АХМЕТОВ Хусаин Файзуллович (1914 – 1993), башкирский композитор, музыкальный и общественный деятель. Народный артист РСФСР, заслуженный деятель искусств РСФСР, участник ВОВ. Закончил Московскую консерваторию. Большой знаток башкирской народной музыки, записал более 100 песен. Подготовил издание первого сборника башкирских народных песен. Художественный руководитель Башкирской государственной филармонии (1946–1974). Автор оперы «Современники», балета «Горный орел» (совместно с композитором Н. Сабитовым), пьес для ансамбля скрипачей «Гимн заре», «Утро Урала», сотен песен, романсов, баллад, вокальных циклов и др.
Лит.: Галина Г. Хусаин Ахметов. – Уфа, 1994; Шуйская Н. Хусаин Ахметов. — Уфа, 1968.
КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник
Дополнение
У замечательного поэта Шайхзады Бабича есть полное романтизма стихотворение “Неси людям солнца свет”. Каждый раз, когда слушаешь романс Хусаина Ахметова — неповторимую мелодию, выразительную, наполненную большой душевной силой, и ещё paз вслушиваясь в поэтический текст Бабича, всегда удивляешься, насколько чутко и верно передаёт в своей музыке композитор лирико-философский смысл стихотворения. Этот романс можно поставить эпиграфом к творчеству композитора, который своей лучезарной музыкой несёт людям свет, несёт им радость. “Неси людям солнца свет” — это жизненное кредо художника, человека, музыканта Хусаина Файзулловича Ахметова, композитора, чья личность с годами предстаёт всё более значимой, более масштабной, а талант его на расстоянии видится ярче и мощнее. Пожалуй, нет такой области музыкального искусства, к которой бы не прикасался знаменитый башкирский маэстро. Опера… Жанр, в котором Хусаин Ахметов раскрылся как вдумчивый музыкальный драматург, мыслитель, композитор, хорошо владеющий оркестровым письмом и великолепно знающий все возможности певческих голосов. Его опера “Замандаштар” (“Современники”) о тружениках, первооткрывателях башкирской нефти, музыка которой полна удивительных красот. Чего стоит один финал — “Гимн солнцу” — одна из ярчайших кульминаций оперы. А его “лебединая песнь” — опера “Нэркэс” — трагедия, утверждающая силу и бессмертие любви, события которой восходят ко временам средневековья. И здесь много глубокой, истинной музыки, передающей дух времени и чаяния героев. В начале своей творческой деятельности, в годы войны, будучи студентом 5 курса консерватории, он пишет одночастную симфонию “Летопись”, посвящённую Великой Отечественной войне. А в последние годы своей жизни, уже будучи тяжело больным, он вновь обращается к этому жанру, пишет вторую и сразу же начинает третью симфонию. Была, видимо, неистребимая потребность высказаться средствами этого высочайшего жанра. Песня, романс. Здесь композитор поистине уникален. Удивительно плодотворна, обширна и многообразна область вокальной музыки композитора. Хусаин Ахметов начинал учёбу в национальной студии Московской консерватории как певец. Обладая сильным и красивым голосом (лирико-драматический тенор), он окончил оперную студию и мог бы стать замечательным исполнителем, если бы не пересилил другой, как оказалось, более мощный дар — творца. И как хорошо, что это случилось! Трудно представить башкирскую музыку без песен и романсов Хусаина Ахметова, отличающихся особой поэтичностью, изяществом, возвышенностью и благородством чувств. Будучи эрудированным, начитанным человеком, бесконечно любя поэзию и по-настоящему зная ее, Хусаин Файзуллович всегда находил увлекающие его стихотворения. В его творческом арсенале прекрасные лирические романсы на стихи Ш.Бабича, Х.Туфана, Н.Наджми, М.Карима, М.Джалиля, Б.Бикбая. Баллада в творчестве Х.