ЭТНОГРАФИЧЕСКАЯ МЕЛОДРАМА
— жанр, популярный в башкирской драматургии 1920-х, отражающий творческие поиски молодого башкирского театра. Национальные драматурги опирались на те жанры и формы фольклорных произведений, в которых присутствовало «сценическое начало»: обряды и народные игры, изобразительные пляски, диалогически построенные песни и т.п.
Основной аудиторией были жители деревень, люди традиционного уклада. Европейские формы театра не были им знакомы. Они воспринимали театр как новую площадку для привычных обрядовых и праздничных форм. Им были близки легко узнаваемые образы народных песен и обрядов. После окончания летнего сезона труппа продолжала играть на стационарной сцене. Но созданная в условиях передвижного театра (открытое пространство) этнографическая мелодрама при чисто механическом перенесении в условия городского театра (крытое помещение) утрачивала естественность и зрелищ-ность.
Так, в спектакле М. Бурангулова «Башкирская свадьба» на сцене воспроизводилась атмосфера свадьбы с типичными для нее обрядами, ритуалами, играми. В некоторых эпизодах число участников доходило до ста.
Гости шли на сцену (к «свадебному столу») через зрительный зал, в зале бегали мальчики, жених с невестой выезжали на сцену в тарантасе, свекровь, по обычаю, подводила к ним живую корову и т.д. Все эти элементы, воспринимавшиеся в условиях передвижного театра достаточно естественно (пространство деревенской площади, отсутствие рампы, разделяющей актеров и зрителей, многолюдность и т.п.), в условиях академического театра выглядели неуместно, искусственно. Появление живой коровы на сцене отвлекало от сценического сюжета. Этнографическая мелодрама, непосредственно копирующая обрядовые и фольклорные формы, в к. 20-х – нач. 30-х уходит со сцены.
Лит.: Фарзутдинова Л.С. Фольклорные традиции в становлении башкирского театра // Очерки по культуре народов Башкортостана. – Уфа, 1994.