Старообрядчество у донских казаков

staroobrjadchestvo-u-donskih-kazakov-jpg Старообрядчество у донских казаков

Казаки на Дону в конце XVII в.

Возникновение старообрядческого течения

Часть I.

В общественном сознании Донские казаки тесно связаны со старообрядческим религиозным движением, и в том числе знаменитый атаман Матвей Платов происходил из семьи старообрядцев, приемлющих священство. Обратимся к истокам старой веры на Дону.

Во второй половине XVII в. вольная община Донских казаков занимала Поле от Белгорода до Тамбова, Пензы и Сызрани и по Волге до Саратова Царицына и Астрахани, а с юга до земли Терских казаков и до Азовской земли (которой владела Крымская орда). Это была степь, и лишь верховья Северского Донца, Хопра и Медведицы были покрыты дремучим лесом.

Казачество не было однородным. Ядро — это беглые Великоруссы из Московского государства, к ним присоединялись выходцы из Малороссии. На Дон бежали от крепостного ига и правительство не могло вытребовать их обратно (“с Дона выдачи нет”). Признанное за казаками право не выдавать бежавших на Дон было особо ценно, но правительство регулярно покушалось на это право, на что казаки отвечали, что с уничтожением этой привилегии все казаки разбредутся врозь.

Казаки селились по городкам и станицам. В 1650 г. городков было 31, в 1672 – 52, а к 1699 г – уже 84 городка. Для признания городка казачьим, а не воровским, требовалось обращение в казачий круг. При этом давалась войсковая грамота.

Несмотря на постоянный приток беглецов с севера, даже в начале XVII века число оседлого населения по Дону и его притокам не превышало тридцати тысяч, из которых число строевых казаков колебалось от трех до шести тысяч, а во второй половине века их общее число все еще не превышало пятидесяти тысяч.

Далеко не все население городков составляли казаки: казаком считался только тот, кто служил государю и получал за это жалованье. Чтобы поступить в казаки, требовалось объявить об этом перед кругом в Черкасске, центральной станице (ныне станица Старочеркасская РО). Беглые и батраки нанимались казакам в работники и назывались бурлаками.

Хлебопашество на земле Донских казаков было запрещено под угрозой разорения и смертной казни, в итоге голытьба не могла себя прокормить и шла грабить. Казакам дозволены были скотоводство, охота, рыбная ловля и пчеловодство. Активно развивалась торговля, в том числе и добытыми во время походов товарами. В 1615 царь Михаил даровал жалованной грамотой право беспошлинного провоза товаров с Дона и на Дон.

Представителем войска был атаман, выбираемый кругом на год. Абсолютной власти атаман не имел, а предлагал на обсуждение в круг варианты решения дела. При атамане были старшины (помощники). Уходя с должности, атаман становился старшиной; допустимо было повторное избрание в атаманы.

Власть над всем Доном была сосредоточена в войсковом кругу, он собирался в Черкасске на площади перед собором. Делили жалованье, решали куда идти в поход. Круг разрешал постройку новых станиц и разграничивал их юрты. В кругу судили преступных казаков, выслушивали царские грамоты и, обсудив их, тут же давали ответы посланцам. Ведая внутренние дела и внешние отношения, круг имел право жизни и смерти над всеми казаками; его решению нельзя было противиться.

Казаки клятвенно обещались великому государю нести службу и получали милость царскую в жалованье и свободе вести внутренние дела сообразно обычаю. Право это было прецедентным, не было зафиксировано письменно и передавалось изустно. Казаки в возрасте, давно жившие и служившие на Дону, знавшие войсковое право, составляли старшину (совет при атамане).

Читайте также:  Случевская (Шугуровская) гора - Уфа от А до Я

Помощником войскового атамана был есаул. В походах казаки делились на сотни, сотников было по два. Сотни делились на курени, до десяти в сотне. Нападать на Крымцев, Азовцев и Калмыков и Ногайцев было запрещено (они признавали власть Московского государя). С Запорожскими казаками Донские находились в особой дружбе, так как значительную часть Донских городков составляли черкасы.

Таков был Тихий Дон в конце XVII в.

 

muzhskoj-shod-v-kazachej-stanice-na-donu.-foto-1875-g-jpg Старообрядчество у донских казаков

Мужской сход в казачьей станице на Дону. Фото 1875 г.

 

Часть II.

По работе: В.Г. Дружинин, Раскол на Дону в конце XVII века, Санкт Петербург, 1889 г. > SGS: Казаки на Дону в конце XVII в. Зарождение старообрядчества (ч. 2 из 3)

В середине XVII в. Донские казаки в церковном отношении ведались Московским патриархатом и входили в его епархию. Патриарх разрешал постройку церквей и освящение, круг не имел права разрешать это своей властью.

