ЮРТОВ Авксентий Филиппович

41245115 ЮРТОВ Авксентий Филиппович МОРДОВИЯ

ЮРТОВ Авксентий (Арсений) Филиппович (1854-1916 гг.), ученый-энциклопедист, филолог, переводчик, этнограф, фольклорист, педагог,священнослужитель сельского прихода Уфимской губернии. Он стал  первым представителем мордовского народа, осознанно избравшим путь национального просветителя. Его вклад в организационно-методическое развитие мордовской школы, этнографии, лингвистики трудно переоценить. Совместная премия Министерства образования Республики Мордовия и Саранской епархии за нравственное воспитание молодого поколения носит имя священника Авксентия Филипповича Юртова.

А.Ф. Юртов родился 20 февраля 1854 г. в семье крестьян мордвы-эрзя в деревне Калейкино Мензелинского уезда Уфимской губернии. Стал учеником Казанской крещено-татарской школы Н.И. Ильминского, где получил  начальное образование. Н.И. Ильминский привлекал мордовского юношу к переводческой и исследовательской работе. В 1872 году А. Юртов под наблюдением учителя сделал свой первый перевод на эрзя-мордовский язык: перевел «Историю Ветхого Завета» (опубликована в 1880 г.). Апробацию переводов делал в среде носителей языка — летом ездил по мордовским деревням, читал свои переводы, проверяя доступность, уточняя смысловые акценты.

В 1872 году А. Юртов становится первым мордвином-семинаристом только что открытой Ильминским Казанской учительской инородческой семинарии. В семинарии продолжилась переводческая работа Юртова, начатая в крещено-татарской школе: он последовательно овладевает мастерством перевода, изучает мордовские диалекты, собирает сведения из истории мордовского народа, этнографический и фольклорный материал.Лингвистический багаж позволил А.Ф. Юртову предложить новый вариант мордовской письменности на основе русской графики. Из русского алфавита он исключил «ижицу», Щ, Ъ; «фиту» сохранил лишь в заимствованных именах собственных, ввел апостроф – небуквенное графическое обозначение.

6365777 ЮРТОВ Авксентий Филиппович МОРДОВИЯ Упрощенный алфавит позволил Юртову начать разработку учебников для мордовских детей. В 1884 г. был издан его «Букварь для мордвы-эрзи с присоединением молитв и русской азбуки», при построении которого автор  использовал весь свой опыт фольклориста, переводчика и педагога.

В 1891 г. А.Ф. Юртов принимает сан священника и получает место во вновь построенной Михаило-Архангельской церкви села Андреевка Уфимского уезда. Это был бедный мордовско-чувашский приход, граничивший с татарскими селами. Школы в селе не было, и верный ученик Н.И. Ильминского по собственному проекту на деньги общества сумел построить и открыть в 1895 г. трехклассную церковно-приходскую школу, где учительствовал четверть века.  А.Ф. Юртов остался верен идеям миссионерского просветительства. Он вел работу по просвещению населения своего прихода, продолжал вести сбор образцов народной словесности не только мордвы, но башкир и чуваш, составлять словари. Самостоятельные цели мордовское национальное просветительство приобретет в деятельности ученика Юртова Макара Евсевьевича Евсевьева.

Главным делом всей жизни молодого просветителя стало создание эрзянского алфавита на основе русской графики и первого эрзянского букваря, который появился на свет в 1884 году. Главным делом всей жизни молодого просветителя стало создание эрзянского алфавита на основе русской графики и первого эрзянского букваря, который появился на свет в 1884 году.

Источник: КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

ЮРТОВ Авксентий Филиппович

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Next Post

ЮРТА

Пт Ноя 2 , 2012
ЮРТА, традиционный тип жилища башкир-полукочевников, в ней жили с весны до поздней осени. У башкир встречаются юрты двух типов: тюркского и монгольского. Решетчатые юрты тюркского типа встречаются как у башкир, так и у казахов, киргизов, каракалпаков, кочевых узбеков. Стены состояли из решеток вытянутой прямоугольной формы, связанных из узких планок. Планки крепились ремешками. Для устройства купола делали деревянный ободок с отверстиями, в которые вставляли жерди длиной около 2 м. Форму купола завершали дуги, вставленные в обод сверху. Круглый легкий деревянный каркас плотно накрывался большими кусками войлока, имеющими для этого специальный крой.