Шигабутдин Марджани, автобиография
Предлагаемая читателю автобиография Шигабутдина (или Шихабаддина) Марджани вошла во второй том «Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар» (Кладезь сведений о делах Казани и Булгара), который был издан в 1900 году после смерти автора.
Уже из названия видно, что Шихаб-хазрат при написании книги использовал множество источников, в том числе и некоторые европейские. Естественно, основная масса привлеченного материала была на арабском, персидском, тюрко-татарском языках, этим объясняется почему его сочинение на татарском языке столь насыщено арабизмами и фарсизмами. Для татарских религиозных деятелей и большинства населения ХIХ-начала XX веков такой язык был доступен и понятен, хотя определенные знания и усилия для постижения сути материала все-таки были необходимы.
В «Мустафад ал-ахбар», несмотря на то, что большая его часть носит научно-повествовательный характер, встречаются разделы, обогащенные стихотворными отрывками и цитатами религиозно-философского содержания на арабском языке. К таким труднодоступным для понимания современного читателя местам в сочинении относится автобиография Марджани, К сожалению, многие части этого отрывка оказались недостаточно адекватно и полно переложены на современный татарский язык II, хотя именно в них раскрывается эрудиция, интеллектуальный уровень татарского религиозного философа Марджани.
Вышеназванное обстоятельство послужило основным толчком для предпринятого перевода, который лишь в некоторой степени восполнит лакуну в творчестве Марджани. Другим обстоятельством обращения автора к биографии Шихаб-хазрата послужила описанная в ней идейная борьба, происходившая внутри татарского общества второй половины XIX века.
Примечательно, что представители двух оппозиционных лагерей татарского духовенства, а именно: реформаторско-просветительского и традиционалистско-консервативного, в спорах между собой [в автобиографии Марджани], кто в большей, а кто в меньшей степени, показали достаточно основательные познания не только теологии, но и философии.
Стремление Марджани поднять интеллектуальный уровень татарского населения до мировых стандартов поставило его фигуру в авангард развития татарского общества. Марджани может служить «путеводной звездой» на пути прогресса нации, овладения разносторонними знаниями, которые должны способствовать становлению мусульман как созидателей современного татарского общества.
I При траслитерации с арабского шрифта на русский, автор придерживался новой научной траскрипции.
II Шиџбетдин Мђрќани Мостђфадел/ђхбар фи ђхвали Казан вђ Болгар /Тђрќ. Хђйруллин Ђ.Н.– Казан, 1989.–353–365 б.
Шигабутдин Марджани похоронен на казанском кладбище Ново-Татарской слободы. Могила находится между аллеями № 15 и № 16. За неделю до кончины Марджани вызвал Садыйка Галикеева и сказал ему: «[Когда я умру,] не раздавайте «гур садакасы» [специальная милостыня в день погребения], в третий и седьмой дни не проводите поминки. Это – ненужные вещи. «Фидию» [милостыня за пропущенные обряды поклонения] не давайте, не проводите». А за три месяца до смерти, 25 января 1889 г., он написал завещание своему шакирду мулле Губайдулле: «Если умру, установи камень на моей могиле с надписью. Пусть не будет маленьким, чтобы не могли поднять один-два человека. И пусть там не будет слов на русском языке и не указывай дату по русскому летоисчислению». Как известно, на могиле ученого установлен большой, красивый камень из коричневого гранита. На нем текст на арабской графике, на татарском и арабском языках, дата смерти указана по мусульманскому летоисчислению.
Марджани
(Из «Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар».-Казань,1900-2 ч.-С.42-53)
Мулла Шихабаддин б.Бахааддин б.Субхан б.Абдалкарим ал-Марджани. Его мать — Бибихабиба дочь Абданнасира б.Сайфалмулка б.Музаффара б.Муртада б.Али б.Иусуфа.
Родился ночью в четверг, 7 рабиа — I 1233 / 15 января 1818 года, по другим сведениям, пятого, после захода солнца — в д.Ябынчи. В пятницу, 15 рабиа — I [12]37 / 10 декабря 1821 года [мой] благородный отец переехал в д.Ташкичу на должность имама. 8 зу-л-хиджжа [1]238 / 16 августа 1823 года, мать отправилась за милостью Истинного [умерла], чем [я] был очень опечален.
