Песни семейских — старообрядцев Забайкалья

semejskie Песни семейских - старообрядцев Забайкалья Народознание

Издан сборник старинных песен старообрядцев Восточной Сибири и Забайкалья «Отец мой был природный пахарь: фольклор семейских (старообрядцев Забайкалья)»

Семейские —  потомки высланных по повелению императрицы Екатерины II в Забайкалье в XVIII веке при разделе Речи Посполитой. В Восточную Сибирь они переселены из Ветки, города в Гомельской области Белоруссии, во времена раскола находившегося на территории Речи Посполитой у границ России.

Первая высылка из Ветки произошла в 1735 году — были переселены в Сибирь 40000 человек (события получили название «Первого выгона»). В 1765 году произошло второе выселение, а позднее и третье. Последняя группа старообрядцев была доставлена в Забайкалье в 1795 году.

Переселенцы получили от местных жителей название семейские, так как приезжали в Сибирь в отличие от одиноких ссыльных большими семьями с имуществом. Селились они крупными группами, образовывая сёла и деревни на территории нынешней Бурятии и Красночикойского района Забайкальского края. Для устройства их быта в Селенгинске было создано в 1766 году учреждение «Хлебопашеств и поселения Контора».

Семейские принесли с собой высокую сельскохозяйственную культуру — выращивали рожь, пшеницу, ячмень, гречиху, овёс, картофель и овощи. В XIX веке Верхнеудинский округ, населенный семейскими, стал самым развитым в Забайкалье в земледельческом отношении.

С началом добычи золота в крае, семейские начали работать на золотых приисках и считались лучшими приисковиками. Трудолюбие и приверженность традиционному укладу позволили им сохранить своеобразие духовной культуры, заложенной ещё в допетровскую эпоху.

semejskie-starovery-v-zabajkale Песни семейских - старообрядцев Забайкалья Народознание

Семейские староверы Забайкалья. Архивное фото

В сборник «Отец мой был природный пахарь» вошли записи подлинных текстов от носителей культуры, расшифровки, аранжировки, инструментовки музыкальных номеров. Материалы собраны в участниками детского фольклорного образцового ансамбля «Черпачок» у знатоков семейской культуры в селах Большой Куналей, Десятниково, Куйтун и Тарбагатай Тарбагатайского района Бурятия, а также записи 1980-1990-х гг. из личного архива  Татьяны Калашниковой.

Читайте также:  Антитрадиционализм и атеизм 1920–1930-х гг.

Материал сборника представляет интерес для фольклористов, филологов, этно-музыковедов, руководителей фольклорных коллективов, преподавателей и музыкальных руководителей детских и молодежных коллективов и для широкого круга любителей традиционного фольклора семейских.

Заметим, летом Министерство культуры Республики Бурятия определило победителей конкурса на предоставление грантов Правительства Республики Бурятия в 2022 году для осуществления творческих проектов в сфере культуры старообрядцев (семейских). Размер гранта составил 300 тыс. рублей. Победителями стали Православная старообрядческая община во имя священномученика Афанасия Тарбагатайского (с. Тарбагатай), Бурятская ГСХА имени В.Р. Филиппова и ТОС «Полевой» из Мухоршибири.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пятнадцать + пять =

Next Post

Природа конфликта России с западным миром

Чт Июл 21 , 2022
Природа конфликта России с западным миром и концепция столкновения цивилизаций Одной из самых известных концепций, обосновавшей процессы в мировой политике конца XX – начала XXI […]
Природа конфликта России с западным миром