Старообрядческая община в Самаре

2344 Старообрядческая община в Самаре

110 лет Самарской поморской общине

После выхода Высочайших Указов от 17 апреля 1905 г. и 17 октября 1906 г., предоставивших старообрядцам возможность открыто совершать богослужения и создавать общины, самарский мещанин Алексей Константинович Ушанов и 60 его одноверцев обратились в Самарское Губернское Правление с заявлением о желании образовать общину поморцев законобрачного согласия.

9 (22) февраля 1907 года в Самарском Губернском Правлении прошло слушание по этому вопросу. В Определении Правления было сказано: «Образование общины старообрядцев «Поморского законо-брачного согласия» разрешить, общину внести в реестр, о чем напечатать в сенатских объявлениях и местных губернских ведомостях. О настоящем распоряжении объявить просителям через Самарское Губернское Полицейское Управление».

Председателем Совета общины стал Алексей Константинович Ушанов. Наставником общины в то время был Петр Иванович Белов, затем —  непродолжительное время (менее года) — Афанасий Харитонович Покашляев, и после этого — Сергий Андреянович Дергунов.

Молитвенный дом поморцев с 1871 г. располагался в 97 квартале по Сокольнической улице (ныне – ул.Ленинская), в доме мещанина Петра Захарова. Моленная находилась во дворе, на уровне второго дома от ул. Почтовой (ныне – ул.Рабочая). Рядом располагался дом причта. Попечителями моленной, кроме А.К.Ушанова, были Илья Степанович Карпов,  Зиновий Иванович Годунов и Василий Селиверстович Крашенинников.

В период с 1887 по 1905 г.г. в этом молитвенном доме проходили пять Соборов отцов и начетчиков Поморской Церкви.

В работе некоторых Соборов принимали участие видные деятели Поморского староверия: Иван Иванович Зыков, Лев Феоктистович Пичугин, Терентий Акимович Худошин, Андрей Александрович Надеждин и другие.

Читайте также:  Спецназ проводит учения под Самарой и Оренбургом

Деятельность Самарской поморской общины не ограничивалась городскими рамками. Члены общины принимали активное участие во Всероссийских Поморских Соборах 1909 и 1912 года в Москве, а Ксенофонт  Болобков и Трофим Тулупв активно сотрудничали с редакцией журнала «Щит Веры», который выходил в Саратове, входили в состав редколлегии журнала.

После установления в Самаре советской власти все имущество общины, в том числе, недвижимое (молитвенный дом и дом причта), было конфисковано. В 1947-1948 г.г. здание бывшего молитвенного дома было существенно переоборудовано и стало использоваться под общежитие студентов стройтехникума, а в 80-х г.г. ХХ века, при строительстве комплекса ленинского мемориала, было разрушено. В 2005 г. на месте разрушенной моленной поморцы Самары установили памятный крест.

Даже в годы гонений в советское время деятельность поморской общины не прекращалась. Верующие собирались по домам прихожан. Уполномоченный Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Куйбышевской области в своем отчете  отмечал, что богослужения поморцев проходят по субботам, воскресениям и праздникам, и сообщал далее: «Сочтено целесообразным дать им разрешение на проведение богослужений только в дни больших религиозных праздников».

Запреты, тем не менее, не соблюдали: богослужения совершали по ночам.

Самарские поморцы активно поддерживали связи с другими поморскими общинами. Так, в 50-60-х г.г. при участии начетчика В.К.Чуева в Самаре проходили совещания духовных наставников поморских общин.

18 апреля 1983 года Уполномоченным Совета по делам религий при Совете Министров СССР по Куйбышевской области  поморская община была официально зарегистрирована.

Новый этап в жизни поморской общины начался в 1993 году, когда общине удалось добиться передачи бывшего храмового здания старопоморской богадельни, так называемой «любимовской моленной», по ул. Льва Толстого, 17. Здание  было в полуразрушенном состоянии, кроме того, его не хотели освобождать прежние владельцы — фабрика беловых товаров.

Читайте также:  АРХЕОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

Общине пришлось одновременно восстанавливать старую моленную и участвовать в судебных тяжбах. Сейчас, когда в центре Самары стоит прекрасный храм поморской общины, трудно представить себе, что когда-то на его месте было ветхое строение.

14 января 1996 года  в частично отремонтированном храме прошла первая праздничная служба, затем,  в Светлое Воскресенье 1996 года, —  Пасхальная служба, и с этого времени община расположена здесь постоянно.

Позднее в храме был устроен прекрасный  иконостас. Община имеет богатую книжницу: часть книг пожертвована прихожанами, частично книги приобретаются. Ведутся архив и летопись общины.

74574 Старообрядческая община в Самаре

Пасха Христова в храме самарской поморской общины

Трудами Председателя Совета общины П.В.Половинкина организована издательская деятельность. Ежегодно издается красочный настенный календарь с указанием постов и трапез,  изданы молитвослов, пособия «Как молиться епитимью»,  «Приготовление к погребению», сборник духовных стихов самарского старообрядца-поморца К.И.Болобкова, Деяния I Всероссийского Поморского Собора в Москве 1909 года книга известного самарского начетчика Т.С.Тулупова «О разделении Русской Церкви».

Наставником общины в то время был Петр Иванович Белов, затем —  непродолжительное время (менее года) — Афанасий Харитонович Покашляев, и после этого — Сергий Андреянович Дергунов.

В ноябре 1997 года в самарском храме состоялось учредительное заседание с участием представителей Поволжских поморских общин и Российского Совета ДПЦ. На нем был образован Поволжский Совет Древлеправославной Поморской Церкви, Ответственным секретарем которого стал П.В. Половинкин.

Что отличает старообрядцев-поморцев? Они верят, что антихрист не придет, а уже правит на земле.

Богослужение в общинах совершается «мирским чином» в молитвенных домах, фактически часовнях. Церковные таинства поморцы делят на «нужно-потребные» (абсолютно необходимые для спасения), которые совершаются «духовно» (Причащение), или их совершают избранные миряне (Крещение, Покаяние), и «потребные» (все остальные таинства).

Читайте также:  Уфимский уполномоченный по делам религий

Община состоит из наставника, причетников и собственно прихожан. Обязанностью причетников является чтение за богослужением, пение на клиросе. Не имея литургии, поморцы имеют свои богослужения.

Современные общины подчиняются Российскому Совету Древлеправославной Поморской церкви, состоящему из Совета старейшин и отделов (канонический, историко-архивный и прочие).

21-22 ноября 1989 года в Москве в храме московской Поморской общины прошел Всероссийский учредительный съезд для избрания единого центра — Российский Совет Древлеправославной Поморской церкви (РС ДПЦ), на котором присутствовали 68 делегатов из 38 общин (в тот период в СССР существовало 62 общины). От Куйбышева (нынешней Самары) на съезде присутствовали Ф.М. Фомин, П.Л. Евдокимов, К.Н. Кукушкин. Руководителем Российской Древлеправославной Поморской церкви (ДПЦ) был избран Олег Иванович Розанов.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

тринадцать + 19 =

Next Post

ДУМ РБ и «Алтын курай» ждет новый суд по делу о строительстве мечети «Ар-рахим»

Чт Фев 9 , 2017
Фонд «Урал» Муртазы Рахимова начал новое судебное разбирательство с Духовным управлением мусульман Благотворительный фонд «Урал», совет которого возглавляет первый президент Башкирии Муртаза Рахимов, намерен взыскать […]
ДУМ РБ и «Алтын курай» ждет новый суд по делу о строительстве мечети «Ар-рахим»