После этого обучался в медресе моего ныне покойного отца у муллы Ахмада б.Абдалджалиля ат-Тимерджани, муллы Ахмада б.Зилхиджжа, муллы Таджаддина б.Абдалджалиля б.Хусайн б.Сафакула б.Каттый ас-Сардави, муллы Курбана б.Мухаммада б.Мансура б.Сайида б.Субхана и у других. У благородного отца получил уроки по толкованию «Шарх Джами» (Комментария к Джами), «Шарх Шамсийа» (Комментария к Солнечному), «Шарх Акаид» (Комментария к Догматам) и «Таудих» (Пояснение).
В субботу, четвертого рабиа — I 1254 / 28 мая 1838 года отправился в Мавераннахр и 6 шавваля [1254] / 23 декабря [1838] года прибыл в Бухару. Там обучался и получил пользу у муллы Мирза Салиха б.Надира б.Абдаллаха ал-Худжанди, муллы Мухаммада б.Сафара ал-Худжанди, муллы Фадил б.Ашур ал-Гидждувани, муллы Абдалмумина Хаваджжа б.Узбака Хаваджжа ал-Афшанджи, хаджжи муллы Худайберди ал-Байсуни, муллы Бабарафи ал-Худжанди, кади Шарифа б.Ата б.Хади ал-Бухари. А в Самарканде, в который прибыл в — [12]60 / 1844 году -у кади хазрата Абу Сайда б.Абдалхай б.Абилхайр б.Абилфайид б.Ариф ас-Самарканди и у других.
10 раджаба 1265 / 1 июня 1849 года выехал на родину и во вторник 27 раджаба / 18 июня [1850 года], переправившись через реку Сыр-Дарья, во вторник 19 шабана /10 июля достиг селения Иман, где остановился на неделю. Затем снова отправился в путь и в последний день месяца шабан в субботу [пятницу 29 1265] / 20 июля [1849] прибыл в Оренбург, в котором пробыл неделю. В среду 12 рамадана [1265] / 1 августа [1849], прибыл в Казань. В четверг 13 [рамадана] / 2 августа после утренней молитвы вернулся на любимую родину, родную землю в деревню Ташкичу. Там я удостоился чести посетить живых и [могилы] усопших предков.
В пятницу, 14 зу-л-када [1265] / 1 октября [1849] года прибыл в Казань. Чтец Корана Абулкасим б.Иусуфа б.Шахберди ал-Бухари также прибыл вместе с [нашим] караваном. Ибрахим б.Убайдаллах б.Йунус на основании того, что Мухтар б.Мухаррам ал-Менгари дал мне хорошую характеристику, собрал ученых и почитаемых людей города для проверки моих знаний. На этом меджлисе присутствовали: мулла Али Ишан ат-Тунтари, мулла Хабибаллах б.Рахманкули, мулла Ахмад б.Сайд, мулла Абдалгафур б.Махмуд, мулла Хуснаддин б.Умар, мулла Мухаммадкарим б.Мухаммадрахим, мулла Шахахмад б. Абийазид, мулла Шамсаддин б.Зубайр ал-Хафиз, мулла Асфандийар б.Ибрахим, мулла-мухтасиб Абдал-каххар б.Абдассаттар, мулла Нурмухаммад ал-мухтасиб, мулла Шихабад-дин б.Фахраддин, мулла Абдалвали б.Абдалгаффар, мулла Хусайн б.Амирхан и другие. Кроме них участвовали некоторые знатные люди этой махалли.
По научению муллы Мухаммадкарима ко мне со словами: «Я хотел бы вас спросить», — обратился мулла Абдалвали. [Я] факир сказал: «У меня не спрашивай, вот сидят почитаемые ученые, обращайся к ним». Он снова обратился ко мне: «Мы хотим послушать ваше пояснение». Я ответил: «Хорошо».
Он спросил: «Как вы можете объяснить противоречащие друг другу доказательства?» Я сказал, поясняя такое доказательство: «Как об этом известно, предположим, что два божества совершенны в своей силе. Такое положение осуществиться в том случае, когда одно из них будет желать усиления движения, а другое — потенциально желать покоя. В этом случае, когда они оба преследуют каждый свою цель при отсутствии единства противоположностей, происходит разобщение противоположностей и бессилие божеств.
