Шигабутдин Марджани, автобиография

shigabutdin-mardzhani Шигабутдин Марджани, автобиография Ислам ТАТАРСТАН Фигуры и лица

Предлагаемая читателю автобиография Шигабутдина (или Шихабаддина) Марджани вошла во второй том «Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар» (Кладезь сведений о делах Казани и Булгара), который был издан в 1900 году после смерти автора.

Уже из названия видно, что Шихаб-хазрат при написании книги использовал мно­жество источников, в том числе и некоторые европейские. Естественно, основная масса при­влеченного материала была на арабском, пер­сидском, тюрко-татарском языках, этим объяс­няется почему его сочинение на татарском язы­ке столь насыщено арабизмами и фарсизмами. Для татарских религиозных деятелей и боль­шинства населения ХIХ-начала XX веков такой язык был доступен и понятен, хотя определен­ные знания и усилия для постижения сути ма­териала все-таки были необходимы.

В «Мустафад ал-ахбар», несмотря на то, что большая его часть носит научно-повествова­тельный характер, встречаются разделы, обога­щенные стихотворными отрывками и цитатами религиозно-философского содержания на араб­ском языке. К таким труднодоступным для по­нимания современного читателя местам в сочи­нении относится автобиография Марджани, К сожалению, многие части этого отрывка оказа­лись недостаточно адекватно и полно переложе­ны на современный татарский язык II, хотя именно в них раскрывается эрудиция, интел­лектуальный уровень татарского религиозного философа Марджани.

Вышеназванное обстоятельство послужило основным толчком для предпринятого перевода, который лишь в некоторой степени восполнит лакуну в творчестве Марджани. Другим обстоя­тельством обращения автора к биографии Шихаб-хазрата послужила описанная в ней идейная борьба, происходившая внутри татарского общества второй половины XIX века.

Примеча­тельно, что представители двух оппозиционных лагерей татарского духовенства, а именно: реформаторско-просветительского и традиционалистско-консервативного, в спорах между собой [в автобиографии Марджани], кто в большей, а кто в меньшей степени, показали достаточно основательные познания не только теологии, но и философии.

Стремление Марджани поднять интеллектуальный уровень татарского населения до мировых стандартов поставило его фигуру в авангард развития татарского общества. Марджани может служить «путеводной звездой» на пути прогресса нации, овладения разносторонними знаниями, которые должны способствовать становлению мусульман как созидателей современного татарского обще­ства.

I При траслитерации с арабского шрифта на русский, автор придерживался новой научной траскрипции.

II Шиџбетдин Мђрќани Мостђфадел/ђхбар фи ђхвали Казан вђ Болгар /Тђрќ. Хђйруллин Ђ.Н.– Казан, 1989.–353–365 б.

mogila-sh.mardzhani Шигабутдин Марджани, автобиография Ислам ТАТАРСТАН Фигуры и лица

Шигабутдин Марджани похоронен на казанском кладбище Ново-Татарской слободы. Могила находится между аллеями № 15 и № 16. За неделю до кончины Марджани вызвал Садыйка Галикеева и сказал ему: «[Когда я умру,] не раздавайте «гур садакасы» [специальная милостыня в день погребения], в третий и седьмой дни не проводите поминки. Это – ненужные вещи. «Фидию» [милостыня за пропущенные обряды поклонения] не давайте, не проводите». А за три месяца до смерти, 25 января 1889 г., он написал завещание своему шакирду мулле Губайдулле: «Если умру, установи камень на моей могиле с надписью. Пусть не будет маленьким, чтобы не могли поднять один-два человека. И пусть там не будет слов на русском языке и не указывай дату по русскому летоисчислению». Как известно, на могиле ученого установлен большой, красивый камень из коричневого гранита. На нем текст на арабской графике, на татарском и арабском языках, дата смерти указана по мусульманскому летоисчислению.

 

Марджани

(Из «Мустафад ал-ахбар фи ахвал Казан ва Булгар».-Казань,1900-2 ч.-С.42-53)

Мулла Шихабаддин б.Бахааддин б.Субхан б.Абдалкарим ал-Марджани. Его мать — Бибихабиба дочь Абданнасира б.Сайфалмулка б.Музаффара б.Муртада б.Али б.Иусуфа.