Ахметова (а их у него 17) — предмет специального исследования. В разные годы композитор обращался к этому жанру. Через возвышенно-романтические образы автор раскрывает глубокое содержание, охватывая различные стороны жизни. Каждая баллада интересна по-своему, чутко отражает индивидуальность поэтического строя в музыке. Вот знаменитая “Баллада о жизни” на стихи Мустая Карима. Мы помним её в ярком исполнении таких выдающихся певцов, как Магафур Хисматуллин и Хабир Галимов. Здесь композитор гениально воссоздаёт стиль озон-кюй, сочиняет истинный шедевр, классический образец протяжной песни. Считаю, что Хусаин Файзуллович из всех композиторов наиболее талантливо претворил стилевые особенности народных озон-кюй в своём творчестве. Такова и его песня “Родная деревня” (“Тыуђан ауылым”) — песня автобиографическая, ведь и слова к ней написаны самим композитором. Песня, покоряющая редкой простотой и искренностью. “Баллада о раненом воине” на стихи Мустая Карима воспроизводит один из эпизодов военных лет. Музыка сочинения взволнованно и драматично передаёт смену различных психологических состояний солдата, раненого в бою, лежащего в полузабытьи на поле боя, а затем встречу с медсестрой, которая спасает его. Светлый образ девушки ассоциируется в душе солдата c образом Родины. Свобода музыкального высказывания сочетается в коде c оркестровостью сопровождения. Партия фортепиано приобретает в этой балладе особенно большое значение. Значительно вступление, интересны инструментальные связки между разделами. Многообразие приёмов фортепианного сопровождения объединяется лейтинтонациями и ритмами, насыщающими всю музыкальную ткань произведения. “Баллада о раненом воине” по образному содержанию и стилю приближается к оперной арии — монологу. Наибольший интерес среди баллад Ахметова представляет “Нe верь!” на стихи Мусы Джалиля. Почему композитор выбрал из “Моабитской тетради” татарского поэта-героя именно эти стихи? “Не верь!” — не только обращение поэта к жене, но и обобщенное выражение им чувства большой любви к Родине, веры во всепобеждающую cилу жизни. “За милый свой край и за тебя сражался я в бою”: здесь неразрывно сливаются личное и общественное, гражданственное. Патриотическое по идее стихотворение могло быть интерпретировано как возвышенный героический монолог. Но композитор решает исповедь любящего сердца поэта выдержать до конца в лирическом аспекте. Постоянное возвращение в процессе развития к основной мысли — “Когда услышишь ты весть обо мне… Радость моя, не верь!” — дало композитору возможность написать балладу в форме рондо. “Не верь!” можно с полным основанием назвать национальной балладой лирико-повествовательного типа. В большом цикле баллад Хусаина Ахметова большинство посвящено теме войны и её героев. Среди них “Священная война”, “О чёрном вороне и молодом охотнике” (Б.Бикбай), “Не вернулись в родные края” (Н.Наджми), “Баллада о медном курае” (М.Уразаев), “Последнее письмо солдата” (Ф.Исхаков), “Баллада о четырёх героях” (слова Х.Ахметова) и другие. В каждом сочинении видны поиски композитора — в форме, гармониях, мелодизме. Очень привлекательна вокальная лирика Хусаина Файзулловича. Задумчивый, созерцательный романc “Ночной Урал” на стихи К.Даяна — это акварельная зарисовка башкирского пейзажа. Вдохновенная поэма о любви “Без тебя жить невозможно” (Н.Наджми). Вспомним его “Приди в сад”, “Я к Идели не спускалась”, “Уфа — прекрасная столица”… Всё это вошло в “золотой фонд” башкирского искусства. Пожалуй, редко кто из творцов музыки так передаёт в своих произведениях дух башкирского народа, красоту его души, характеры и образы родной и близкой ему стихии. Но надо отметить, что Хусаин Файзуллович был также на редкость интернационален по своей сути. Он всегда стремился, чтобы его сочинения звучали и в переводах на русский язык, заботился об этом, давая ноты разным исполнителям. И сам обращался в разные годы к русской поэзии. Это прекрасные сочинения композитора — цикл “Пушкиниана”, Лермонтовский цикл, два цикла на стихи Сергея Есенина — “Русская лирика” и “Персидские мотивы”. Вот где очень тонко и творчески мощно синтезированы собственные интонации композитора с традициями мелодики русского классического романса. Казалось бы, уже невозможно “прочитать” стихи Пушкина по-новому. Ведь столько уже написано интересной музыки! Х.