ЮВЕЛИРНОЕ ИСКУССТВО БАШКИР, вид декоративно-прикладного искусства, распространенного у башкир, имеет многовековую традицию. Широкая область традиционного ювелирного искусства – женские украшения. При их изготовлении и отделке использовались различные техники – гравировка, чеканка, чернение, штамп, вставка и др. Широко применялась скань, вставки из полудрагоценных и драгоценных камней, главным образом из сердолика и бирюзы.
Распространены были украшения из бисера, кораллов, монет, бусин, раковин и отчасти из жемчуга. Другая широкая сфера ювелирного дела – украшение оружия. Серебряная насечка по металлу была характерным приемом его орнаментации. Пластины и бляхи с отделкой закреплялись на колчанах для стрел, на передней и задней луках седла, на подпругах, нагрудниках, уздечках, стременах.
Женский костюм дополняло множество украшений: массивные нагрудники, нагрудные перевязи, затылочные украшения, накосники. Их изготавливали, нашивая на тканевую основу кораллы, бусы, монеты, ювелирные подвески, цепочки, бубенчики, раковины-ужовки, перламутровые пластины и пуговицы. Традиционным украшением были серебряные ювелирные изделия, особенно браслеты-блязики. Часть украшений носили постоянно, большинство сложных украшений было предназначено для торжественных случаев, праздников. В праздничных костюмах нагрудник сочетали с перевязью, ожерельем, бусами, наспинником.
Женский нагрудник, украшенный серебром и бисером
Подбор матриалов для украшений был обусловлен верой в их магические свойства. Серебру приписывалась защитная, очистительная сила, его блеску и звону — способность отгонять злых духов, поэтому в костюме присутствовало немало шумящих подвесок из серебра. Не зря существовала пословица, что башкирскую женщину сначала можно услышать, затем увидеть. Считалось, что кораллы обеспечивают плодовитость и богатство. Этот редкий по красоте материал попадал на местные рынки с восточных базаров. По обычаю жених перед свадьбой должен был подарить невесте определенное количество кораллов для украшения еляна.
Из полудрагоценных камней наибольшее распространение получил сердолик. Его использовали в ожерельях, накосниках, вставляли в кольца и браслеты. Корни этой традици связаны с Ближним Востоком и Средней Азией, где сердолик почитался как камень счастья. Обергом от дурного глаза являлись белые раковины-ужовки, или каури. Их добывали у берегов Индийского океана, а затем караванными торговыми путями доставляли в Европу и Азию. На браслеты и серьги, перстни и кольца, различные (косные, шейные, нагрудные) подвески и застежки, пряжки и поясные накладки узоры наносились гравировкой, чеканкой, штампом, черчением. Довольно широко применялись скань, а также вставки из цветного камня, главным образом, из бирюзы и сердолика.
Лит.: Авижанская С. О народе и его искусстве // Народное искусство башкир. – М., 1968.