примерно в этом году мы можем условно считать состоявшееся 200-летие градо-уфимской Покровской церкви.
Но место сие намолено давно, ибо жизнь прихода начиналось ещё более чем за 200 лет до возникновения нынешнего храма. Две парные деревянные церкви Покровская и Никольская стояли на месте нынешней Покровской церкви в начале Сибирской дороги с ~1590-х гг. Вокруг образовывалась Покровская слобода – поселение русских православных горожан, изначально входящих в этот приход.
Покровская слобода включала в себя низ Успенской улицы, начало Сибирской дороги и окрестности. Постепенно Сибирская дорога стала улицей Сибирской. Два первых столетия истории прихода покрыты мраком, архивов не сохранилось. В конце XVIII – начале XIX веков холодная Покровская (большая церковь) за ветхостью была снесена, а тёплая Никольская (малая) сгорела от забытой копеечной свечи в Пасху 1808 года.
В 1810-е годы стараниями купца Данилы Степановича Жульбина и священника Иоанна Антоновича Бреева на месте сгоревшей церкви строится нынешняя каменная церковь в честь Покрова Пресвятыя Богородицы в стиле господствовавшего тогда русского классицизма. Колокольня же была обустроена князем Ураковым. Месторасположение храма весьма удачное – к северу от Кремлёвского холма, в перспективе Посадской улицы, на правом берегу некогда чистейшей речки Сутолоки, близ древней Московской слободы. На левом, староуфимском берегу Сутолоки от Покровской церкви отходят две Московских улицы (Большая и Малая) – места давнего поселения «стрельцов и инаго войска».
В 1821 г. едва обустроенное кирпичное здание пострадало от великого уфимского пожара, что несколько оттянуло освящение, Святейший Синод пожертвовал 25000 рублей на достройку и исправление. Как пишет Иван Златоверховников: «До 1823 года богослужение совершалось в приделе, тоже отчасти поврежденном пожаром».
Наконец в 1823 году церковь сия была освящена во имя Покрова Пресвятой Богородицы. Придел же во имя Николая Чудотворца освящён ещё в 1817 г., иконостас в приделе выполнен надворным советником Ребелинским (ныне придела не существует, Никольский – приставной престол). Несколько барочный главный иконостас академического письма выполнен был в ~1870-е годы мастером Флегонтом Королёвым, награжденным за работу серебряной медалью Императорской Академии художеств. Здесь же в церковной библиотеке хранилось множество старинных книг, в том числе и уникальный октоих в 2-х частях с автографами царей Петра и Иоанна Алексеевичей. За 300 с лишком лет у алтаря Покровской и Никольской церквей было погребено много священнослужителей, храмоздателей и прихожан.
Из-за особенностей рельефа местности обзор храма-памятника истории и архитектуры сильно ограничен. Но укрытость в низине, в овраге от посторонних глаз, неприметность, сыграли и положительную роль: в годы массового варварского уничтожения уфимских храмов Покровская церковь уцелела в отличие от десятка своих сестёр и дошла до наших дней почти в первозданном виде.
Последнюю четверть XIX века и начало ХХ-го здесь служит протоиерей Михаил Михайлович Миронов, далее священники меняются часто: о. Михаил Воздвиженский, о. Александр Куничев и иные. В 1920-х годах церковь принимает обновленческую ориентацию, в течение 15 лет здесь настоятельствует о. Павел Яковлев, редактор журнала «Церковный рассвет». Фактически церковь не действовала с 1937 года, со времени ареста священнослужителей, в мае 1941 г. была закрыта официально. В 1940-50-е годы здесь размещались военный и аптечный склады. По воспоминаниям старожилов, на 20 лет каждая икона церковного иконостаса была бережно закрыта фанерками, дощечками по распоряжению начальника склада, благодаря чему иконостас сохранился от поругания.
Покровская церковь. Фото Аполлония Зираха 1910 г.
