
Размещаем достаточно спорный материал председателя Наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития, члена Научного совета при Совете Безопасности РФ Ю.В. Крупнова. Статья посвящена поиску решений по исправлению пространственной деформации страны посредством «размосквичивания» и переноса столицы за Урал в город Омск
…Россия должна, наконец, в полную силу шагнуть в Сибирь, за Урал, на Восток, поскольку наша великая страна-цивилизация-континент больше не может существовать в нынешнем деформированном пространстве с абсолютным доминированием крайне западной и узкой «полоски» расселения Москва-Питер-Сочи, — своего рода резервации, в которую неудержимо стекается всё активное население страны, обезлюживая, оголяя и опустынивания регионы, русские земли. А для такого «шага», трансформирующего всю глобальную архитектонику и геометрию планеты, и впервые формирующего из географического материка Евразии новый геополитический субъект и полюс «Россия — Большая Евразия», конечно же, требуется перенести столицу нашей страны из Москвы за Урал.
О необходимости переноса столицы и организации такого переноса я неоднократно писал и выступал с середины 1990-х годов, в 2003 году даже издал специальную книгу по этой проблеме – «Россия между Западом и Востоком. Курс Норд-Ост», в которой описал исторический северовосточный (Норд-Ост) императив и вектор российской истории на примере наиболее ярких моментов 1200 лет нашей государственности, прежде всего, переноса столицы Руси-России из Ладоги в Киев, затем во Владимир, затем в Москву, Санкт-Петербург и опять Москву.
В 2006 году пункт о переносе столицы стал одним из главных в подготовленной мною программе Партии развития, которая в 2007 году по указанию Суркова не была зарегистрирована. Необходимость переноса столицы как инструмента преодоления разрушительной гиперцентрализации страны была представлена мною в 2017 году в Доктрине размосквичивания. Кто хочет предметно разобраться в проблеме отсылаю к многочисленным публикациям, в т.ч. представленным на моём ютуб-канале.
Дискуссии на страницах академической и публицистической печати, а также жаркие споры в телерадиошоу однозначно свидетельствуют, что никаких мало-мальски серьёзных возражений против переноса столицы на сегодня ни у кого нет. Также согласно самым разным опросам последних лет, перенос столицы из Москвы устойчиво поддерживает от 60 до 80 %.
Таким образом, считаю, что вопроса «Нужно ли переносить столицу» не существует. Нужно, и давно. Реальный же вопрос в том, куда и как переносить столицу? На данный момент считаю оптимальным вариантом локализации новой столицы – город Омск, точнее, будущий новый город на северо-западной окраине Омска – на месте нового аэропорта «Фёдоровка», вокруг которого будет развёрнут мульти-инфраструктурный транспортнологистический хаб.
Омск – критическая точка развития страны и Евразии в целом. Одна только бюджетная обеспеченность 1 жителя мегаполиса-миллионника Омска в 13 раз меньше соответствующего показателя Москвы и в целых 2 раза меньше Тюмени. Что уж говорить о бюджетной обеспеченности населения Омской области в целом?
Однако помимо очевидного катастрофического недофинансирования Омска даже на фоне только ведущих российских городов ключевой проблемой города является абсолютная потеря и невыявленность его миссии в последние полвека, что подчёркивают все эксперты, сравнивая Омск с той же нефтегазовой столицей Тюменью, «городом науки» Новосибирском с его тремя академгородками и с прекрасно созвучным Омску Томском, «городом университетов». При этом культурно-исторические, географические, инфраструктурно-логистические и, главное, человеческие предпосылки для фундаментального «проседания» Омска не просто отсутствуют – они, эти предпосылки и условия, попросту великолепны и их бы хватило на десяток других городов!
Таким образом, главным вызовом для Омска в настоящее время является сама геопространственная «яма», в которой оказался Омск, связанная как с отдалённостью от гипертрофированного федерального центра, так и с достаточно агрессивной активностью окружающих Омск городов – Новосибирском, Томском, Тюменью и Кемерово, перетягивающих на себя «одеяло».
Проседание и провал Омска особенно удивительны на фоне того, что только Омск по своему положению в состоянии сразу и в одной точке нашего колоссального пространства решить четыре фундаментальные проблемы России («Москвы») и Евразии, имеющие абсолютный приоритет сейчас не только для решительного развития, но и самого выживания страны.