Если только у одного из них есть цель, то другой в бессильности и [в то же время он] способен к совершенству, что, несомненно, приводит [наше] предположение к противоречию. Если же это не происходит, то [наблюдается] отсутствие [единства] противоположностей и бессилие божеств. Таким образом, если одно из них выражает предмет желания, то другое — немощно и потенциально не способно к совершенству, противореча необходимому предположению» [о существовании двух божеств].
Как-то мулла Мухтар б.Мухаррам сказал: «У этого муллы Шихабаддина такие знания, что он может обучать десять лет муллу Мухаммадкарима». Эти слова через муллу Сададдина б.Файидаллаха дошли до муллы Мухаммадкарима, который на это был очень разгневан. Поэтому он специально подготовился к этому меджлису, с начала до конца перечитав «Хаваши Акаид» [Субкомментарий на Догматы].
Он сказал: «Это неверно. Если движение и покой [двух божеств] возможны и предположим [существование] связи желания одного из них с чем-то, что присуще другому и поскольку невозможна связь с тем, что противоречит желанию другого, отсюда необязательно бессилие [божеств]».
Я ответил: «Движение и покой по своей сути возможные [состояния божеств]. Если [желание] одного противоречит желанию другого [божества], то в этом случае, очевидно не возникает немощности по сути. При этом, если зависимость стремления [одного божества от] другого [божества] возможна, то зависимость стремления допускается лишь условно».
После этого мулла Хуснаддин, мулла Хусайн, мулла Абдалвали, мулла Шихабаддин б.Фахраддин своими бессмысленными и пустыми словами пытались продолжить спор на глазах невежественных присутствующих, которым казалось, что обе стороны равны. Мулла Али Ишан, мулла Ахмад, мулла Хабибаллах, мулла Абдалгафур одобрили мои слова и поддержали мои высказывания, доведя их до людей на этом меджлисе.
Затем мулла Шихабаддин б.Фахраддин влез в разговор и сказал: «Я прошу слова. Философы говорят: «Бытийно-необходимое предшествует бытийно-возможному. Это бытийно-необходимое бывает предшествующим по времени и по самосущности». Хотя он цитировал из «Таудиха», поскольку свое утверждение до конца обосновать не смог, этот факир [продолжал]:
«Философы говорят: «Бытийно-возможное объемлет два вида бытийно-необходимого, а именно: бытийно-необходимое, предшествующее осуществлению полной причины и бытийно-необходимое, присущее полной причине. Ты говоришь, если бытийно-необходимое предшествует [возможному], то является предшествующим по времени и это то-то; а если по-сущности, то то-то».
Полагая, что мое пояснение является ответом на слова упомянутого муллы Ибн Фахраддина, тот начал высказываться против. Я сказал: «Я всего лишь твои слова повторил, но мой ответ был другой». И другие сказали: «Да, это действительно так». И они вынудили его замолчать.
Затем я продолжил: «На это возражение философы ответили бы так. Неверно делить только на два этих вида предшествования. Бытийно-необходимое предшествующее есть по времени и по сущности и по эссенции [махийа]».
Мулла Мухаммадкарим сказал: «Предшествования по эссенции нет». Я ответил: «Конечно, такой вид предшествования есть. Его Шайх Раис Абу Али [Сина] объясняет как предшествование по самосущности эссенции, а Мир Бакир [Дамад] — как предшествование по эссенции. В своей книге «Накд ат-Танзил» [Критике Ниспосланного] Мухаккик ат-Туси объясняет, что предшествование бывает пяти известных видов, а [вышеназванное] предшествование отлично от них».
Шигабутдин Марджани о себе самом
Мухаммадкарим сказал: «Это предшествование входит в предшествование того, в чем нуждаются [бога] нуждающемуся [миру]». Я ответил: «Великие ученые объяснили этот вид предшествования, что предшествование Нужное [бог] отличается от предшествования нуждающегося и входить в нуждающееся предшествование не может».
