Мусульмане Урало-Поволжья в «Лагере на виноград­ной горе»

365474758568 Мусульмане Урало-Поволжья в "Лагере на виноград­ной горе"

Один из примеров исторического исследования, основанного на значи­тельном фотомате­риале, — публикация не­мецкого этнолога Маргот Каляйс о попытках кайзеровской Германии создать мусульманские военные соединения для борьбы против стран Ан­танты («Мусуль­мане в Бранденбурге — военнопленные в первой мировой войне: виды и представ­ления»).

Работа напрямую затрагивает судьбы татарских военнопленных, которые в 1914-1918 гг. находились в специальных лагерях, созданных на терри­тории Германии и Австро-Венгрии. Это «Лагерь полуме­сяца» (Halbmondlager) и «Лагерь на виноград­ной горе» (Weinberglager). Созданы они в течение 1914 г. по спе­циальному указанию императора Виль­гельма.

Военнопленные российской армии, в основном поволжские татары, а также представители других народов Поволжья и Приуралья, а также, как ни странно, армяне и грузины, были сосредоточены в «Лагере на виноградной горе» (численностью до 12 тыс. чел.). В «Лагере полумеся­ца» концентрировались представители ко­лониальных стран — выходцы из Северной Африки, Индии, Пакистана.

Bundesarchiv_Bild_146-1995-051-33%2C_W%C3%BCnsdorf_bei_Berlin%2C_Gefangenenlager_f%C3%BCr_Araber Мусульмане Урало-Поволжья в "Лагере на виноград­ной горе"

Военнопленные мусульмане в Германии

В основе публикации М. Каляйс — 136 фотопластинок. Их автор — Отто Штиль, состоявший в 1915 г. членом лагерной комендатуры. Эти фото — своеобразный взгляд изнутри. О. Штиль об­ращал особое внимание на быт обитателей лагеря, их времяпрепровождение и религиозную жизнь. Он показал себя как внимательный и любознательный исследователь. В результате мы имеем возможность не только представить себе лагерную жизнь, но даже заглянуть в глаза обитате­лей лагеря (в работе приведены порт­реты отдельных военнопленных разных национальностей).

В одном из документов германского МИДа, посвящен­ном формированию лагерей, этот проект объясняется следующим образом: «Для того, чтобы подтвердить и выразить дружественное отношение Германской империи к му­сульманским народам… а также с целью того, чтобы убедить в своей дружбе всех последователей ислама, сражающихся на стороне врага, всем военнопленным из враждебных армий, исповедующим ислам, предоставлен привилегированный статус. Под руководством подготовленных офице­ров и солдат они получают максимально возможные свободы».

Германская сторона при этом учиты­вала, что турецкий султан(номинальный глава мусульман) в ноябре 1914 г. объя­вил джихад России, Великобритании и Франции. Таким образом, во­еннопленные в лагерях рассматривались как возможные союзники Германии.

Турции и другим исламским странам да­вали понять, что Германия осознанно предоставляет преимущества мусульма­нам, имеет к ним особое расположение. Рашид-казый Ибрагим, один из религиозных наставни­ков «Лагеря на виноград­ной горе», заявлял военнопленным татарам в одной из проповедей: «Германия как наш союзник воспринимает вас не как военнопленных, а как своих гостей».

В од­ной из листовок Рашид-казый Ибрагим писал: «Германское правительство и немецкий народ воюют за вас не только сейчас, они остаются навсег­да друзьями ислама». Предполагалось, что подобные призывы могут вызвать встреч­ную реакцию мусульманского населения Урало-Поволжья, которое поднимет восстание, ослабив тем самым врагов Германии.

Автор монографии М. Каляйс, являясь со­трудником Музея этнологии в Берлине, обнаружила в запасниках музея стеклянные фотопластинки времен первой миро­вой войны со сценами из внутренней жиз­ни лагерей. Заинтересовав­шись фотографиями, она провела значительную работу, результатом которой стала сначала выставка в Музее эт­нологии, а затем серия публикаций и, наконец, отдельная монография.

Фо­тографии дают представление о методах, которые применялись Германией для достижения пропаганди­стских целей («инструментализация религии в полити­ческих целях»). Анализ фотографий в книге М. Каляйс позволяет реально представить масштабы, содержание и результативность немецкой пропаганды в отношении му­сульманских военнопленных в годы пер­вой мировой войны.

Хотя в итоге задача военного сотрудничества с мусульманами оказалась невыполненной, в лагерях военнопленных проводили исследо­вания антропологи, этнографы, фольклористы — это стало экзотичной стороной жизни военнопленных. Так, М. Каляйс при­водит сведения о собрании фонограмм на­родных песен, записанных среди военноп­ленных (не только в Вюнсдорфе) под ру­ководством профессора Высшей музыкаль­ной школы Берлина Г. Шюнемана. В этом собрании были записи 61 татар­ской, 16 мордовских, 12 удмуртских, 11 чувашских, 11 марийских и 4 башкирских песен. Интересные исследова­ния опубликовали на основании своих на­блюдений Э. Убах, Э. Раков, Э. Айгштедт, В. Деген и другие этнографы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

17 − 9 =

Next Post

Как я ходил бутылки сдавать

Пн Янв 27 , 2025
Дело было в СССР. Мне тогда было около десяти лет, точнее сказать не могу, не помню. Да дело и не в этом. Однажды тёплым летним […]
Как я ходил бутылки сдавать