Первая проблема – гипертрофированного и уже ракооборазного роста Москвы и Московского столичного гипермегаполиса, концентрирующего в себе до 80 % финансов и других ресурсов и более 20 % населения на крайнем
Западе страны. В связи с этим уже очень давно, минимум лет 40, как требуется то, что я называю резким словом «размосквичивание», которое в обязательном порядке включает вынос столицы из Москвы и её перенос на
Восток за Урал.
Вторая проблема – критическая необходимость реинтеграции России в Центральную Азию, где в географическо-пространственном плане и будет решаться судьба страны как ядра «Большой Евразии». Если приоритетное развитие нашего Дальнего Востока задаёт для России умопомрачительно блестящие перспективы тихоокеанской державы, то прямой выход России к Индийскому океану через принципиальное решение проблемы Афганистана является базовым условием выживания страны и формированием Большой Евразии.
При этом надо исходить из того, что в ближайшие 50 лет Индия и Африка – два ключевых региона мира, и именно сюда, в Индийский океан, требуется широко и мощно выходить России, связывая через Омск меридианным коридором развития Индийский океан с Северным Ледовитым океаном.
Судьбы России и мира решаются в Центральной Азии. Об этом, напомню, неоднократно писал Збигнев Бжезинский – в частности, в своей знаменитой книге «Великая шахматная доска: главенство Америки и её геостратегические императивы»: «Главный геополитический приз для Америки — Евразия. Половину тысячелетия преобладающее влияние в мировых делах имели евразийские государства и народы, которые боролись друг с другом за региональное господство и пытались добиться глобальной власти. Сегодня в Евразии руководящую роль играет неевразийское государство и глобальное первенство Америки непосредственно зависит от того, насколько долго и эффективно будет сохраняться ее превосходство на Евразийском континенте».
Это было ещё до оккупации Соединёнными Штатами Афганистана и Ирака, а после 2001 года из плана переросло в реальность. К примеру, трагедия на Украине – прямое следствие нашего ухода из Центральной Азии. Следует отдавать себе отчёт, что пока Россия не вернётся в Центральную Азию во всей мощи своего цивилизационного созидания и строительства, она будет находиться на прогрессирующей грани распада примерно по Уралу, т.е. своей очередной крупнейшей геополитической катастрофы – возможно, уже последней.
Третья проблема – это создание на ближайшие десятилетия, по сути на весь XXI век, центра собирания Большой Евразии, своего рода «системного интегратора» и «точки опоры» евразийского материка. Здесь идеальным местом является именно Омск с его выдающимися качествами практически готового главного евразийского транспортно-логистического гипер-хаба, определяющего геометрию пространства Евразии. Для этого требуется построить мульти-инфраструктурный узел-аэрополис Фёдоровку, а также реконструировать и восстановить Иртыш как водную магистраль первого класса.
Наконец, стране в целом нужен рывок, для которого требуется мощное планетарное действие, причём, относительно простое в восприятии.
И таким действием сегодня может быть только и исключительно перенос столицы России в Омск. Такой геополитический жест и поступок позволит разом решить все указанные выше четыре фундаментальные проблемы, плавно перешедшие к нам из позднесоветского периода: от опустынивающего страну тотального доминирования Москвы, ухода русских из Афганистана и потом из советской Средней Азии до восстановления евразийской материковой целостности и идентичности и организации национального рывка и прорыва.
Все возможности для того, что Омск стал новой столицей России, есть. Омск занимает уникальное местоположение, которое имеет все шансы стать базой для неожиданного рывка и прорыва как страны в целом, так и самого города, стать полноценным и главным для России месторазвитием.
Это определяется тремя факторами.
Во-первых, расположением Омска на 73-ем меридиане по оси Нурсултан – Омск, сопрягающей Арктику и Севморпуть, Западную Сибирь с Центральной Азией и Индийским океаном. С моей точки зрения, помимо сверхзначимого создания единого пространства от Ледовитого до Индийского океанов, коридора развития Арктика – Индийский океан, или, как блестяще сформулировал депутат Законодательного Собрания Челябинской области Константин Захаров: «Наша геополитическая новая ось – от Сабетты до Карачи», главной задачей этой оси является формирование нового макрорегиона Новый Средний Восток, стабилизирующего Центральную Азию и обеспечивающего создание дополнительного планетарного центра генерации богатства.
