ТУКАЙ Габдулла (Габдулла Мухамедгарифович Тукаев, 1886–1913), татарский поэт, публицист. Родился в семье муллы, рано потерял родителей. Детство провел в городе Уральске. Был взят туда в семью купца Галиаскара Усманова, учился в медресе джадистски настроенной семьи меценатов Тухватуллиных, одновременно посещал русский класс. С 1902 пишет стихи. Первые литературные опыты — в рукописном журнале «Аль-Гасраль-джадид» («Новый век»). Переводит на татарский язык басни Крылова. На татарский язык переводит стихотворение А. Кольцова «Что ты спишь, мужичок?» (опубликовано в 1905 г.). После 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фикер», «Аль-Гасраль-джадид», «Уклар». Тукай сотрудничает в них и выступает с многочисленными стихами и статьями на темы, поднятые революцией. Он участвует в прошедших волной по городу демонстрациях. Стихотворения «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», «Не уйдем!» приносят известность.
Работал наборщиком в типографии газеты «Уралец», сотрудничал в газетах «Фикер» («Мысль»), журналах «Эль-гаср-эль-джадид» («Новый век»), «Уклар» («Стрелы»), С 1907 работал в казанской газете «Эльислах» («Реформа»). Осенью 1907 г. Тукай приезжает в Казань, чтобы посвятить свою деятельность новым творческим задачам. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа») — Фатих Амирхан и др. Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).
Несмотря на ухудшение здоровья, в 1911—1912 гг. он совершает путешествия, имевшие для него большое значение. В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, знакомится с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Весной 1912 г. Тукай путешествует по маршруту Казань-Уфа-Петербург. В Уфе встречается с М. Гафури, позднее отправляется в Троицк, а затем в казахскую степь.
Совместно с Г. Камалом издавал первый татарский сатирический журнал «Яшен» («Молния»). Тукай выступает как сатирик революционно-демократического направления (стихи «Не уйдем!», «Ишан», деревенские песни, поэма «Сенной базар, или Новый Кисекбаш»). К лучшим образцам дореволюционной татарской поэзии принадлежат его стихи «Осенние ветры», «Дача», «Буран», «Казань» и др. Написал много стихов и прозаических произведений для детской аудитории. Автор статей о татарской литературе и языке («Наши стихотворения», «Народная литература», «Первое мое дело после пробуждения» и др.).
Лит.: Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века. – Казань, 1966.