ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ

21424525 ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ, вид декоративно-прикладного искусства, особенно развитый у кочевых племен, связан с укладом хозяйства и образом жизни. Для орнаментации кожи использовались различные приемы: выжигание, вышивка, резьба, аппликация, особенно часто – техника тиснения. Резными и тиснеными узорами украшались кожаные щиты, колчаны и налучья, охотничьи сумки, сосуды для пороха и дроби, предметы убранства коня – подпруги и подседельники. В настоящее время мастера по орнаментации кожи фактически исчезли – изделия прикладного искусства заменяются продуктами фабричной и городской кустарной промышленности.

Лит.: Авижанская С. О народе и его искусстве // Народное искусство башкир. — М., 1968.

 

В дополнении приводим краткие сведения о технологии выделки кожи:

ВИДЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ОБРАБОТКИ КОЖИ

Для изготовления описанных далее различных предметов используется натуральная кожа. Натуральная кожа представляет собой шкуры животных, рептилий, изредка рыб, изменившие свои свойства под влиянием разнообразных механических, физических, биологических, химических воздействий. Существует множество классификаций кож, которые различаются по виду и возрасту животных, от которых они получены, и по способам обработки и окраски. Вот некоторые примеры.

Сафьян — кожа из козьих шкур растительного дубления, слабопрожированная и ярко окрашенная. Велюр — изготавливается из кож с дефектами лицевой поверхности; это кожа хромового дубления, отделанная со стороны бахтармы под бархат при помощи специального шлифования.

Замша — кожа из шкур лося, северного оленя, дикой козы и т. п. жирового дубления; лицевой стороной является бахтармяная; ворс густой, но не пушистый и без блеска; кожа мягкая, плохо впитывающая воду. Шагрень — мягкая кожа растительного дубления из шкур овец или коз, имеющая красивый мелкий рельефный рисунок. Лайка — кожа из шкур овец, коз, собак; дубление алюминиевыми квасцами с применением соли, муки и желтка; кожа мягкая, тонкая, используется для изготовления перчаток. Спилок — получается при двоении толстой кожи; часто имитирует более дорогие сорта кож при нанесении на него искусственного рисунка; у лицевого спилка (верхний слой) одна сторона кожаная, вторая — бахтармяная; чаще спилок не имеет кожаной поверхности и поэтому непрочен.

Для того чтобы получить кожу, шкуры сначала консервируют, затем удаляют волосяной покров, дубят, жируют и окрашивают. Сейчас дубление осуществляется комбинированными способами — минеральными, растительными и синтетическими дубильными веществами.

Минеральные — основные соли тяжелых металлов (хрома, алюминия, железа и др.), а также некоторые кислоты. Растительные — содержащиеся в растениях слабые кислоты. Синтетические — конденсированные продукты сульфирования ароматических углеводородов или фенолов.

Красят кожу покрывным и глубоким крашением. Покрывное: на лицевую поверхность кожи наносится пленка краски, которая придает коже блеск, выравнивает цвет, скрывает пороки, защищает от влаги. Глубокое: кожа прокрашивается на всю толщину.

Кожу для поделок можно приобрести в специальных магазинах, где продаются товары для умелых рук, но там она, как правило, небольших размеров, в виде обрезков и отходов кожевенного и обувного производства.

По ним сложно определить вид кожи, способ дубления и т. п., хотя некоторые показатели определяются точно. Например, кожи хромового дубления на срезе всегда имеют зеленовато-голубой оттенок, а кожи растительного дубления на срезе имеют оттенки теплых цветов — от желтых до коричневых. Свиная кожа имеет выраженную своеобразную мерею — естественный рисунок поверхности кожи животного — с крупными порами, часто сгруппированными по три (рис. 1). Ее используют как подкладочную, так как свиная кожа непрочная, легко намокает.

При выборе кожи для какого-либо изделия важно определить способ окраски. Так, например, кожи, окрашенные нитрокрасками, или лаковые не применяются для выжигания. Лаковая кожа бывает всевозможных цветов, имеет сильный блеск, гладкую поверхность без мереи, вода в нее не впитывается. Она отделана нанесением на лицевую поверхность лаковой композиции на основе полиуретановых смол, плохо тянется, ее нельзя применять для выполнения изделий в технике «мятая кожа», вощить, из нее нельзя нарезать ремешки для оплетки. Зато она хорошо смотрится в аппликации при использовании с другими кожами. Кожа, окрашенная нитрокрасками, тоже не применяется для выжигания, не вощится, но годится на ремешки, а тонкая даже неплохо мнется.

Нитрокрашеная кожа на срезе имеет цвет только сверху и с бахтармы, середина среза обычно светлая. Цвет может быть любым, поверхность имеет мерею, естественную или нанесенную искусственно. Если на такую кожу капнуть водой, то она не впитается. Лучшие кожи — растительного дубления. Они эластичные, плотные, хорошо впитывают влагу. Эти кожи пригодны для всех способов художественной обработки. Они имеют красивые натуральные тона от теплого желтого до светло-коричневого и применяются для выжигания, тиснения, росписи, для изготовления переплетов, ювелирных изделий, ремешков для оплетки.

ИНСТРУМЕНТЫ И МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ РАБОТЫ С КОЖЕЙ

К сожалению, специальные инструменты для изготовления изделий из кожи в домашних условиях в нашей стране не выпускаются. Их можно приобрести за границей, например, в странах Балтии, где художественные изделия из кожи традиционны. Далее приводится перечень наиболее употребляемых при работе с кожей инструментов. Можно обойтись и меньшим их количеством, но если заниматься художественной обработкой кожи всерьез, то инструментов может быть использовано гораздо больше. Такой нож применяется для нарезания кожи по линейке и без нее, а также для резки бумаги и картона, что часто бывает необходимо при работе с кожей. Нож должен быть изготовлен из хорошей инструментальной стали и остро заточен. Если нет возможности приобрести сапожный нож, то можно пользоваться скорняжным ножом или медицинским скальпелем. Он применяется для шерфования, т. е. истончения кожи. Вместо него тоже можно использовать скальпель.

Источник: КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ОБРАБОТКА КОЖИ

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

один + 17 =

Next Post

ХРАМОВ Алексей Васильевич

Чт Ноя 8 , 2012
ХРАМОВ Алексей Васильевич (1909–1978), русский живописец. Член Союза художников с 1937 г. Заслуженный художник БАССР. Родился в г. Белебее, окончил художественное отделение Уфимского техникума искусств. […]
ХРАМОВ Алексей Васильевич