Родился ночью в четверг, 7 рабиа — I 1233 / 15 января 1818 года, по другим сведениям, пятого, после захода солнца — в д.Ябынчи. В пятницу, 15 рабиа — I [12]37 / 10 декабря 1821 года [мой] благородный отец переехал в д.Ташкичу на должность имама. 8 зу-л-хиджжа [1]238 / 16 августа 1823 года, мать отправилась за милостью Истинного [умерла], чем [я] был очень опечален.

После этого обучался в медресе моего ныне покойного отца у муллы Ахмада б.Абдалджалиля ат-Тимерджани, муллы Ахмада б.Зилхиджжа, муллы Таджаддина б.Абдалджалиля б.Хусайн б.Сафакула б.Каттый ас-Сардави, муллы Курбана б.Мухаммада б.Мансура б.Сайида б.Субхана и у других. У благородного отца получил уроки по толкованию «Шарх Джами» (Комментария к Джами), «Шарх Шамсийа» (Комментария к Солнечному), «Шарх Акаид» (Комментария к Догматам) и «Таудих» (Пояснение).

В субботу, четвертого рабиа — I 1254 / 28 мая 1838 года отправился в Мавераннахр и 6 шавваля [1254] / 23 декабря [1838] года прибыл в Буха­ру. Там обучался и получил пользу у муллы Мирза Салиха б.Надира б.Абдаллаха ал-Худжанди, муллы Мухаммада б.Сафара ал-Худжанди, муллы Фадил б.Ашур ал-Гидждувани, муллы Абдалмумина Хаваджжа б.Узбака Хаваджжа ал-Афшанджи, хаджжи муллы Худайберди ал-Байсуни, муллы Бабарафи ал-Худжанди, кади Шарифа б.Ата б.Хади ал-Бухари. А в Самарканде, в который прибыл в — [12]60 / 1844 году -у кади хазрата Абу Сайда б.Абдалхай б.Абилхайр б.Абилфайид б.Ариф ас-Самарканди и у других.

10 раджаба 1265 / 1 июня 1849 года выехал на родину и во вторник 27 раджаба / 18 июня [1850 года], переправившись через реку Сыр-Дарья, во вторник 19 шабана /10 июля достиг селения Иман, где остановился на не­делю. Затем снова отправился в путь и в последний день месяца шабан в субботу [пятницу 29 1265] / 20 июля [1849] прибыл в Оренбург, в котором пробыл неделю. В среду 12 рамадана [1265] / 1 августа [1849], прибыл в Казань. В четверг 13 [рамадана] / 2 августа после утренней молитвы вер­нулся на любимую родину, родную землю в деревню Ташкичу. Там я удо­стоился чести посетить живых и [могилы] усопших предков.

В пятницу, 14 зу-л-када [1265] / 1 октября [1849] года прибыл в Казань. Чтец Корана Абулкасим б.Иусуфа б.Шахберди ал-Бухари также прибыл вместе с [нашим] караваном. Ибрахим б.Убайдаллах б.Йунус на основании того, что Мухтар б.Мухаррам ал-Менгари дал мне хорошую характеристи­ку, собрал ученых и почитаемых людей города для проверки моих знаний. На этом меджлисе присутствовали: мулла Али Ишан ат-Тунтари, мулла Хабибаллах б.Рахманкули, мулла Ахмад б.Сайд, мулла Абдалгафур б.Махмуд, мулла Хуснаддин б.Умар, мулла Мухаммадкарим б.Мухаммадрахим, мулла Шахахмад б. Абийазид, мулла Шамсаддин б.Зубайр ал-Хафиз, мулла Асфандийар б.Ибрахим, мулла-мухтасиб Абдал-каххар б.Абдассаттар, мулла Нурмухаммад ал-мухтасиб, мулла Шихабад-дин б.Фахраддин, мулла Абдалвали б.Абдалгаффар, мулла Хусайн б.Амирхан и другие. Кроме них участвовали некоторые знатные люди этой махалли.

По научению муллы Мухаммадкарима ко мне со словами: «Я хотел бы вас спросить», — обратился мулла Абдалвали. [Я] факир сказал: «У меня не спрашивай, вот сидят почитаемые ученые, обращайся к ним». Он снова об­ратился ко мне: «Мы хотим послушать ваше пояснение». Я ответил: «Хорошо».

Он спросил: «Как вы можете объяснить противоречащие друг другу до­казательства?» Я сказал, поясняя такое доказательство: «Как об этом из­вестно, предположим, что два божества совершенны в своей силе. Такое положение осуществиться в том случае, когда одно из них будет желать усиления движения, а другое — потенциально желать покоя. В этом случае, когда они оба преследуют каждый свою цель при отсутствии единства про­тивоположностей, происходит разобщение противоположностей и бессилие божеств.