Он ответил: «Оно входит в него. Я кроме этого предшествования иного не знаю». [Я] факир, чтобы не было упреков, простыми словами обстоятельно пояснил все виды предшествования, приводя примеры: «Предшествование того, в чем нуждаются [бога] нуждающемуся [миру] и предшествование по самосущности два вида [предшествований]. Первый [вид] — предшествание по природе. Это предшествование неполной причины ее следствию. Второй [вид] — предшествование по причинности.
Это предшествование полной причины ее следствию. Предшествование по эссенции отлично от этих двух предшествований — предшествование по природе связано с бытийно-возможным, а предшествование по причинности связано с бытийно-необходимым. А что касается предшествования по эссенции, то оно не связано ни с бытийно-возможным, ни с бытийно-необходимым, а только с эссенцией. Это предшествование не связано с бытийно-необходимым, а [связано] с его акциденциями».
Мулла Мухаммадкарим, выйдя из себя сказал: «Нет, я пока не совершал хаджж и по-арабски не знаю. Объясни мне тюркскими словами». [Я] факир, улыбаясь и удивляясь [ответил]: «Тюркский язык из языков, научная лексика которых ограничена. Допустим, как ты объяснишь такие понятия как «илла» [причина] и «малул» [следствие] по-тюркски?»
Он ни слова не смог возразить в ответ, опустил голову и замолчал, перед всеми показав свою ограниченность и беспомощность. Мулла Хусайн сказал: «Впечатляюще. Мы дадим разъяснение». Но после того, как я, факир, и мулла Хабибаллах вместе сказали, что толкование по-арабски слишком специфично, беседа закончилась.
На этом меджлисе присутствовал и слушал [наш спор] Мухтар б.Мухаррам ал-Менгари. В конце беседы он подошел и сказал: «Не происходит ли «илла» [причина] от слова «маглул» [страшная болезнь]?» И сказал: «Как мог Мухаммадкарим не знать этого?»
Я ответил: «Нет, в словах «илла» и «малул» буква «айн» пишется без точки и они переводятся как причина и следствие. Если бы в слове «илла» и его производном «малул» буква «айн» писалась бы с точкой, то оно означало бы «страшная болезнь». Но это не так.»
После этого меджлиса в Казани и ее окрестностях было высказано обо мне много хвалебных слов. По этой причине мулла Мухаммадкарим стал этого факира [Марджани] заклятым врагом на всю жизнь. Затем в дом к Убайдаллах б.Махмуд ал-Казаклари [где проживал Марджани] пришел вышеупомянутый Мухтар б.Мухаррам, который от имени Ибрахим бая и людей махалли сообщил, что они хотят видеть этого факира [Марджани] имамом, хатибом, мударрисом 1-й соборной мечети. [Я] факир дал согласие с условием получения разрешения отца.
После этого получил [письменное] решение людей махалли и мне было вручено настоятельное приглашение Ибрахим бая прибыть на обед в честь жертвоприношения. Я с отцом приехал в Казань. В нашу честь устроили большой меджлис, где велись споры и беседы. Посетив и другие меджлисы, мы снова вернулись в деревню.
В среду, за 11 дней до окончания месяца мухаррам 1266 / 6 декабря 1849 года, муэдзин Халид б.Исхак б.Исмаил б.Ибрахим ас-Саати и Ибрахим б.Фатхаллах б.Мусаид б.Захид приехали в Ташкичу со всем необходимым, чтобы забрать меня на трех санях, запряженных восемью лошадьми. Утром в пятницу, за девять дней до окончания месяца мухаррам / 8 декабря, мы вместе с муллой Насих б.Абдалгаффар б.Абдалхамид ат-Тунтари, Насибаллах б.Фатхаллах б.Йахйа б.Абдалбаки ат-Ташкичуви прибыли в Казань.
Остановились в доме по улице Щукина, где раньше жил мясник Абдалмаджид б.Убайдаллах б.Биккин б.Субхан. Я прочитал в первый раз пятничную молитву [в мечети] в качестве имама. В среду провел первый свой урок в начальных классах медресе. В понеделник 2 рабиа — II [1266] / 15 февраля [1850] отправился в Уфу.
