Украшение молодой чувашки: халка алки — серьги, шарсалла май сыххи — шейное и ум сакки — нагрудное украшения
Некоторые соображения по поводу термина «чуваш»
По истории народов Волго-Уральского региона периода средневековья письменных источников сохранилось немного, поэтому многие утверждения носят умозрительный, предположительный характер. Это относится и к слову «чуваши».
Впервые термин «чуваши» фиксируют русские летописи под описанием событий 1508 г. Однако в Казанском ханстве он использовался, безусловно, и ранее. В пользу этого говорит широкое применение данного термина для обозначения ясашного населения Казанского края в русских источниках 16 — начале 17 в.
Тот факт, что в марийском языке тюркоязычные мусульмане Среднего Поволжья назывались «суас» (ныне в литературном марийском этот этноним закрепился за татарами), очевидно, указывает на то, что в определенный исторический период термин «суас/чуваш» являлся этноконфессионимом, которым обозначалось оседлое мусульманское население Среднего Поволжья — в отличие от военно-служилого сословия татар — потомков выходцев из Золотой Орды, нередко перемещавшихся между тюрко-татарскими государствами и Московией. То, что в течение 17 в. сословие «ясашных чувашей»* стало именоваться «ясашными татарами», косвенным образом может свидетельствовать о том, что слово «чуваш» в это время окончательно утратило значение конфессионима и стало обозначать немусульманскую народность.
«Чувашский праздник». Неизвестный автор. Начало XIX в.
В то же время относительно чувашей в начале 20 в., венгерский этнограф Д. Месарош считал возможным утверждать: «…исследования языческой веры чувашей показывают, что большая часть народа когда-то была мусульманами, но в результате позднейшей неблагоприятной политической ситуации связь между ними и мусульманским миром прекратилась, и в душе народа неукоренившийся ислам слился с еще не совсем забытым язычеством». В 19 в. среди татар-мусульман понятия «чуаш» и «чуашлык» имели значение, противоположные терминам «мусульманин» и «мусульманство» (т.е. обозначали «огнепоклонничество» — мәҗүсилек).
Таким образом, термин «чуваш» в определенный период времени (до 17 в.?) являлся этноконфессионимом, обозначавшим оседлых тюркоязычных мусульман Среднего Поволжья. Однако, с течением времени поменял значение на противоположное: от «мусульманин» к «немусульманин». В качестве некоторой аналогии, пожалуй, можно привести этноним «бесермян» (<مسلمان), первоначально являвшийся этноконфессионимом, обозначавшим некую мусульманскую общность, но впоследствии закрепившийся за немусульманским этносом.
Для более уверенных утверждений и фундированных выводов необходимо более дальнейшее изучение этого вопроса.
* Сохранявшееся до недавнего времени среди башкир неофициальное прозвище татар «сыуаш» скорее всего указывает на сословную принадлежность тюрок-мусульман (ясашные чуваши, бобыли чуваши), в конце 16 -17 вв. переселявшихся на территории обитания башкирских родоплеменных групп.