Если только у одного из них есть цель, то другой в бессильности и [в то же время он] способен к совершенству, что, несомненно, приводит [наше] предположение к противоречию. Если же это не происходит, то [наблюдается] отсутствие [единства] противоположностей и бессилие бо­жеств. Таким образом, если одно из них выражает предмет желания, то другое — немощно и потенциально не способно к совершенству, противореча необходимому предположению» [о существовании двух божеств].

Читайте также:  Муфтий Мухаммедьяр Султанов

Как-то мулла Мухтар б.Мухаррам сказал: «У этого муллы Шихабаддина такие знания, что он может обучать десять лет муллу Мухаммадкарима». Эти слова через муллу Сададдина б.Файидаллаха дошли до муллы Мухам­мадкарима, который на это был очень разгневан. Поэтому он специально подготовился к этому меджлису, с начала до конца перечитав «Хаваши Акаид» [Субкомментарий на Догматы].

Он сказал: «Это неверно. Если движение и покой [двух божеств] воз­можны и предположим [существование] связи желания одного из них с чем-то, что присуще другому и поскольку невозможна связь с тем, что про­тиворечит желанию другого, отсюда необязательно бессилие [божеств]».

Я ответил: «Движение и покой по своей сути возможные [состояния бо­жеств]. Если [желание] одного противоречит желанию другого [божества], то в этом случае, очевидно не возникает немощности по сути. При этом, если зависимость стремления [одного божества от] другого [божества] воз­можна, то зависимость стремления допускается лишь условно».

После этого мулла Хуснаддин, мулла Хусайн, мулла Абдалвали, мулла Шихабаддин б.Фахраддин своими бессмысленными и пустыми словами пы­тались продолжить спор на глазах невежественных присутствующих, кото­рым казалось, что обе стороны равны. Мулла Али Ишан, мулла Ахмад, мулла Хабибаллах, мулла Абдалгафур одобрили мои слова и поддержали мои высказывания, доведя их до людей на этом меджлисе.

Затем мулла Шихабаддин б.Фахраддин влез в разговор и сказал: «Я прошу слова. Философы говорят: «Бытийно-необходимое предшествует бытийно-возможному. Это бытийно-необходимое бывает предшествующим по времени и по самосущности». Хотя он цитировал из «Таудиха», поскольку свое утверждение до конца обосновать не смог, этот факир [продолжал]:

«Философы говорят: «Бытийно-возможное объемлет два вида бытийно-необходимого, а именно: бытийно-необходимое, предшествующее осуществлению полной причины и бытийно-необходимое, присущее полной причи­не. Ты говоришь, если бытийно-необходимое предшествует [возможному], то является предшествующим по времени и это то-то; а если по-сущности, то то-то».

Полагая, что мое пояснение является ответом на слова упомянутого муллы Ибн Фахраддина, тот начал высказываться против. Я сказал: «Я всего лишь твои слова повторил, но мой ответ был другой». И другие ска­зали: «Да, это действительно так». И они вынудили его замолчать.

Затем я продолжил: «На это возражение философы ответили бы так. Неверно делить только на два этих вида предшествования. Бытийно-необходимое предшествующее есть по времени и по сущности и по эссен­ции [махийа]».

Мулла Мухаммадкарим сказал: «Предшествования по эссенции нет». Я ответил: «Конечно, такой вид предшествования есть. Его Шайх Раис Абу Али [Сина] объясняет как предшествование по самосущности эссенции, а Мир Бакир [Дамад] — как предшествование по эссенции. В своей книге «Накд ат-Танзил» [Критике Ниспосланного] Мухаккик ат-Туси объясняет, что предшествование бывает пяти известных видов, а [вышеназванное] предшествование отлично от них».

Шигабутдин Марджани о себе самом

Мухаммадкарим сказал: «Это предшествование входит в предшествова­ние того, в чем нуждаются [бога] нуждающемуся [миру]». Я ответил: «Великие ученые объяснили этот вид предшествования, что предшествова­ние Нужное [бог] отличается от предшествования нуждающегося и входить в нуждающееся предшествование не может».