В марте 1957 г. советская власть возвратила Покровскую церковь верующим как «слабую компенсацию» за взорванный Троице-Смоленский собор. Первым священником после перерыва был о. Валентин Варфоломеев. В 1960-е годы здесь служили исповедники веры Христовой, столпы уфимского православия – архимандриты Таврион (Батозский) и Иосиф (Чернышёв). Именно Таврионом были поновлены после открытия, а фактически написаны заново большие клеёные полотна-иконы на евангельские темы во втором уровне храмовой части.
Украшением храма является большая икона Спаса Нерукотворного образа, писаная выдающимся уфимским иконописцем и художником А.П. Лежневым (1888-1956), будущим заслуженным деятелем искусств БАССР. Икона была писана им для Воскресенского собора, поэтому едва вмещается в простенок, в коем находится ныне; по сложившейся традиции здесь происходят исповедования. Издавна так же почитаемы и любимы народом образ Николы Чудотворца (сохраняется на своем месте) и Почаевская икона Богородицы (передана в Рождество-Богородицкий собор). В доме наискось от Покровской церкви большую часть жизни прожила легендарная монахиня Тавифа (в миру Зоя Михайловна Кардаполова, а последние несколько дней схимонахиня Серафима) (1903-1995), духовное чадо епископа Андрея (Ухтомского).
В процессе борьбы с русской топонимикой в советское время старинная улица Сибирская была переименована в Будённого, а в том же 1957-м – в Мингажева, поэтому современный адрес Покровской церкви: «ул.Мингажева,4». До нашего времени тянется тёмный шлейф и другого зла, с который столкнулась Русская Православная церковь в ХХ веке. После захвата Покровской церкви обновленцами прихожанам удалось отстоять участок к югу от храма, дом был записан на Сергиевскую церковь, оставшуюся верной патриаршему направлению. Но во время «большого террора», как сказано выше, церковь была закрыта, документы уничтожены, а в дом заселили посторонних обывателей, далёких от православия.
Вскоре они поставили здесь, на незаконно захваченном у церкви земельном участке, к тому же на разорённом прицерковном кладбище, без разрешения Покровского прихода, новый деревянный дом с прилегающими хозяйственными постройками (сараями). Дом сразу загородил вид на храм с южной стороны, наиболее удобной для восприятия, это видно из прилагаемых фотографий 1910 и 2000 годов. Дом стал притоном пьяниц, здесь не раз были возгорания. Прошло несколько судов о возвращении земельного участка, но, несмотря на то, что все неопровержимые доказательства были на руках, «заинтересованные товарищи» сделали так, что церковь проиграла эти суды.
После обращения к президенту России ситуация изменилась и Верховный суд отменил незаконное постановление Кировского суда г.Уфы, но до сих пор в течении нескольких лет участок находится в стадии согласования с администрацией города. Между тем как наш храм является объектом культурного наследия и стоит на государственной охране как памятник архитектуры Постановлением Совмина БАССР за № 856 от 27.08.1947 г. Единственная среди церквей Уфимской епархии в охранном постановлении она именуется «Покровская церковь с интерьером». В соответствии с историко-архитектурным регламентом, храм, как и всякое здание-памятник, имеет охранную зону и зону регулирования застройки. Несмотря на это, на захваченном у церкви участке, вопреки всем законам в охранной зоне два года назад теми же дельцами выстроен новый дом.
С июня 1980 по октябрь 2003 г. настоятелем храма служил митрофорный протоиерей Николай Соколов (1938-2003), известный уфимский пастырь, упокоенный слева от алтаря.
© Историк Уфимской епархии (Уфимской митрополии) Егоров П.В.
При перепечатке ссылка на авторский текст обязательна.
Представьте только, во что может это вылится… Во-первых, сколько денег можно освоить на этом проекте? Ккакие потоки потекут в карманы и на счета?
Ну а последствия, в виде особом контроле на территорию Муслим сити по отношению к иноверцам, к неверующим… Последствия довольно очевидны — озлобление. Сегодня «мудрецы» пытаются заложить мину такой мощности, что для Уфы ее даже избыточно. не сомневайтесь…