Шестого, упомянутого месяца [рабиа-II] / 19 февраля до полудня в присутствии муфтия Абдалвахид б.Сулаимана, кадиев: муллы Абдалджаббар б.Рахманкули, Тухфаталлах б.Халиля аш-Шамаки и Таджаддин б.Муштари ал-Утямиши я был экзаменован, прочитав суру «Фатиха» [Открывающая] и мне дали благословение [на вступление в должность].
Во вторник я возвратился в Казань. В среду, 27 джумада — I [1265] / 6 марта [по юлианскому календарю], 20 апреля [по григорианскому, 1850 года] согласно указу № 2011 был утвержден имамом, хатибом, мударрисом 1-й соборной мечети. Во второе воскресенье дмумада — II [1265] / 8 мая
[1849] в Казани женился, совершив никахIV, на Бибифатиме дочери покойного ахунда, муллы Абданнасира б.Рахманкули. В субботу, 12 раджаба / 3 июня отправился в селение Альмат, где вечером во вторник провели свадьбу. В четверг, 23 шабана /14 июля я привез ее в Казань. Она умерла утром в субботу, 25 шавваля 1267 / 23 августа 1851 года на следующий день после рождения ребенка. Я сам прочитал заупокойную молитву, и ее похоронили на новом кладбище в Казани. Я установил на ее могилу надгробный камень с надписью.
В четверг, 4 зу-л-када [1]268 / 20 авагуста 1852 года я женился на благородной Бибинаиме дочери ал-Хусайн б.Йусуф б.Исмаил б.Апаная. Вечером того же дня устроили свадьбу в доме Ибрахим б.Убайдаллаха. В понедельник, 8 [зу-л-када] [1268] / 24 августа [1852] я привез ее в свой дом.
Потом мы арендовали дом муллы Шариф б.Сулаимана. В деньV [12]69 / 1853 года, пребывая в таком положении, я купил за 1200 рублей свободный дом покойного Масуд б.Абдаррашид б.Абдаррахим ал-Кайбычи, наследованный потом его сыном, потом Мухаммадом б.Йусуф б.Исхак б.Али ал-Казани. Я его заново отстроил, поскольку дом состоял только из половины каменной нижней части и земли.
В день […]VI 8 зул-хиджжа [12]70 / 1 сентября 1854 года я был временно отстранен от должности имама. Причиной послужило то, что я сочетал Махруй дочь Джиханшаха б.Мухаммада б.Абдассаляма б.Усмана ал-Карили, якобы не достигшую совершеннолетия, с Мустафой б.Мухаммад б.Назир б.Абдалкарим б.Митри б.Ишбулди аш-Ширдани и то, что я прочитал никах Абдалвали б.Халилю и Зарифе дочери Атийаталлаха, которая не развелась с прежним мужем солдатом Муртадой б.Искандером б.Ниязом ал-Килдибеки.
Шигабутдин Марджани о себе самом
В действительности совершеннолетие вышеназванной девушки не вызывает сомнения, ее возраст подтвержден документом. А что касается [ее] рождения, то из-за отсутствия отца, ее два деда Мухаммад б.Абдассалам и Музаффар б.Йахйа, не сообщив имаму дали ей имя, не зарегистрировав в [метрической] тетради. По истечении двух лет, испугавшись, что последует за это наказание, они скрытно обратились к имаму ее родной деревни Карили и ее записали в [метрическую] тетрадь, уменьшив ее возраст.
[Я] факир побывал в городе и не знал подлинного положения вещей. Из-за того, [что ее имени не было] в [метрических] тетрадях, ее возраст определил из документов статистического собрания. А действительное состояние дел [в то время] известно не было. [Что касается второго случая], то солдат в то время уже умер, о чем клятвенно засвидетельствовали четыре человека в Мамадышском суде.
После этого я обратился в Министерство внутренних дел и по их указу мне была возвращена прежняя должность. Со среды, 12 шавваля [12]71 / 28 июня 1855 года я приступил к исполнению своих законных обязанностей. Во время большого пожара в Казани в 1275 / 1858 году наш дом и большая часть имущества полностью сгорели. В тот же год за 1500 рублей я построил дом лучше и добротнее прежнего.