Ахметов преодолевает все трудности — трепетно и бережно сохраняет он музыкальный склад пушкинского стиха и предлагает нам своё прочтение, свою музыкальную интерпретацию известных стихотворений поэта. Симфоническая картина в 7 частях “Урал-батыр”, две сюиты для симфонического оркестра, балет “Горный орел” (в соавторстве с Нариманом Сабитовым), струнный квартет, cоната-фантазия для фортепиано, великолепные хоровые циклы, музыка к спектаклям драматического театра… Одно перечисление всех произведений заняло бы несколько страниц, даже названия говорят о многом. Но всё это будет бесплодной работой, пустым трудом, если пишущий об Ахметове человек не узнает первоосновы, главного источника творчества композитора — башкирскую народную музыку. Потому что жизнь и музыка Хусаина Ахметова теснейшим образом связаны с фольклором. Он был собирателем, одним из крупнейших фольклористов Башкортостана, прекрасным знатоком и исполнителем народных песен. Сколько записано им жемчужин народной музыки, особенно много — в родном Баймакском районе, где прошли нелегкое детство и юность будущего композитора. Сколько мелодий расшифровано — переложено на ноты. Это был поистине подвижнический труд, который продолжался в течение всей жизни Хусаина Файзулловича. Хусаин Ахметов в своё время возглавлял в республике работу фольклорного кабинета, записал в районах более ста народных песен и наигрышей, которые были опубликованы в сборнике “Башкирские народные песни” в 1954 году, одним из составителей и редакторов которого, вместе с А.Харисовым и Л.Лебединским, был Хусаин Ахметов. В 1978 году в Москве был издан альбом серии “Из коллекции фольклориста”, куда вошли 17 песен — шедевров башкирской народной музыки, записанных и расшифрованных Ахметовым с собственного исполнения. К альбому была приложена гибкая пластинка с песнями “Гильмияза”, “Бейеш”, “Сибай” в уникальном исполнении Хусаина Файзулловича. Сколько прекрасных обработок народных песен сделано композитором! Не раз народная песня становилась основой сочинений — как, например, “Фантазия на тему песни “Буранбай” для скрипки и фортепиано. Такое глубокое знание народной музыки, изучение её, многочисленные обработки, несомненно, отразились на складе музыкального языка, самого мышления композитора. Поразительно, как удавалось Хусаину Ахметову сочетать такую мощную творческую работу с общественной деятельностью. Многие годы он был председателем Башкирского отделения Всероссийского хорового общества, членом ревизионной и фольклорной комиссий Союза композиторов России и Башкортостана. Около тридцати лет был бессменным художественным руководителем Башгосфилармонии. Мне многие годы посчастливилось работать рядом с этим человеком — красивым во всех отношениях, интереснейшей личностью. Сначала — в Башгосфилармонии, где я была начинающим лектором-музыковедом, а он — знаменитым композитором, художественным руководителем. Позднее, когда я начала работать в Союзе композиторов ответственным секретарем, мы встречались на собраниях, прослушиваниях новых сочинений, выезжали на пленумы, съезды композиторов СССР и России, на различные музыкальные фестивали в Москву, Ленинград, Киев, Казань … Но сегодня мне хочется вспомнить один эпизод из жизни композитора, коему я была свидетелем и очевидцем. Это был 1984 год — юбилейный для Ахметова — год его 70-летия. Был конец мая — начало июня, время сабантуев. Родной Баймакский район пригласил композитора на сабантуй. Хусаин Файзуллович с благодарностью принял приглашение земляков и отнесся к этому серьезно — решил провести отчетные творческие встречи в своем районе. С небольшой группой исполнителей он вылетел в Баймак. Мне Хусаин Файзуллович сказал: “Может быть, это моя последняя поездка на родину. Ты увидишь, как меня любят там”. Родной край Хусаина Файзулловича показался мне сказочно прекрасным — кругом цвела развесистая, душистая черемуха, аромат цветущих лугов, журчание чистых родников и речушек радовали слух и душу, казалось, всё вокруг напоено чистой музыкой. И действительно, земляки встречали композитора как самого дорогого и родного человека. Когда в Доме культуры родной его деревни Чингизово Хусаин Файзуллович вышел на сцену — все встали, было яблоку негде упасть, так горячо и бурно его приветствовали. Композитор молчал долго… От слез, подступивших к горлу, не мог говорить. А потом стал говорить так тепло, так сердечно о своей жизни, о музыке, о новых сочинениях. Делился своими сокровенными мыслями о жизни, о роли искусства, музыки в жизни. Затем певцы исполняли его песни, романсы. Но кульминацией вечера стало пение композитора, который был великолепным исполнителем и своих песен, и народных. Бесподобно он спел “Неси людям солнца свет” на стихи Ш.