ГОРОДСКАЯ И СЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРЫ

574737356 ГОРОДСКАЯ И СЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРЫ История и краеведение Народознание

ГОРОДСКАЯ И СЕЛЬСКАЯ КУЛЬТУРЫ, различные подтипы культуры, дистанцию между которыми люди ощущали еще с древности. Так, латинское «цивилизацио» есть имя собирательное от «цивис» – «гражданин, горожанин». Происхождение арабского термина «маданийат» – «культура, цивилизация» из «мадина» («город») говорит о том, что и для арабов культура была сугубо городским, «оседлым» явлением, в то время как кочевые племена тяготели к иным ценностям. В советскую эпоху эти различия хорошо осознавались, одной из целей культурного строительства на селе было «стирание граней между городом и деревней». Очень скоро было провозглашено, что цель достигнута, а различия в образованности и культуре исчезли. Между тем, эти различия относятся к числу явных и очевидных, особенно в области художественных вкусов, представлений о красоте, искусстве, литературе, музыке и т.п. Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми в этой сфере, прошедшими специальный отбор и подготовку в культурном центре (городе). Авторство произведений строго фиксируется. С появлением профессиональной культуры у народов возникают и специальные учреждения, предназначенные для ее развития, сохранения, распространения, – театры, музеи, галереи, библиотеки, архивы, издательства, редакции, творческие союзы, специальные учебные заведения и т.п. Среди социологических проблем города, напрямую связанных с селом, выделяется проблема миграции. Две трети городского населения нашей страны — вчерашние жители сел. Мигранты из села и в городе длительное время сохраняют многие признаки сельского образа жизни, происходит рурализация — окрестьянивание городов. Горожанином по образу жизни трудно стать выходцу из традиционного села. Именно поэтому новые города, население которых состоит в значительной мере из сельских мигрантов, выделяются невысоким уровнем бытовой культуры, специфическим укладом повседневной жизни. С другой стороны, из сельских поселений уезжает самое молодое, образованное население, и возникают серьезные перекосы в развитии сельских поселений и отраслей экономики, связанных с ними. Крупные города как бы «обезлюживают» окружающую территорию. Есть такое понятие, как ареал города, то есть окружающая территория, на которую он оказывает всестороннее влияние. И чем крупнее город, тем больше такой ареал. Вот почему между Петербургом и Москвой разваленные российские деревни, заброшенные села, пашни. Социологи изучают мотивы миграции населения из деревни в город. По данным исследований, на первом месте стоит стремление получить профессию; продолжить образование (четверть опрошенных); примерно столько же опрошенных указывают на желание улучшить социально-бытовые условия; примерно по 12 процентов — на семейные обстоятельства, стремление быть там, где больше молодежи. На самом последнем месте находится нежелание заниматься сельскохозяйственным трудом. При всей привлекательности городского образа жизни он пока очень далек от идеала: скученность, безликость городской среды, особенно в новых городах, распространение массовой культуры, рост неблагополучных семей, отклоняющегося поведения молодежи. Все заметнее проявляются отчужденность людей, одиночество. Не город для человека, а человек, точнее трудовые ресурсы, для города. Сельская поселенческая общность противоположна городу по всем основным характеристикам. Здесь относительно низка территориальная концентрация населения, преимущественное занятие людей — сельскохозяйственный труд, меньше степень социально-экономического развития, небольшой набор видов трудовой деятельности, большая профессиональная и социальная однородность населения. Российские социологи отмечают, что в последние годы миграционный обмен между городом и деревней постепенно выравнивается и может стать эквивалентным. В сельском населении постепенно снижается доля крестьянства и растет число интеллигенции, рабочих, предпринимателей, представителей других социальных групп. Процессы межхозяйственной кооперации, создание агропромышленных комплексов сильно меняют социальную структуру сельских поселений. Увеличивается прослойка фермеров, крестьян-единоличников, арендаторов. По данным социологов, в сельских поселениях, особенно среди фермеров, становится больше квалифицированных работников, имеющих среднее специальное и высшее образование. Это важно отметить потому, что десятилетиями положение складывалось так, что сельские руководители не были заинтересованы в качественном среднем образовании сельских подростков, ведь тот, кто хорошо заканчивал школу, уезжал на учебу в город. Тот же, кто получил слабенький аттестат, шел на фермы, в сельскохозяйственные профтехучилища. Эти работники мирились с плохими условиями труда, не отказывались от грязной и тяжелой работы. Но вместе с тем среди них было в два-три раза выше число нарушителей трудовой дисциплины.
Основные отличия сельского образа жизни от городского уклада общеизвестны: менее развитый и технически оснащенный труд, меньшее разнообразие рабочих мест и профессий, сильная зависимость от природно-климатических условий, как правило, более тяжелые условия труда. Для сельских поселений характерна большая слитность труда и быта. Преобладают социально и национально однородные семьи, нет городской анонимности общения. Очень сильны общественное мнение, социальный контроль, особенно со стороны старшего поколения, традиции. Здесь ниже ритм жизни, проще формы общения, меньше психологических нагрузок. Некоторые социологи утверждают, что все эти признаки лишь указывают на некоторую неразвитость, ущербность сельского уклада жизни.

Читайте также:  «ЗВЕНЯЩИЕ ЖУРАВЛИ»

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

1 + 19 =

Next Post

ГОРОДИЩЕ

Вс Дек 2 , 2012
ГОРОДИЩЕ (в археологии), остатки древнего укрепленного поселения. Древнейшие городища – эпохи неолита, большинство – железного века. Упорной ошибкой медиевистики является датировка появления городищ (нередко как […]
ГОРОДИЩЕ