Во-вторых, Омск является практически готовым мультиинфраструктурным плацдармом, объединяющим материковые и планетарные опорные магистрали – железнодорожную, трансполярную авиационную, речную, опирающуюся на транснациональный Иртыш, трубопроводную и продуктопроводную (нефтепереработка и нефтегазотранспортировка). Здесь драйвером может и должно стать вынесение аэропорта «Омск-Центральный» в район Фёдоровки с созданием
главного грузового хаба всего евразийского материка и аэротрополиса (аэрогородка, аэрополиса), создающего новый район общего развития Омска.
Подчеркну, в Фёдоровке должен строиться не просто аэропорт, пусть и самый современный и «навороченный», но и новый городок с промышленной зоной и малоэтажной престижной застройкой. Важнейшим фактором при этом является возможность подачи «дешёвого» керосина из кластера нефтепереработки по безопасному дюкеру по дну Иртыша в аэропорт, снизив для ведущих мировых авиакомпаний материковые издержки на топливо.
Колоссальное значение при этом имеет реализация проекта реконструкции Иртыша и создания Иртышско-Обская глубоководная магистраль от Китая до северного морского пути в составе транспортноэнергетической водной системы (ТЭВС) Евразии. При дополнении этой магистрали строительством Трансуральского водного пути протяжённостью в 1534 километра, соединяющего через Чусовую Каму и Иртыш, т.е. по сути Волгу и Сибирь, возникла бы полномасштабная водно-речная система, дающая беспрецедентные транспортнологистические преимущества Омску, напрямую связывающего его с Екатеринбургом и Пермью, и более того, делающего Омск морским портом,
городом 6 морей.
В-третьих, Омск имеет все возможности для того, чтобы вовремя перехватить формирующийся в настоящее время запрос на перенос политической столицы РФ из Москвы за Урал, в Сибирь. Это определяется как необходимостью сбалансировать деформированное в настоящее время гиперцентрализацией Москвы национальное пространство (задача «размосквичивания»), так и требованием на решение критической задачи восстановления российского присутствия и управления в Центральной Азии, от соседнего Казахстана до классической Средней Азии и выхода в
Индийский океан.
Уникальным плюсом месторасположения Омска является его прямая соотнесённость со столицей Казахстана Нур-Султан, что задаёт уникальную возможность для специфической невиданной в истории столичной системы будущего Евразийского Союза вокруг коридора развития Омск — Нур-Султан, образующей начало новой
большой страны, которую мы обязаны создать на постсоветском пространстве в ближайшие десять-пятнадцать лет.
Проектирование такого евразийского двустоличья задаёт абсолютно новые и колоссальные возможности как для Омска, так и для России и евразийской интеграции в целом. Один только подобный геополитический жест позволит существенно реанимировать Омск и организовать масштабный рывок и прорыв Омска.
Расстояние в 633 км является относительно большим для масштабных преобразований в рамках указанного коридора развития и в то же время относительно небольшим для связывания двух новых национальных ядер в единую пространственную интеграционную платформу. Где конкретно в Омске разместить столичный федеральный округ, который, как принято в мире, определяет федеральную территорию с особым статусом?
Оптимальное решение, как представляется, разместить «столицу» на территории нынешнего аэропорта Омска, который, как уже писал выше, в свою очередь, перенести в Фёдоровку, где и строить транспортный гиперхаб в виде аэрополиса Фёдоровка.
Эта идея прорабатывается одним из лидеров межрегионального сообщества «Новая столица России», историком, главным редактором сайта Всероссийского созидательного движения «Русский Лад» Павлом Петуховы.
Вот его предложение: «Новая столица должна гармонично соединиться со старым городом, войдя в его состав (если город крупный) или, наоборот, включив его в свой состав (если речь идёт о небольшом городе). В случае Омска и Перми важно, что в существующей городской черте есть свободные пространства, достаточные для размещения новых столичных районов, к тому же находящиеся между окраинными городскими районами, на противоположном от центра города берегу реки (соответственно, Иртыша и Камы).
Существующая городская застройка при этом не затрагивается, а становится периферийной, причём безболезненно и даже с некоторой пользой для себя (новый центр оттянет транспортные потоки). Кроме того, в обоих городах значительную часть застройки составляет частный сектор, который в случае необходимости можно постепенно заменять современной застройкой или парковыми зонами, сохраняя наиболее ценные фрагменты и памятники архитектуры.
В случае Омска столичный административный район должен быть помещён на левом берегу Иртыша, напротив центра города, на месте нынешнего аэропорта, который и без того уже много лет как планируют перенести. Город расположен в степи, на плоской и незаболоченной равнине, то есть имеет резерв для дальнейшего роста».
