По данным ряда исследовательских центров, в последние годы христианство наиболее активно развивалось в Юго-Восточной Азии, включая атеистический по государственной идеологии Китай, а число христиан в Китае уже превысило их число в России
Такие данные обнародовал Pew Research Center — американский исследовательский центр, который анализирует информацию о социальных, общественных и демографических тенденциях, формирующихся в мире. Центр проводит опросы, фокус-группы, анализирует демографические процессы, ведет мониторинг больших массивов социальной информации.
Pew Research привёл данные из китайских источников: «В 2018 году в Белой книге Государственного совета КНР о свободе вероисповедания сообщалось, что протестантов насчитывается 38 млн (вместе с католиками — 40 млн)».
Нужно иметь ввиду, что китайские госорганы традиционно занижают число как христиан, так и мусульман, буддистов и др., так как идеал Компартии Китая – атеистическое общество. Pew Research констатирует, что после прихода к власти в 2013 году товарищ Си ведёт последовательную борьбу с религиозностью.
В Покровском храме г. Харбина
Несмотря на это, ведущие христианские организации Китая утверждают, что число христиан в стране неуклонно растет и намного превышает данные государственной статистики: «Например, по оценкам Центра изучения глобального христианства, доля христиан в населении Китая среди взрослых и детей увеличилась с 6% в 2000 году до 7% в 2020 году». Заметим, 7% христиан в Китае от населения в 1,45 млрд человек – около 100 млн.
Плюс в Китае, как и повсюду в Азии, напоминает Pew Research, представления верующих являются своеобразным синтезом христианства и местных верований: «Ещё 4% заявили, что верят в христианского Бога и как минимум ещё в одно нехристианское божество». Эти 4% — это ещё около 70 млн человек.
Насколько достоверны эти данные? Исследовательский центр Pew Research Center имеет репутацию организации, которая не занимаетcя политикой и является дочерней компанией благотворительных фондов Pew.
Икона «Святые великомученники китайские». Христианство в Китае всегда была религией меньшинства во враждебном обществе; в отличии от западных стран, где христианство — доминирующая религия, христианство никогда не было частью китайской культуры
В течение всего XX века христианство увеличивало свою долю в странах в Юго-Восточной Азии. Это происходит на фоне быстрого роста населения во всех странах с различной религиозной принадлежностью. По данным международного «Центра по изучению распространения христианства в мире» (Center for the Study of Global Christianity), если в 1910 г. доля христианства во всем населении Азии составляла 2%, в 2010 г. – 8%. При этом доля христианства выросла в 4 раза, а доля ислама на 63% (в 1910 г. на каждого христианина в Азии приходилось 8 мусульман, а в 2010 году на каждого христианина Азии приходится чуть более трех мусульман).
Хотя Юго-Восточная Азия является последним континентом, до которого дошла евангелизация, а за время с 1910 по 2010 гг. население Азии выросло более, чем в 5 раз, доля христианства выросла еще больше. Христианство в Азии в течение прошедшего XX века росло со скоростью, в четыре раза превышающей скорость естественного роста населения.
Из этого можно сделать вывод, что в росте христианства в Азии налицо сильная миссионерская составляющая. Вероятно, в условиях уменьшения скорости роста населения Азии — а рождаемость во всех странах Азии начала устойчиво снижаться — произойдет увеличение значимости миссионерства, и, следовательно, христианство будет расти быстрее относительно других религий.
Можно, конечно, эти данные считать чересчур оптимистичными. Но всё же…
Христианское миссионерство в Юго-Восточной Азии стало уникальным феноменом, поскольку в роли христианизируемой выступила древнейшая цивилизация, ключевой характеристикой которой является опора на преемственность и традицию, активное неприятие чужого и инокультурного
Вообще Восточная Азия довольно быстро христианизируется, и в основном в протестантские течения (православие и католицизм проигрывают им в этой гонке) – и это на фоне сокращения веры на Западе и в Латинской Америке. Китайское христианство отличается от традиционного европейского или американского тем, что женщины очень часто становятся лидерами в церквях и религиозных группах. Азиатский протестантизм, вероятно, сильно изменит местные общества, как, например, он существенно изменил Южную Корею.