Он ответил: «Оно входит в него. Я кроме этого предшествования иного не знаю». [Я] факир, чтобы не было упреков, простыми словами обстоя­тельно пояснил все виды предшествования, приводя примеры: «Предшествование того, в чем нуждаются [бога] нуждающемуся [миру] и предшествование по самосущности два вида [предшествований]. Первый [вид] — предшествание по природе. Это предшествование неполной причины ее следствию. Второй [вид] — предшествование по причинности.

Это пред­шествование полной причины ее следствию. Предшествование по эссенции отлично от этих двух предшествований — предшествование по природе свя­зано с бытийно-возможным, а предшествование по причинности связано с бытийно-необходимым. А что касается предшествования по эссенции, то оно не связано ни с бытийно-возможным, ни с бытийно-необходимым, а только с эссенцией. Это предшествование не связано с бытийно-необходимым, а [связано] с его акциденциями».

Мулла Мухаммадкарим, выйдя из себя сказал: «Нет, я пока не совер­шал хаджж и по-арабски не знаю. Объясни мне тюркскими словами». [Я] факир, улыбаясь и удивляясь [ответил]: «Тюркский язык из языков, науч­ная лексика которых ограничена. Допустим, как ты объяснишь такие по­нятия как «илла» [причина] и «малул» [следствие] по-тюркски?»

Он ни слова не смог возразить в ответ, опустил голову и замолчал, перед всеми показав свою ограниченность и беспомощность. Мулла Хусайн ска­зал: «Впечатляюще. Мы дадим разъяснение». Но после того, как я, факир, и мулла Хабибаллах вместе сказали, что толкование по-арабски слишком специфично, беседа закончилась.

На этом меджлисе присутствовал и слушал [наш спор] Мухтар б.Мухаррам ал-Менгари. В конце беседы он подошел и сказал: «Не проис­ходит ли «илла» [причина] от слова «маглул» [страшная болезнь]?» И ска­зал: «Как мог Мухаммадкарим не знать этого?»

Я ответил: «Нет, в словах «илла» и «малул» буква «айн» пишется без точки и они переводятся как причина и следствие. Если бы в слове «илла» и его производном «малул» буква «айн» писалась бы с точкой, то оно озна­чало бы «страшная болезнь». Но это не так.»

После этого меджлиса в Казани и ее окрестностях было высказано обо мне много хвалебных слов. По этой причине мулла Мухаммадкарим стал этого факира [Марджани] заклятым врагом на всю жизнь. Затем в дом к Убайдаллах б.Махмуд ал-Казаклари [где проживал Марджани] пришел вышеупомянутый Мухтар б.Мухаррам, который от имени Ибрахим бая и людей махалли сообщил, что они хотят видеть этого факира [Марджани] имамом, хатибом, мударрисом 1-й соборной мечети. [Я] факир дал согласие с условием получения разрешения отца.

После этого получил [письменное] решение людей махалли и мне было вручено настоятельное приглашение Ибрахим бая прибыть на обед в честь жертвоприношения. Я с отцом приехал в Казань. В нашу честь устроили большой меджлис, где велись споры и беседы. Посетив и другие меджли­сы, мы снова вернулись в деревню.

В среду, за 11 дней до окончания месяца мухаррам 1266 / 6 декабря 1849 года, муэдзин Халид б.Исхак б.Исмаил б.Ибрахим ас-Саати и Ибра­хим б.Фатхаллах б.Мусаид б.Захид приехали в Ташкичу со всем необходи­мым, чтобы забрать меня на трех санях, запряженных восемью лошадьми. Утром в пятницу, за девять дней до окончания месяца мухаррам / 8 декаб­ря, мы вместе с муллой Насих б.Абдалгаффар б.Абдалхамид ат-Тунтари, Насибаллах б.Фатхаллах б.Йахйа б.Абдалбаки ат-Ташкичуви прибыли в Казань.

Остановились в доме по улице Щукина, где раньше жил мясник Абдалмаджид б.Убайдаллах б.Биккин б.Субхан. Я прочитал в первый раз пятничную молитву [в мечети] в качестве имама. В среду провел первый свой урок в начальных классах медресе. В понеделник 2 рабиа — II [1266] / 15 февраля [1850] отправился в Уфу.

Шестого, упомянутого месяца [рабиа-II] / 19 февраля до полудня в присутствии муфтия Абдалвахид б.Сулаимана, кадиев: муллы Абдалджаббар б.Рахманкули, Тухфаталлах б.Халиля аш-Шамаки и Таджаддин б.Муштари ал-Утямиши я был экзаме­нован, прочитав суру «Фатиха» [Открывающая] и мне дали благословение [на вступление в должность].