Патриарх назначал на Дон своих священников, однако и круг имел сам право принимать священников без ведома патриарха, а также выдвигать из среды казаков для поставления во священники или дьяконы и направлять в Москву к патриарху. Никаких доходов казаки патриарху не приносили, чем и объясняется малое к ним внимание.

Церкви на Дону почти полностью отсутствовали, в одном только Черкасске был собор, а также в Усть-Медведицком юрту в Преображенском монастыре была церковь, в остальных городках только часовни.

Большую роль в зарождении старообрядчества на Дону играли неудачные мероприятия господствующей церковной и гражданской власти по отношению к приверженцам традиционной веры. Положив в основу действий принцип гонения и преследования, власти достигли результатов прямо противоположных. Благодаря строгим карательным мерам, защитники старины обратились в «гонимых христиан, Христа в себе носящих», а их гонители, «в работающих сатане».

Деятельность старообрядцев на Дону значительно разрослась после того, как в 1685 году там появился сам неуловимый для господствующей власти игумен Досифей с сопровождавшими его другими священниками. Иг. Досифей был весьма значимым деятелем старообрядческого движения, он много путешествовал по Северу в Олонецкие пределы, состоял в переписке со св. Аввакумом, был двуховным отцом в том числе Игнатия, одного из основателей Выга.

В числе прибывших на Дон особенно отличались своей энергией черные иереи Пафнутий, Евтихий и Феодосии. Они сразу же начали устанавливать связь с недовольными все усиливавшимся влиянием Москвы казаками, и в итоге сошлись с атаманом Самойлой Лаврентьевым, который неоднократно бывал выборным главой Черкасской станицы. Немало крестьян Тамбовского края перебегали на Дон, где они увеличивали ряды местных старообрядцев.

В начале 1686 года старообрядческой партии и приверженцам атамана Лаврентьева удалось достичь на Дону значительных успехов. В это время войсковой атаман Фрол Минаев, излюбленный казаками сторонник власти, уехал по делам в Москву, а на его место был избран сам Самойла Лаврентьев. 21 марта 1687 г. иг. Досифей освятил церковь во имя Покрова Пресв. Богородицы в Чирской пустыни, основанной Иовом Тимофеевым в 1672 г. в 50 верстах от впадения Чира в Дон, верстах в 300 от Черкасска. Литургия совершалась по старому обряду и на старом антиминсе.

Пустынь быстро разрасталась, до 80 иноков и 40 бельцов в мужской и до 100 сестер в женской обители. Завели пашни и мельницу.

Читайте также:  «КУЗЫЙКУРПЯС И МАЯНХЫЛУ»

Весной следующего, 1687 года Самойла Лаврентьев провел в настоятели главного донского собора в Черкасской станице старообрядческого священника, а на войсковом сборе в мае того же года казаки постановили признать старую веру официальным, «государственным» исповеданием Дона.

Поминание патриарха и царя на церковных службах было отменено. Приговор круга гласил: «всем войском» великим государям «служить по-прежнему и чтобы впредь, по всему Дону, было смирно, а раскольников раскольниками не называли, и сверх старых книг ничего не прибавливать и не убавливать и новых книг не держать, а если кто станет тому приговору быти противен или учнет говорить непристойныя слова и тех побивать до смерти». Так была утверждена на Дону старая вера.

На Дону старообрядцы делались с каждым месяцем все сильнее и смелее, а оставшиеся верными патриарху и Москве священники покинули Дон и ушли на север в Россию. В северной части донских поселений, особенно по притоку Дона реке Медведице, где население было чисто старообрядческим, начали собираться вооруженные отряды, готовые защищать свои селения и своих вождей от нападения царских войск. Они завели пашни, чего до этого времени у казаков не было, и стали ловить рыбу.

cerkov-jpg Старообрядчество у донских казаков

 

Часть III.

По работе: В.Г. Дружинин, Раскол на Дону в конце XVII века, Санкт Петербург, 1889 г. Казаки на Дону в конце XVII в. Попытка восстановления старой веры и ее итоги

Возвращение войскового атамана Фрола Минаева положило конец господству старообрядцев в донской столице Черкасске. Власти, узнав о событиях в Черкасске и на Медведице, потребовали ареста и выдачи вождей смуты. Вскоре был арестован Лаврентьев.

Московское правительство и церковь, казалось, одержали легкую победу на Дону. Но несмотря на эти неудачи, старообрядцы Дона во главе с Досифеем не капитулировали. Начиная с весны 1688 года их лидеры и отряды начали концентрироваться по северо-восточному притоку Дона, Медведице, где они были вдалеке от обычных путей царских агентов.

Оставив станицы, они построили крепость на Заполянском острове, близ Саратова, в 2-х неделях ходу от Черкасска. Числом их было до 1700 вместе с женами и детьми. Медведицкая старообрядческая крепость и селения просуществовали более десяти лет, и только осенью 1698 года верные Москве казаки осадили ее.

