Одно из самых знаменитых учебных заведений — медресе «Мухаммадия» по праву можно назвать татарским университетом дооктябрьской поры.
До 1913-1914 учебного года оно состояло из пяти отделений: подготовительного, начального (ибтидаия), среднего (рушдия), выше среднего (игдадия) и высшего (галия). Окончившие ибтидаию получали начальное, а рушдию — среднее образование. Игдадия же готовила шакирдов не только в высшее отделение, но и давала право на преподавательскую деятельность, что было равнозначно получению среднеспециального, т. е. педагогического образования. Высшее образование давала галия, и это было преимущественно религиозное образование по образцу многих медресе восточного типа.
В 1913-1914 учебном году медресе было реорганизовано и в нем осталось четыре отделения: подготовительное, начальное, санавийя и галия. Санавийя образовалась за счет объединения начального с рушдией, рушдии — с игдадией. В медресе как в конфессиональном учебном заведении (иметь светскую школу татарам запрещалось категорически) преподавались следующие религиозные дисциплины: Коран, основы веры, хадисы, орфоэпическое чтение Корана, заучивание Корана наизусть, ислам и другие религии, шариат, методы шариата, методы хадисов, книга о пророке и его сподвижниках, история ислама, гакаид (вера), толкование Корана. Впрочем, историю ислама можно вполне отнести к светским предметам как часть всеобщей истории.
В то же время в «Мухаммадии» как в новометодном учебном заведении по инициативе его руководства и отдельных учителей, деятелей национального движения изучались очень многие дисциплины своего времени, входящие в курс общеобразовательной средней школы (а иногда и больше в связи с необходимостью подготовки педагогических кадров). Так, в программе медресе за 1913-1914 учебный год значились следующие светские предметы: русский язык, арифметика, чистописание, рисование (черчение), счет, география, физика (природоведение), геометрия, история России, всеобщая история, история тюркских народов, история науки и классов, фараиз (наука о разделе наследства), этика, гигиена (медицина), метрика, риторика, психология, логика, философия, методика преподавания, педагогика, татарский язык (под названием «тюрки тель»), татарское чтение (под названием «кыраэте тюрки»), арабский язык, персидский язык, арабская литература. Естественно, писались диктанты, изложения, сочинения, заучивались наизусть различные тексты. Надо отметить, что изучению русского языка уделялось огромное внимание. В начальных и средних классах шакирды в течение 11 лет изучали его ежедневно (то есть имели 6 уроков в неделю).
Таким образом, медресе «Мухаммадия» являлось учебным заведением, объединяющим все ступени образования от начального до высшего (правда, высшего религиозного), в котором в разумных для своего времени пропорциях сочеталось светское и религиозное образование. Для начала XX в. это было высшим достижением татарской педагогической мысли, которая ввиду реакционной политики царизма никак не могла создать чисто светские учебные заведения.
Огромное значение медресе «Мухаммадия» состояло, в первую очередь, в том, что из его стен за 36 лет существования вышли тысячи высококвалифицированных применительно к национальной жизни кадров. Это был цвет и гордость нации. Среди них мы встречаем революционных деятелей и борцов за демократию (X. Ямашев, М. Дулат-Али, К. Якуб, К. Туйбактан, С. Габбасов), замечательных художников слова (Г. Камал, Ф. Амирхан, М. Гафури, Ф. Бурнаш, К. Тин-чурин, 3. Башири, М. Укмаси, А. Исхак, А. Камал, Ф. Асгат, Ф. Туйкин), ученых и общественных деятелей (Г. Нугайбек, Г. Ша-раф, X. Бадиги, А. Рахим, Г. Губайдуллин), энциклопедиста-гуманитария (Н. Исанбет), просветителей-педагогов (Т. Ильяс, 3. Ша-киров, М. Галиев), революционера, поэта, полиграфиста (М. Алмаев), археографа и педагога (С. Вахиди), журналистов и издателей (Б. Шараф, А. Хасани), дипломатов высокого ранга (X. Биккенин, И. Амирхан), артистов (3. Султанов, Габдрахман Камал, Габдулла Камал), композиторов (С. Габяши, С. Сайдашев), художника-скульптора (Б. Ур-манче) и многих других.