Читайте также:  Из Башкирии в халифат

Во вторник я возвратился в Казань. В среду, 27 джумада — I [1265] / 6 марта [по юлианскому календарю], 20 апреля [по григорианскому, 1850 го­да] согласно указу № 2011 был утвержден имамом, хатибом, мударрисом 1-й  соборной  мечети.  Во  второе воскресенье дмумада  —  II  [1265]  /  8  мая

[1849] в Казани женился, совершив никахIV, на Бибифатиме дочери покой­ного ахунда, муллы Абданнасира б.Рахманкули. В субботу, 12 раджаба / 3 июня отправился в селение Альмат, где вечером во вторник провели свадь­бу. В четверг, 23 шабана /14 июля я привез ее в Казань. Она умерла ут­ром в субботу, 25 шавваля 1267 / 23 августа 1851 года на следующий день после рождения ребенка. Я сам прочитал заупокойную молитву, и ее похо­ронили на новом кладбище в Казани. Я установил на ее могилу надгроб­ный камень с надписью.

В четверг, 4 зу-л-када [1]268 / 20 авагуста 1852 года я женился на бла­городной Бибинаиме дочери ал-Хусайн б.Йусуф б.Исмаил б.Апаная. Вече­ром того же дня устроили свадьбу в доме Ибрахим б.Убайдаллаха. В поне­дельник, 8 [зу-л-када] [1268] / 24 августа [1852] я привез ее в свой дом.

Потом мы арендовали дом муллы Шариф б.Сулаимана. В деньV [12]69 / 1853 года, пребывая в таком положении, я купил за 1200 рублей свобод­ный дом покойного Масуд б.Абдаррашид б.Абдаррахим ал-Кайбычи, насле­дованный потом его сыном, потом Мухаммадом б.Йусуф б.Исхак б.Али ал-Казани. Я его заново отстроил, поскольку дом состоял только из половины каменной нижней части и земли.

В день […]VI 8 зул-хиджжа [12]70 / 1 сентября 1854 года я был вре­менно отстранен от должности имама. Причиной послужило то, что я соче­тал Махруй дочь Джиханшаха б.Мухаммада б.Абдассаляма б.Усмана ал-Карили, якобы не достигшую совершеннолетия, с Мустафой б.Мухаммад б.Назир б.Абдалкарим б.Митри б.Ишбулди аш-Ширдани и то, что я прочи­тал никах Абдалвали б.Халилю и Зарифе дочери Атийаталлаха, которая не развелась с прежним мужем солдатом Муртадой б.Искандером б.Ниязом ал-Килдибеки.

Шигабутдин Марджани о себе самом

В действительности совершеннолетие вышеназванной девушки не вызы­вает сомнения, ее возраст подтвержден документом. А что касается [ее] рождения, то из-за отсутствия отца, ее два деда Мухаммад б.Абдассалам и Музаффар б.Йахйа, не сообщив имаму дали ей имя, не зарегистрировав в [метрической] тетради. По истечении двух лет, испугавшись, что последует за это наказание, они скрытно обратились к имаму ее родной деревни Ка­рили и ее записали в [метрическую] тетрадь, уменьшив ее возраст.

[Я] факир побывал в городе и не знал подлинного положения вещей. Из-за того, [что ее имени не было] в [метрических] тетрадях, ее возраст опре­делил из документов статистического собрания. А действительное состоя­ние дел [в то время] известно не было. [Что касается второго случая], то солдат в то время уже умер, о чем клятвенно засвидетельствовали четыре человека в Мамадышском суде.

После этого я обратился в Министерство внутренних дел и по их указу мне была возвращена прежняя должность. Со среды, 12 шавваля [12]71 / 28 июня 1855 года я приступил к исполнению своих законных обязанно­стей. Во время большого пожара в Казани в 1275 / 1858 году наш дом и большая часть имущества полностью сгорели. В тот же год за 1500 рублей я построил дом лучше и добротнее прежнего.

В [1]276 / 1859 году я получил указание из [Духовного] собрания [мусульман] сличить и исправить списки изданий Коранов, напечатанных в [типографиях] Казани, собрать деньги пострадавшим от землетрясения народам Кавказа, выяснить по метрическим тетрадям количество родив­шихся, зарегистрировавших брак, умерших и передать [данные] в суд.