В [1]276 / 1859 году я получил указание из [Духовного] собрания [мусульман] сличить и исправить списки изданий Коранов, напечатанных в [типографиях] Казани, собрать деньги пострадавшим от землетрясения народам Кавказа, выяснить по метрическим тетрадям количество родившихся, зарегистрировавших брак, умерших и передать [данные] в суд.
В субботу, в середине месяца зу-л-када 1277 / 11 мая-10 июня 1860 года с детьми во второй раз отправились на Горную сторону [Волги]. Посетили могилы: в деревне Джакалы — нашего деда муллы Сайфалмулка б.Музаффара и бабушки Бибирабиа дочери Муслима, в деревне Бизна -нашего деда муллы Музаффара и его отца муллы Муртада б.Али и других родственников.
В [12]77 / 1860 году в связи с выступлением против меня членов [Духовного] собрания [мусульман] я прекратил работу над сличением Корана и получил указание исполнять религиозные обряды для заключенных в тюрьмах, вторично подготовить списки по метрическим тетрадям.
В [12]78 / 1861 году получил указание участвовать в судах при приведении клятвы [подсудимыми], собирать деньги. В четверг, 16 хазирана [12]79 / 9 декабря 1862 года с согласия жителей Казани я прочитал молитву на празднике жертвоприношения, собравшимся между двумя слободами.
В [12]80 / 1863-64 году построил верхний этаж своего дома и постелил крышу железом. Хаджжи Хусайн б.Йусуф б.Мухаммад б.Сулайман ал-Казани при содействии покойного Щукина дал 1120 рублей и по его указанию было собрано в других махалля еще 1000 рублей и за 3500 рублей [строительство] завершилось.
В тот же год упомянутый Хусайн отправился в хаджж и при возвращении в день […] 10 мухаррама [12]81 / 15 июня 1864 года скончался в селении Янбо у моря. У него осталось два сына: Ибрахим и Мухаммаджан и три дочери — пусть одарит Всевышний их милостью.
В [12]83 / 1866 году за 400 рублей мне построили каменную ограду. В [12]84 / 1867 году получил указ о назначении членом казанского собрания по выборам в Духовное собрание [мусульман]. В среду, 2 сафара [1284] / 5 июня [1867] вторично получил указание по сличению списков Корана. Во вторник, 12 джумада — 1 [1284] / 11 сентября [1867] получил указ о своем назначении ахундом и мухтасибом без моей просьбы, а благодаря благому пожеланию видеть меня на своем месте покойного Мирзашаха Ахмада б.Мухаммада.
В четверг 14 рамадана [12]85 / 29 декабря 1868 года при открытии мечети Джиханшаха при стечении множества ученых и знатных людей города я в качестве имама прочитал полуденную молитву’, проповедь и наставления, а также молитву в честь Шаха. Об этом свидетельствовала фотография, напечатанная в газете «Ал-хавадис» (События). В [12]86 / 1869 году по просьбе губернатора я написал обращение к мусульманам о милосердии к животным «Насихат-намэ» (Назидательная статья), которое было напечатано за счет государственной казны и распространено среди городских и деревенских имамов и мударрисов. За это от государственных органов за подписью губернатора я получил благодарственное письмо. А перевод «Насихат-намэ» на русский язык был напечатан в газете «Ал-хавадис» (События).
Во вторник, 6 рабиа — 1 [12]87 / 6 июня 1870 года вторично с детьми посетил город Булгар, прочитал молитву и написал следующие бейтыVII на минарете:
Словно больше не поднимется на этот минарет муэдзин,
Провозглашая истину.
И не восхвалит Аллаха поминающий.
Как будто не проживал в Булгаре,
верующий в единого Бога,
Благополучный человек.
И не проводил вечер в беседах на земле его
Собеседник.
Да, конечно. Они ушли вместе со своим временем.
И оно уничтожило их.
Миновали вечера и [у них оказались] злосчастные судьбы.
Да будет мир над Булгаром.
Его прекрасный воздух
поднимает печаль в сердце.
В понедельник, после заката солнца, 2 зу-л-када 1287 / 24 января 1871 года у меня родилась дочь. А утром, в среду на рассвете в возрасте 39 лет умерла ее мать, моя почитаемая жена Бибинаима дочь ал-Хусайна. Ее похоронили с большими почестями на [кладбище в татарской] слободе. Мое состояние было таким:
Накануне у нас была жена,
Подобно благам в раю.