Бабича, романс “Без тебя жить невозможно” на слова Н.Наджми, прозвучавший как поэма, как ария — проникновенно, глубоко, ярко. Спел любимую народную песню — классический озун-кюй “Сибай” — казалось, звучал голос души башкирского народа — столько глубокого смысла, сердечности прозвучало в ней. Шквал аплодисментов прервал звонкую тишину, которая установилась от силы впечатления, от чувств, нахлынувших на каждого, кто слушал это уникальное в своем роде исполнение. Телевидения, операторов тогда не было. Вообще, телевидение не очень жаловало в те годы Ахметова. Вот тогда надо было увековечить эти мгновения! А они еще были и в дальнейшем… Были пикники на лоне живописной природы, были кумыс и бишбармак, были курай и песни. Хусаин Файзуллович пел у березы на цветущей поляне, его серебристая шевелюра разлеталась от ветра. Он пел народные песни. Кто-то из сельчан записывал это на магнитофон. Это было недалеко от Чингизово. Ярко светило солнце, журчал родник, и пение сливалось с голосами роскошной природы. В те минуты я поняла: чтобы хорошо знать творчество композитора, нужно обязательно побывать на его земле, вскормившей творца, там, где он сформировался как личность, как художник. Хусаин-агай участвовал в бегах и других соревнованиях. Он был в прекрасном настроении, чувствовал себя бодрым и радовался вместе со всеми. Какие редкие кадры пропали для истории. Какой содержательный был бы фильм о композиторе. (А его стали снимать для фильма, когда он был тяжело болен и не мог внятно говорить). В те дни было сделано много фотографий: вот его встречают на границе района хлебом-солью, а вот он идет с букетом цветов после творческой встречи. А это он на фоне гор. Такой мечтательный и романтичный. Даже в последние годы, будучи очень больным, он продолжал много работать. Я взяла у него последнее интервью осенью 1992 года. Это было в старой липовой аллее, недалеко от его дома. Кружил листопад, было ветрено. Он сидел на скамейке недалеко от мечети. Рассказал о только что законченной опере “Нэркэс”. Сказал, что это своего рода “Ромео и Джульетта”, трагедия двух древних башкирских родов, как история Монтекки и Капулетти. Только на башкирской почве. Рассказал и о работе над второй симфонией. А затем перешел к вокальной музыке. “В последнее время написал около 50 песен и романсов, не успел раздать исполнителям. Ведь все это рождалось в муках… Сказать легко… Страшные ночные муки, муки творчества… Не дает спать, сидит в голове… Все возникает — фактура, гармония, образы, контрасты. Дело в том, что я — сова, работаю только ночью. Лежишь, ворочаешься, напеваешь — и рождается музыка. Садишься снова и снова за рояль…” Он говорил медленно, ему было трудно, но он хотел высказаться. Много говорил о музыкантах, композиторах, болел за дела в институте искусств. Беспокоился о молодых композиторах, их подготовке. Композитор ушел от нас в 1993 году, не дожив года до своего 80-летия. В феврале прошлого года умер его любимый сын Мурад — талантливый композитор, а летом покинула этот свет и верная подруга Хусаина Файзулловича — Рауфа Фатыховна. Опустела их большая, когда-то многолюдная квартира по улице Тукаева. Какова судьба богатейшего творческого наследия композитора? Ведь столько осталось его сочинений — неизданных. У композитора было много наград и званий: заслуженный деятель искусств Башкортостана и РСФСР, лауреат премии имени С.Юлаева. Его музыка горячо любима народом. Но часто ли звучат в эфире и концертных программах чудесные песни и романсы Хусаина Ахметова, его оперы, замечательные симфонические и хоровые произведения. Выключаю радио и телевизор, когда слышу песни-однодневки в исполнении певцов, которых не назовешь профессионалами. Где их только находят? Вспоминаю обсуждения и заседания худсоветов в Башгосфилармонии, когда там работал Хусаин Ахметов. Он мог с уверенностью сказать: “Понимаете, этот голос — золото, а у этого певца голос — булыжник”. Его музыкальный авторитет был очень весомым. Он высказывался очень откровенно в Министерстве культуры, в Союзе композиторов, в Обкоме КПСС, где его за это и не жаловали. Как нужен такой авторитет в наше сумбурное время! Потому что всесторонний Ахметовский талант — поистине золото.Талант на века Эльмира Мингазова |