В субботу, в середине месяца зу-л-када 1277 / 11 мая-10 июня 1860 года с детьми во второй раз отправились на Горную сторону [Волги]. Посетили могилы: в деревне Джакалы — нашего деда муллы Сайфалмулка б.Музаффара и бабушки Бибирабиа дочери Муслима, в деревне Бизна -нашего деда муллы Музаффара и его отца муллы Муртада б.Али и других родственников.

В [12]77 / 1860 году в связи с выступлением против меня членов [Духовного] собрания [мусульман] я прекратил работу над сличением Ко­рана и получил указание исполнять религиозные обряды для заключенных в тюрьмах, вторично подготовить списки по метрическим тетрадям.

В [12]78 / 1861 году получил указание участвовать в судах при приве­дении клятвы [подсудимыми], собирать деньги. В четверг, 16 хазирана [12]79 / 9 декабря 1862 года с согласия жителей Казани я прочитал молит­ву на празднике жертвоприношения, собравшимся между двумя слобода­ми.

В [12]80 / 1863-64 году построил верхний этаж своего дома и постелил крышу железом. Хаджжи Хусайн б.Йусуф б.Мухаммад б.Сулайман ал-Казани при содействии покойного Щукина дал 1120 рублей и по его указа­нию было собрано в других махалля еще 1000 рублей и за 3500 рублей [строительство] завершилось.

В тот же год упомянутый Хусайн отправился в хаджж и при возвраще­нии в день […] 10 мухаррама [12]81 / 15 июня 1864 года скончался в селе­нии Янбо у моря. У него осталось два сына: Ибрахим и Мухаммаджан и три дочери — пусть одарит Всевышний их милостью.

В [12]83 / 1866 году за 400 рублей мне построили каменную ограду. В [12]84 / 1867 году получил указ о назначении членом казанского собрания по выборам в Духовное собрание [мусульман]. В среду, 2 сафара [1284] / 5 июня [1867] вторично получил указание по сличению списков Корана. Во вторник, 12 джумада — 1 [1284] / 11 сентября [1867] получил указ о своем назначении ахундом и мухтасибом без моей просьбы, а благодаря благому пожеланию видеть меня на своем месте покойного Мирзашаха Ахмада б.Мухаммада.

В четверг 14 рамадана [12]85 / 29 декабря 1868 года при открытии ме­чети Джиханшаха при стечении множества ученых и знатных людей горо­да я в качестве имама прочитал полуденную молитву’, проповедь и настав­ления, а также молитву в честь Шаха. Об этом свидетельствовала фотогра­фия, напечатанная в газете «Ал-хавадис» (События). В [12]86 / 1869 году по просьбе губернатора я написал обращение к мусульманам о милосердии к животным «Насихат-намэ» (Назидательная статья), которое было напеча­тано за счет государственной казны и распространено среди городских и деревенских имамов и мударрисов. За это от государственных органов за подписью губернатора я получил благодарственное письмо. А перевод «Насихат-намэ» на русский язык был напечатан в газете «Ал-хавадис» (События).

Во вторник, 6 рабиа — 1 [12]87 / 6 июня 1870 года вторично с детьми посетил город Булгар, прочитал молитву и написал следующие бейтыVII на минарете:

Словно больше не поднимется на этот минарет муэдзин,

Провозглашая истину.

И не восхвалит Аллаха поминающий.

Как будто не проживал в Булгаре,

верующий в единого Бога,

Благополучный человек.

И не проводил вечер в беседах на земле его

Собеседник.

Да, конечно. Они ушли вместе со своим временем.

И оно уничтожило их.

Миновали вечера и [у них оказались] злосчастные судьбы.

Да будет мир над Булгаром.

Его прекрасный воздух

поднимает печаль в сердце.

В понедельник, после заката солнца, 2 зу-л-када 1287 / 24 января 1871 года у меня родилась дочь. А утром, в среду на рассвете в возрасте 39 лет умерла ее мать, моя почитаемая жена Бибинаима дочь ал-Хусайна. Ее по­хоронили с большими почестями на [кладбище в татарской] слободе. Мое состояние было таким:

Читайте также:  Татарские предприниматели в Казахстане

Накануне у нас была жена,

Подобно благам в раю.

А утром мы оказались без жены,

Невоспетой еще вчера.

