«ЖУРАВЛИНАЯ ПЕСНЬ», первый башкирский балет, поставлен в 1944 ленинградским балетмейстером Н. Анисимовой на музыку композитора Л. Степанова. Консультантом по башкирскому фольклору выступил композитор З. Исмагилов. Постановка балета проходила при участии X. Сафиуллина и Ф. Гаскарова. Истории балета известны факты создания национальных произведений мастерами других национальных культур. В конце 30-х – нач. 40-х в СССР проводились так называемые «декады национальных культур». Показателем должны были быть крупные достижения. В те республики, где отсутствовали традиции профессионального искусства или литературы, направлялись в творческие командировки писатели, художники, композиторы, хореографы. Хотя такая поддержка носила прямолинейный характер, для многих национальных культур она становилась реальным толчком в развитии профессионального творчества. Сюжетную основу балета «Журавлиная песнь» составили башкирские народные легенды о любви юноши и девушки. Основные типы танцевальности – фольклорный башкирский танец, классический танец и пантомима. Музыкальные национальные темы решены по законам европейской музыки, с общими приметами восточной традиции.
Лит.: Махней С.И. Балет «Журавлиная песнь» // Культурное наследие славянских народов Башкортостана. – Уфа, 1996.