Кто же «приложил» руку к подготовке такой блестящей плеяды национальных кадров? Из сборника «Марджани», изданного в Казани в 1915 г., мы узнаем, что талантливый ученик Ш. Марджани К. Сайфутдинов окончил знаменитый Каирский университет «Аль-Азгар» и несколько лет был преподавателем тюркского отделения этого университета. По возвращении в Казань К. Сайфутдинов в течение десяти лет вел курс исламской философии в медресе «Мухаммадия». В разные годы здесь преподавали Г. Габи-дуллин аль-Кырлави (фикх — юриспруденция), Т. Габдулхакимов аль-Мачкарави (арабский язык, фонетика, морфология, каллиграфия), Дж. Сиразетдинов (этика), Б. Гу-меров-Кулаткы (логика).
Преподавательский состав учебного заведения, где обучалось до 500 шакирдов, был для своего времени весьма значительным. Так, в 1906 г. помимо нескольких ассистентов здесь работало около 20 мугаллимов. В соседнем же медресе «Гаффария» даже в 1914 г. было всего пять преподавателей.
По архивным данным, в 1913-1914 учебном году преподавательский коллектив «Мухаммадии» состоял из 20 человек. В него входили Г. Галиев-Баруди (толкование Корана, хадисы), Г. Галиев (Коран), М. Хана-феев (букварь, Коран, вероучение, история ислама), Т. Ильяс (фикх, арабская литература и арабское чтение, изложение, догматика, стихи, вероучение, изречение и нравоучение), Я. Адутов (жизнь Мухаммада, арабская литература), Ш. Бикбулатов (Коран, арабская этимология, вероучение), X. Ази-зов (арабская этимология, чтение, перевод, диктовка, изречение, всеобщая история, татарский язык), К. Беккенин (этимология, синтаксис арабского языка, арифметика, перевод, диктовка, чтение, естественная история, арабская ритмика, изложение), М. Ха-бибрахманов (арифметика, география, история татар, татарский язык), Ш. Мустафин (арифметика, чистописание, рисование, изречения Мухаммада, чтение, диктовка, арабский язык, сочинение), X. Султанов (русский язык, арифметика), А. Заитов (история ислама, рисование, арифметика, счет, этимология, диктовка, география, изречение Мухаммада, Коран, чтение), 3. Уразаев (заучивание наизусть, диктовка, рисование, Коран, чтение, переложение, изречение, арабский язык, чистописание, счет, арифметика, история ислама), И. Джалялетдинов (диктовка, чистописание, Коран, вероучение, чтение), М. Мухаметзакиров (этимология арабского языка, перевод, диктовка, чтение, татарский язык, история ислама, естественная история), В. Булатов (Коран нараспев, чистописание), А. Нигматуллин (рисование, чтение, вероучение, переложение, заучивание наизусть, чистописание, арифметика, счет, диктовка, вероучение), К. Таржиманов (основы юриспруденции, татарский язык, философия, психология, логика), А. Каримов (изречение Мухаммада, арабская литература), С. Нигматуллин (вероучение, арифметика,татарский язык)1.
По-видимому, эти данные были предоставлены руководством медресе губернскому начальству по его требованию. Учитывая официальный конфессиональный статус учебного заведения, Г. Галиев-Баруди и его сподвижники «раскрывали не все карты», чтобы обезопасить себя от возможных нареканий, а то и преследований. Поэтому были названы не все светские предметы, которые официально «не вписывались» в программу религиозного медресе. По воспоминаниям питомца медресе «Мухаммадия» М. Галиева (1903-1993), в учебном заведении велись уроки по физике, химии, математике и другим светским дисциплинам.