Я повторил [это стихотворение]. Ее могила находится на Казанском кладбище [татарской слободы], в западной стороне от Больших ворот, при входе рядом, в […]VIII шагах от первой калитки. На ее могиле был установ­лен надгробный камень. Могила покойной находится в 68 аршинах юго-восточнее могилы Бибифатимы дочери Абданнасира. На надгробных кам­нях обеих написаны их имена, нисба, […]IX даты [рождения и] смерти.

[Покойная] родилась в Казани в месяце шабан 1247 / 5 января-3 февра­ля 1831 года. Ее мать Бибихусна Бану — из богатой семьи — дочь Абдаллах б.Абдассалам ал-Маджкари. Этот [Марджани] факир прожил с ней 18 лет 11 месяцев и 28 дней, нажил десятерых детей.

Первая — Хаиранниса Ум-малхайр Алия родилась в месяце зу-л-хиджжа [12]69 / 5 сентября-4 октяб­ря 1853 года.

Второй — Бурханаддин Абулаббас Мухаммад родился в пят­ницу 19 рамадана [12] 72 / 24 мая 1856 года после молитвы, когда расхо­дились люди, взывая к милости Аллаха.

Третья — Фахранниса У мм Салим Марьям — старшая. Четвертая — Хайралбанат Уммалхайр Марьям — млад­шая. Пятая — Фахранниса Умм Кулсум Аббас родилась вечером, во вторник 4 мухаррама [12]79 / 2 июля 1862 года. Шестой — Бахааддин Абулкасим Ахмад. Седьмой благополучный Бахааддин Абулфадл Махмуд родился ранним утром в воскресенье, 27 джумада — I [12]83 / 7 октября 1866 года. Восьмая — Ситтанниса Уммалфадл Айша. Девятый — Радиаддин Абу Хашим Салих родился ранним утром во вторник 20 сафара [12]86 / 15 декабря 1851 года. Последняя — Ситталбанат Уммайман Хава, названа в честь люб­ви к покойной матери.

Старшая и младшая Марьям, Ахмад и Айша умерли в детском возрасте, до смерти родителей. Их могилы находятся рядом с покойной Бибифатимы дочери Абданнасира. Салих умер после своей матери в четверг, 16 шавваля [12]88 / 29 декабря 1871 года. Его могила у изголовья своей матери.

Впоследствии я женился на Бибифатиме дочери одного из богатых куп­цов Казани Хусайн б.Муса б.Йакуб б.Ишмамат ал-Казани. В воскресенье вечером, 29 зу-л-када [1287] / 20 февраля [1871 года], получив согласие, на следующий день провели большую свадьбу. Совершив очередной никах, в тот же вечер я стал ее законным мужем. Вечером в понедельник, 8 зу-л-хиджжа [12]87 / 1 марта 1871 года я привел ее в свой дом. В четверг, 25 зу-л-хиджжа [1287] / 18 марта [1871 года] принес ее приданое. Ее мать Би-бимахбуба была дочерью именитого казанского богача Башир б.Айид б.Захид ал-Казани ал-Асима.

В 1291 / 1874 году из-за того, что мои враги и завистники оклеветали и оболгали меня, что я якобы начал поститься в месяце рамадан на один день раньше положенного, меня на полгода временно отстранили от долж­ности имама, хатиба. Почти через год в четверг, 10 зу-л-када [12]92 / 8 де­кабря 1875 года я вернулся к исполнению своих обязанностей. В действи­тельности, как обычно, в окрестностях Казани, деревнях Кече, Пышалым, как и в Стамбуле, благородной Сирии, Мекке, Медине, Ираке, Бухаре, Са­марканде, Ташкенте, Хорезме начали поститься как и мы в среду. А в Египте даже начали поститься на один день раньше нас — во вторник, 9 ок­тября [1291] / 20 октября [1874]. Стихотворение:

Я не совершал мирской грех.

А ныне время такое,

что завистникам

Предоставлено право вершить дела.

В [1]293 / 1876 году в Казани открылась Учительская школа. Я был назначен туда преподавать религиозные науки и меня избрали в учитель­ский совет школы. В субботу, 4 рамадана / 23 сентября я провел началь­ный урок по «Мухтасар ал-Кудури» (Сокращенное изложение ал-Кудури). В понедельник, 6 рамадана [1293] / 13 сентября [по юлианскому календа­рю], 25 сентября [по григорианскому — 1876 года] состоялось большое соб­рание людей и официальное открытие школы, на котором ознакомили с ее организацией.