А утром мы оказались без жены,
Невоспетой еще вчера.
Я повторил [это стихотворение]. Ее могила находится на Казанском кладбище [татарской слободы], в западной стороне от Больших ворот, при входе рядом, в […]VIII шагах от первой калитки. На ее могиле был установлен надгробный камень. Могила покойной находится в 68 аршинах юго-восточнее могилы Бибифатимы дочери Абданнасира. На надгробных камнях обеих написаны их имена, нисба, […]IX даты [рождения и] смерти.
[Покойная] родилась в Казани в месяце шабан 1247 / 5 января-3 февраля 1831 года. Ее мать Бибихусна Бану — из богатой семьи — дочь Абдаллах б.Абдассалам ал-Маджкари. Этот [Марджани] факир прожил с ней 18 лет 11 месяцев и 28 дней, нажил десятерых детей.
Первая — Хаиранниса Ум-малхайр Алия родилась в месяце зу-л-хиджжа [12]69 / 5 сентября-4 октября 1853 года.
Второй — Бурханаддин Абулаббас Мухаммад родился в пятницу 19 рамадана [12] 72 / 24 мая 1856 года после молитвы, когда расходились люди, взывая к милости Аллаха.
Третья — Фахранниса У мм Салим Марьям — старшая. Четвертая — Хайралбанат Уммалхайр Марьям — младшая. Пятая — Фахранниса Умм Кулсум Аббас родилась вечером, во вторник 4 мухаррама [12]79 / 2 июля 1862 года. Шестой — Бахааддин Абулкасим Ахмад. Седьмой благополучный Бахааддин Абулфадл Махмуд родился ранним утром в воскресенье, 27 джумада — I [12]83 / 7 октября 1866 года. Восьмая — Ситтанниса Уммалфадл Айша. Девятый — Радиаддин Абу Хашим Салих родился ранним утром во вторник 20 сафара [12]86 / 15 декабря 1851 года. Последняя — Ситталбанат Уммайман Хава, названа в честь любви к покойной матери.
Старшая и младшая Марьям, Ахмад и Айша умерли в детском возрасте, до смерти родителей. Их могилы находятся рядом с покойной Бибифатимы дочери Абданнасира. Салих умер после своей матери в четверг, 16 шавваля [12]88 / 29 декабря 1871 года. Его могила у изголовья своей матери.
Впоследствии я женился на Бибифатиме дочери одного из богатых купцов Казани Хусайн б.Муса б.Йакуб б.Ишмамат ал-Казани. В воскресенье вечером, 29 зу-л-када [1287] / 20 февраля [1871 года], получив согласие, на следующий день провели большую свадьбу. Совершив очередной никах, в тот же вечер я стал ее законным мужем. Вечером в понедельник, 8 зу-л-хиджжа [12]87 / 1 марта 1871 года я привел ее в свой дом. В четверг, 25 зу-л-хиджжа [1287] / 18 марта [1871 года] принес ее приданое. Ее мать Би-бимахбуба была дочерью именитого казанского богача Башир б.Айид б.Захид ал-Казани ал-Асима.
В 1291 / 1874 году из-за того, что мои враги и завистники оклеветали и оболгали меня, что я якобы начал поститься в месяце рамадан на один день раньше положенного, меня на полгода временно отстранили от должности имама, хатиба. Почти через год в четверг, 10 зу-л-када [12]92 / 8 декабря 1875 года я вернулся к исполнению своих обязанностей. В действительности, как обычно, в окрестностях Казани, деревнях Кече, Пышалым, как и в Стамбуле, благородной Сирии, Мекке, Медине, Ираке, Бухаре, Самарканде, Ташкенте, Хорезме начали поститься как и мы в среду. А в Египте даже начали поститься на один день раньше нас — во вторник, 9 октября [1291] / 20 октября [1874]. Стихотворение:
Я не совершал мирской грех.
А ныне время такое,
что завистникам
Предоставлено право вершить дела.