В определённом смысле это и будет столицей «совсем на совсем новом месте» — и в то же время, в большом трёхсотлетнем городе. А до аэропорта Фёдоровки от будущих главных столичных строений будет всего порядка 30 км, и при прокладке спецтрассы и скоростной линии сверхбыстрых поездов до здания аэропорта из омского «кремля» можно будет добираться за 10- 15 минут.
В случае формирования гиперхаба с выходом на Арктику и Центральную Азию задачей Омска станет стягивание на себе транспортных потоков, расширенное втягивание их для целевой энергичной «раздачи» на запад и восток. Под это потребуется создание в оппозицию Алма-Аты финансово-цифрового центра Евразии, что возможно только с помощью приглашения нескольких передовых финтеховских групп для создания денежной системы Евразийского экономического союза и соответствующей системы цифрового планирования. Правильное привлечение кадров извне и их грамотное формирование внутри Омска станет самой главной задачей.
Омск имеет все возможности стать мировой столицей в этой возникающей на наших глазах индустрии новых городов. И лучшей практикой для этого станет перепроектирование Омска как новой столицы России.
Перенос столицы, безусловно, требует тектонического сдвига общественного сознания в элитах страны и Омска. Вопрос сознания здесь самый тяжёлый и важный. Сможет ли Омск стать axis mundi – т.е. новой «осью мира», «серединой мира» — центральной частью русской и евразийской вселенной, русско-российской евразийской цивилизации?
Сможет ли сложиться вокруг Омска новое русское ядро – как когда-то вокруг Москвы? Это покажет только время и, главное, самоопределение самих омичей.
В заключение кратко отвечу на обычно единственный вопрос обывателя по поводу переноса столицы: «А где деньги-то на это взять?».
Все эти мудрые вопросы про «страшные затраты» меня лично сильно впечатляют на фоне затрат не только на Олимпиаду или Чемпионат мира по футболу, но и на фоне того минимум триллиона долларов, который был вывезен за последние тридцать лет из Российской Федерации за рубеж. Но главное, конечно же, не в этом и даже не в том, что для спасения страны никаких денег не должно быть жалко, а в том, что строительство новой столицы по факту является чрезвычайно прибыльным делом. Одно строительство полторы сотни посольств в новом городе помноженное на перенос счетов ведущих госкорпораций с лихвой покроет затраты.
При этом Омск выступит федеральным пилотным плацдармом под решение ключевых проблем страны, что и даст возможность получать долгосрочный инвестиционный ресурс сроком от 10 до 25 лет. Но главное, если мы будем действовать минимально адекватно, мы создадим новый образцово-показательный «очень умный» город, перенос и трансфер технологий из которого позволят преобразовать всю страну.
Это самое важное. Через новую столицу мы должны восстановить себя из приспосабливающихся к обстоятельствам — в преобразующих обстоятельства и развивающих свою огромную прекрасную страну и мир. А это и есть единственный в мире источник нового богатства и стоимости.
По переносу столицы, разумеется, можно и нужно спорить, обсуждать, рассматривать разные варианты. Для этого целесообразно уже в этом создать государственную рекогносцировочную комиссию по определению потенциальных мест расположения новой столицы.
В хорошем смысле это уже вопрос системной бюрократии. А вот самое интересное – это задание требований к тому, как переносить столицу и как строить новую столицу. И в этом плане новая столица должна быть никак не ещё одним городом, а городом-цивилизацией, городом – очагом планетарного развития.
Итак, ещё раз, перенос столицы должно быть и будет поистине всемирно-историческим свершением, поскольку трансформирует и мировую географию, и само понимание русской перспективы в грядущем веке. Новая столица, в частности, необходима для того, чтобы новым Арктическо-Индийским поясом расселения связать Северный Ледовитый и Индийский океаны, где Центральная Азия, включающая бывшую советскую Среднюю Азию, Афганистан, Пакистан, Иран и часть Индии и Китая, с её полмиллиардом жителей станет, с одной стороны, центром стабильности в Большой Евразии, а с другой стороны, опорным международным рынком для новой российской промышленности. И не будем забывать, что такую формулу будущего пути ещё в 1881 г. вывел Фёдор Михайлович Достоевский: «В грядущих судьбах наших, может быть, Азия-то и есть наш главный исход!».
Источник: Ю.В. Крупнов НОВАЯ СТОЛИЦА РОССИИ ПРЕОБРАЗИТ ПЛАНЕТУ. — Вестник Национального института бизнеса. Выпуск №1 (45)/2022.