Интересен преподавательский состав и в следующем плане. Лишь руководитель медресе Г. Галиев, а также Ш. Бикбулатов, X. Султанов и К. Таржиманов не окончили учебное заведение, в котором преподавали. Остальные 16 мугаллимов являлись выпускниками медресе «Мухаммадия» и с учетом их выдающихся успехов в учебе были оставлены в нем в качестве преподавателей. Причем Г. Галиев-Баруди и его младший брат Г. Галиев как представители фамильного медресе уроки давали бесплатно. У остальных заработная плата колебалась от 180 до 600 рублей в год в зависимости от квалификации и часовой нагрузки. Так, жалованье С. Нигматуллина, А. Нигматуллина, 3. Уразаева составляло 180 рублей, Т. Ильясова, Я. Адутова — 600 рублей. Это были немалые деньги, если учесть, что даже самый квалифицированный казанский рабочий получал не более 15-16 рублей в месяц.
Обращает на себя внимание широкое представительство преподавателей, выходцев из различных губерний и уездов Казанской губернии. Казань была представлена двумя преподавателями, Казанская губерния — десятью (из Казанского, Лаишевского, Мамадышского, Свияжского, Спасского, Тетюшского уездов), Уфимская губерния — семью, Пермская — одним, Саратовская — одним. Небезынтересно отметить, что учитель русского языка и математики X. Султанов, будучи дворянином Уфимской губернии, окончил четыре класса Уфимской гимназии, затем сдал экзамен на звание сельского учителя при Бирской учительской школе. По отдельным сведениям, он занимал высокие должности в системе народного образования в советское время и дослужился до поста комиссара народного просвещения ТАССР.
По сведениям М. Галиева, племянника Г. Баруди, в различные годы в медресе «Мухаммадия» преподавали 3. Шакиров (история, география), 3. Уразаев, М. Гузаиров, А. Богданов (математика), X. Бадигый (татарский язык, литература, фольклор), Б. Ха-биб (физика, химия), Н. Заитов (физика). Способнейший Б. Шараф с 18 лет вел практические занятия по арабскому и персидскому языкам.
Революция 1905-1907 гг. внесла коррективы и в учебно-воспитательный процесс медресе «Мухаммадия», которое становилось своеобразным очагом распространения радикальных идей среди татарского населения. Еще в 1900-1904 гг. Г. Камал преподавал здесь татарский язык, который в те времена был как бы вне закона и не вписывался в программу учебного заведения. В 1905-1907 гг. крупный идеолог татарского национального движения Ю. Акчура читал в медресе лекции по турецкой истории и литературе, а также политическую историю. В период своей преподавательской деятельности в «Мухаммадии» он написал и издал книгу «Тарих ва гыйлем» (История и наука). Хотя география в то время не входила в учебную программу, с разрешения Г. Баруди в 1904-1906 гг. в рушдии предмет преподавал Ф. Амирхан, сам шакирд игдадии. Он же в одно время вел курс «История политических партий». Уроки также давали такие известные и авторитетные люди среди татар, как адвокат С. Алкин (право), врач А. Терегулов (гигиена и медицина) и др.
По воспоминаниям того же М. Галиева, физика, заслуженного учителя РСФСР, предметы в основном преподавались на высоком уровне. Во время его учебы в четвертом классе ибтидаия хальфа Заитов с помощью электричества «расщепил» воду на кислород и водород. Другой учитель, также в начальных классах, посредством специального прибора продемонстрировал вращение Луны вокруг Земли, Земли вокруг Солнца, показывая при этом механизм изменения времен года, смены дня и ночи. Мой дядя М. Уразгильдиев (1902-1994) вспоминал, что на особенно добротную основу в медресе было поставлено преподавание естественных наук, математики, истории. Те же слова можно было услышать от знаменитого художника и скульптора Б. Урманче (1897-1990).
Словом, в истории татарского просвещения медресе «Мухаммадия» оставило неизгладимый след, вписав яркую страницу в летопись культурной жизни нации. Об этом свидетельствуют как знаменитые выпускники учебного заведения, так и преподаватели, большинство из которых в разное время были питомцами «татарского университета» дооктябрьской поры.
Автор: Равиль Амирханов