В [1]293 / 1876 году в Казани открылась Учительская школа. Я был назначен туда преподавать религиозные науки и меня избрали в учительский совет школы. В субботу, 4 рамадана / 23 сентября я провел начальный урок по «Мухтасар ал-Кудури» (Сокращенное изложение ал-Кудури). В понедельник, 6 рамадана [1293] / 13 сентября [по юлианскому календарю], 25 сентября [по григорианскому — 1876 года] состоялось большое собрание людей и официальное открытие школы, на котором ознакомили с ее организацией.
В день […] [1]293 / 1870 году при Казанском университете открылось научное общество, членом которого меня избрали. В понедельник, в 7 часов вечера 5 шавваля [1293] / 11 октября [по юлианскому календарю], 25 октября [1876 года] я впервые принял участие в заседании упомянутого общества. Здесь считаю необходимым привести все свои труды, которые Истинный Всемилостивый и Всевышний дал этому нижайшему рабу и немощности его одарил Своей величайшей милостью и Великим благодеянием:
1. Китаб ал-хикма ал-балига ал-джанния фи шарх ал-акаид ал-ханафийа;
2. Китаб ал-азб ал-фурат ва-л-ма аз-зулал ан-накиа ли-гилла равам ал-абраз ли-асрар шарх ал-джалал. Напечатана в Стамбуле в [1]292 / 1875 году;
3. Китаб ат-тарика ал-мусла ва-л-акида ал-хусна;
4. Китаб ал-мусал ал-аля;
5. Китаб тазкира ал-муниб би-адам тазкийа ахл ас-салиб;
6. Китаб назурат ал-хакк фи фардийа ал-аша ва ан лам йагиб аш-шафак. Напечатана в Казани в [12]87 / 1870 году;
7. Китаб гирфат ал-хавакин ли-ирфат ал-хавакин. Напечатана в Казани в 127[0] / 1853-54 гг.;
8. Китаб гилалат аз-заман фи тарих Булгар ва Казан;
9. Китаб мунтахаб ал-вафийа. Напечатана в Казани в 1297 / 1879 году;
10. Китаб вафийат ал-аслаф ва тахийат ал-ахлаф;
11. Китаб танбих абнал-аср ала танзих абна Аби-н-Наср;
12. Китаб хакк ал-марифа ва хусн ал-идрак би-ма йалзам фи вуджуб-л-фитр ва-л-амсак. Напечатана в Казани в [12]97 / 1879 году;
13. Китаб ал-барк ал-вамид фи-р-радд ала-л-бахид ал-мусамма би-н-
накид. Напечатана в Казани в 1305 / 1887 году.
14. Шарх мукаддима ар-рисала аш-шамсийа;
15. Китаб тахарир муфрада;
16. Китаб джавами ал-хикам ва зараи ан-ниам мин макулат Али б.Аби Талиб;
17. Китаб ан-насаих. Напечатана в Казани в [1]286 / 1869 году;
18. Китаб мухтасар ан-нуджум аз-захира фи ахвал Миср ва-л-Кахира;
19. Китаб хакк ал-баййан ва-т-тасвир фи масала худус ал-алам ал-амр ва-т-такдир;
20. Китаб ал-хакк ал-мубин фи махасин ауда ад-дин;
21. Китаб илам абна-д-дахр би-ахвал ахл ма вара-н-нахр;
22. Китаб кашф ал-гата ани-л-абсар би-аглат таварих Булгар ва акази-биха ас-сариха ли-зави-л-итибар;
23. Китаб фи масаил ан-нахв;
24. Китаб туркийа фи манасик ал-хаджж;
25. И еще один трактат на тюркском языке;
26. Китаб ал-фаваид ал-мухимма. Напечатана в Казани [12]97 / 1879 году;
27. Первая часть Мустафад ал-ахбар. Напечатана в Казани в 1303 / 1885 году, книга…X и кроме того проповеди, воззвания, послания, письма, написанные мной на арабском, персидском, тюркском языках.
III С татарского языка арабским шрифтом перевел А. Юзеев.
IV Никах — обряд бракосочетания у мусульман.
V Оставлено место.
VI Оставлено место.
VII Бейт — двустишие.
VIII Оставлено место.
IX Нисба — часть мусульманской родословной по отношению к месту рождения или проживания.
Х Оставлена строка.
Вступительную статью и документ к публикации подготовил доктор философских наук Айдар Юзеев