В день […] [1]293 / 1870 году при Казанском университете открылось научное общество, членом которого меня избрали. В понедельник, в 7 ча­сов вечера 5 шавваля [1293] / 11 октября [по юлианскому календарю], 25 октября [1876 года] я впервые принял участие в заседании упомянутого общества. Здесь считаю необходимым привести все свои труды, которые Истинный Всемилостивый и Всевышний дал этому нижайшему рабу и не­мощности его одарил Своей величайшей милостью и Великим благодеяни­ем:

1. Китаб   ал-хикма   ал-балига   ал-джанния   фи    шарх    ал-акаид    ал-ханафийа;

2. Китаб ал-азб ал-фурат ва-л-ма аз-зулал ан-накиа ли-гилла равам ал-абраз ли-асрар шарх ал-джалал. Напечатана в Стамбуле в [1]292 / 1875 году;

3. Китаб ат-тарика ал-мусла ва-л-акида ал-хусна;

4. Китаб ал-мусал ал-аля;

5. Китаб тазкира ал-муниб би-адам тазкийа ахл ас-салиб;

6. Китаб  назурат  ал-хакк  фи  фардийа  ал-аша  ва  ан  лам  йагиб  аш-шафак. Напечатана в Казани в [12]87 / 1870 году;

7. Китаб гирфат ал-хавакин ли-ирфат ал-хавакин. Напечатана в Казани в 127[0] / 1853-54 гг.;

8. Китаб гилалат аз-заман фи тарих Булгар ва Казан;

9. Китаб мунтахаб ал-вафийа. Напечатана в Казани в 1297 / 1879 году;

10. Китаб вафийат ал-аслаф ва тахийат ал-ахлаф;

11. Китаб танбих абнал-аср ала танзих абна Аби-н-Наср;

12. Китаб хакк ал-марифа ва хусн ал-идрак би-ма йалзам фи вуджуб-л-фитр ва-л-амсак. Напечатана в Казани в [12]97 / 1879 году;

13. Китаб  ал-барк  ал-вамид  фи-р-радд  ала-л-бахид  ал-мусамма  би-н-
накид. Напечатана в Казани в 1305 / 1887 году.

14. Шарх мукаддима ар-рисала аш-шамсийа;

15. Китаб тахарир муфрада;

16. Китаб джавами ал-хикам ва зараи ан-ниам мин макулат Али б.Аби Талиб;

17. Китаб ан-насаих. Напечатана в Казани в [1]286 / 1869 году;

18. Китаб мухтасар ан-нуджум аз-захира фи ахвал Миср ва-л-Кахира;

19. Китаб хакк ал-баййан ва-т-тасвир фи масала худус ал-алам ал-амр ва-т-такдир;

20. Китаб ал-хакк ал-мубин фи махасин ауда ад-дин;

21. Китаб илам абна-д-дахр би-ахвал ахл ма вара-н-нахр;

22. Китаб кашф ал-гата ани-л-абсар би-аглат таварих Булгар ва акази-биха ас-сариха ли-зави-л-итибар;

23. Китаб фи масаил ан-нахв;

24. Китаб туркийа фи манасик ал-хаджж;

25. И еще один трактат на тюркском языке;

26. Китаб ал-фаваид ал-мухимма. Напечатана в Казани [12]97 /  1879 году;

27. Первая часть Мустафад ал-ахбар. Напечатана в Казани в 1303 / 1885 году, книга…X и кроме того проповеди, воззвания, послания, письма, на­писанные мной на арабском, персидском, тюркском языках.

III С татарского языка арабским шрифтом перевел А. Юзеев.

IV Никах — обряд бракосочетания у мусульман.

V Оставлено место.

VI Оставлено место.

VII Бейт — двустишие.

VIII Оставлено место.

IX Нисба — часть мусульманской родословной по отношению к месту рождения или проживания.

Х Оставлена строка.

Вступительную статью и документ к публикации подготовил доктор философских наук Айдар Юзеев

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + двадцать =

Next Post

Героизация валидовщины в Уфе

Пт Дек 21 , 2018
Ахмет Заки Валиди. Фото 1960-х гг. Уфа: героизация валидовщины и планы создать исламскую республику «Урал» Сегодня слово — Мадрилю Гафурову. Он размышляет, почему «Съезд башкирского […]
Героизация валидовщины в Уфе