Через девять лет после подавления этого первого казачьего старообрядческого движения Кондратий Булавин снова поднял там восстание против «князей, бояр, прибыльщиков и немцев» за то, что они «вводят всех в еллинскую веру и от истинной веры христианской отвратили своими знаменьми и чудесы прелестными». Так в своей борьбе за старые порядки и старую церковную традицию казаки сливали в одно целое религиозные и социальные мотивы. Бунт Булавина, а через семьдесят лет бунт старообрядца Пугачева были подавлены.

Смерть игумена Досифея, последовавшая в самом начале 1690-х годов, оставила их без духовного и политического окормления, а в боевых стычках с казаками, преданными Москве, они потеряли не только своих духовных руководителей, но и немалое число бойцов, что очень ослабило их немногочисленные отряды. Казаки уходили с Дона и расселялись на реку Куму, на Кубань, вдоль нижнего течения Волги, в районе Астрахани.

Хотя казаки юго-востока, в частности главная масса донцов и волжские казаки, в конце XVII и начале XVIII века попали под строгий контроль государства, тем не менее не только сами казаки, но и часть их духовенства, формально признававшего патриаршую власть, остались верны старым книгам. Не только на Тереке, но и на Волге, и на Дону, в глухих углах казачьего расселения контроль правительства и церковной иерархии был очень слаб, и местные священники нередко продолжали креститься двумя перстами, провозглашать сугубую аллилуия и не вводили новых «никонианских» обрядов.

Читайте также:  Православие на Южном Урале до возникновения Уфимской епархии

Дон и Урал вместе с Астраханью, поселениями Нижнего Поволжья и ушедшими на Кубань и подчинившимися Крымскому хану казаками образовали далекий передовой форпост русского заселения, географически изолированный в своей повседневной жизни от остального, основного массива населения русского государства.

Господствующая патриаршая, а затем синодальная церковь была прочна лишь в главных городах и крепостях, где стояли воеводы.

Постоянное оседлое русское население, разбросанное среди бесконечных степей и их кочевников, медленно, но постоянно росло за счет прилива переселенцев и беглецов из средней и северной России. Эти пришельцы часто сами были старообрядцами, а если они ими не были ко времени прихода на Юго-Восток, то быстро таковыми становились, смешиваясь со старым казачьим населением и образовывая духовно и психологически особый тип русского человека.

Религиозная обособленность и независимость и вольный дух были характерны для этих групп энергичных и твердых в своих убеждениях, всегда готовых подняться на защиту воли и старой веры казаков и крестьян.

Историк В.Г. Дружинин в конце XIX в. оценивал итоги попытки восстановления старообрядческой церкви на Дону в 1680-х гг. так: обстоятельства благоприятствовали попытке восстановления древлеправославной церкви во всей полноте, безопасность от преследования (не было выдачи беглых с Дона), недостаток в церквах, сочувствие местных жителей, — все обещало успех. И действительно Чирская пустынь очень быстро росла трудами Иова и потом Досифея, стала центром распространения старообрядчества на Дону.

Но вместе с тем сопротивление церкви в учении старообрядцев смешалось с сопротивлением власти той части казаков, которые хотели большей вольницы и независимости. Нарастающая смута отпугнула пришедших с Руси иноков, проповедников древлего благочестия, которые искали спокойного убежища и обрели его на берегах реки Кумы и далее. Таким образом казаки были готовы сопротивляться введению церковных новин, но в своей массе не хотели переводить эту борьбу в восстание против самого Московского государства.

Изолированность казачьего края от основных областей России ограничили роль казаков в распространении и развитии организации старой веры. Кроме того, смерть игумена Досифея и других лидеров Донской старообрядческой революции 1687 года и арест лояльными казаками других священников оставили в конце XVII века Дон и Северный Кавказ без выдающихся проповедников и организаторов.

Поэтому руководящая роль в характерном для Юга старообрядчестве, приемлющем священство, выпала не казачьим землям, а новым поселениям вдоль польской границы, — Стародубью и Ветке, а в беспоповском согласии главные центры образовались на Севере. Тем не менее, казаки Дона и других областей юго-востока России сохранили свою преданность старой вере, и до XX века значительное количество донских казаков остались верными старому обряду и старым взглядам на церковь.

Источники:

В.Г. Дружинин, Раскол на Дону в конце XVII века, Санкт Петербург, 1889 г.

С.А. Зеньковский, Русское старообрядчество, Т. 1,2. М. 2009.

Записки о старообрядчестве

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 11 =

Next Post

Город Камышлов (Свердловская область)

Пн Янв 6 , 2025
Камышлов и его окрестности Камышлов – город в Свердловской области на левом берегу реки Пышмы при впадении в нее реки Камышловки, административный центр Камышловского муниципального […]
Город Камышлов (Свердловская область)