Духовная семинария — Уфа от А до Я
Духовная семинария возведена в 1826–1828 гг. по проекту архитекторов Трофимова и Кудинова. Ныне в здании размещается Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан. Фото Сергея Синенко
Старое название холма, которым начинается улица Карла Маркса, – Семинарская гора, по построенному здесь в 1828 г. зданию Духовной семинарии. При советской власти это название основательно подзабылось, но археологами оно используется и сегодня для обозначения погребения VII в. с богатым инвентарем – во время раскопок на этом холме из земли было извлечено много бронзовых, серебряных, позолоченных и золотых украшений (пряжки, фибулы, серьги, перстни, браслеты, шейные гривны, медальоны и т. д.), а также вооружения – мечей, ножей и металлических накладок луков.
Здание Духовной семинарии – памятник архитектуры XIX в., один из лучших образцов архитектуры классицизма в Уфе (ул. К. Маркса, 3). Строительство здания для первого православного духовного среднего учебного заведения края имеет свою историю, довольно длинную.
Духовная семинария является необходимой принадлежностью каждой епархии, нет епархии без своей семинарии. И сегодня для Уфимского епархиального управления это один из самых больных вопросов – для открывающихся храмов нужны грамотные священно- и церковнослужители, очень хорошо, если они из людей местных, знающих край и порядки в нем. Однако православного духовного учреждения в Уфе нет до сих пор.
Уфимская епархия была учреждена указом императора в числе нескольких других новых епархий осенью 1799 г. По предложению Синода организацией Духовной семинарии предлагалось заняться «после совершенного устроения новой епархии», однако, пусть и формально, вопрос этот был решен Высочайшим соизволением от 31 мая 1800 г. на учреждение духовных семинарий при всех новооткрытых тогда кафедрах, включая Уфимскую. Это решение затрагивало интересы Казанской и Тобольской семинарий, где до этого обучались дети священнослужителей Оренбургской губернии. Из Уфимской консистории были разосланы указы с требованием, чтобы все дети губернского духовенства, достигшие школьного возраста, в том числе и уже учившиеся в Тобольске и Казани, явились в Уфу для поступления в новую семинарию не позднее, чем к 15 сентября.
Открытие Духовной семинарии состоялось 26 сентября 1800 г. Семинария разместилась вместе с консисторией в деревянном здании на улице Фроловской (приблизительно там, где сегодня находится Дом Республики по ул. Тукаева, 35). Здание это 5 марта 1806 г. сгорело и семинаристы длительное время проводили учебные занятия в тесных флигелях неподалеку. При епископе Августине (Сахарове) были выделены средства на постройку для семинарии каменного здания, а к строительству здания приступили уже при епископе Амвросии II (Мореве).
В 1826 г. Комиссией о духовных училищах отпущена была на постройку здания сумма в количестве 175 тыс. рублей, из которых 100 тыс. выделили из сумм на духовные семинарии, а 75 – из специальных капиталов Комиссии. Здание семинарии возводили по проекту архитектора Трофимова и Кудинова. Предполагалась постройка громадного каменного семинарского корпуса в четыре этажа с двумя каменными флигелями.
Подряд на строительство взял бирский купец Василий Юдин, а сама стройка велась под личным надзором епископа Амвросия. Сначала были возведены, оштукатурены и отделаны два верхних этажа, после чего сюда были переведены воспитанники духовной семинарии и училища. Таким образом, при семинарии открылся пансион и обучение, фактически, началось. К концу 1827 г. закончены и сданы были два нижних этажа, а в следующем году устроен больничный флигель.
Семинария состояла под управлением епархиального архиерея и семинарского правления. Первым ректором обновленной семинарии стал архимандрит Лаврентий. Здесь изучались богословские науки: учение о вероисповеданиях и расколе, Священное Писание, кроме того – общая история, право, археология, логика, психология, поэзия, риторика, европейские языки, а также татарский и чувашский языки. В 1830 г. обучалось 100, а в 1837 г. – уже 200 семинаристов.
Порядки царили строгие. В будничные дни семинаристы вставали в семь утра, в половине восьмого совершали утренние молитвы, в девять шли на занятия, продолжавшиеся до двух часов дня. Затем следовал обед. С трех часов до шести воспитанники были свободны. С шести до девяти – занимались самоподготовкой. В девять студенты ужинали, после чего совершали вечернюю молитву. После двенадцати свет в студенческих помещениях гас. Семинаристы соблюдали все посты, а в первую и страстную седмицы Великого поста говели и приобщались Святых Тайн. В воскресные и праздничные дни воспитанники присутствовали на богослужении.
После открытия Уфимской духовной семинарии в крае стали на профессиональной основе развиваться традиции церковного пения. Известно, что православная церковная музыка, в отличие от католической и протестантской, основана на вокальном исполнении. Хоровое певческое искусство преподавалось в религиозных учебных заведениях, духовная музыка в исполнении архиерейских певчих звучала на праздничных церемониях.
Семинария была известна своими преподавателями-подвижниками. Яркой фигурой своего времени являлся ректор духовной семинарии отец Мефодий – в миру Михаил Платонович Красноперов. В числе его знаменитых речей – «Слово, сказанное в день пятидесятилетия со дня смерти писателя Сергея Аксакова». Красноперов был редактором неофициальной части газеты «Уфимские Епархиальные Ведомости» и председателем благотворительной комиссии епархии по оказанию помощи погорельцам. При Духовной семинарии были открыты сиротский дом, церковь во имя Святого Иоанна Златоуста (освящена в 1844 г.), одноклассная образовательная школа (в 1912 г. преобразована в четырехклассную), церковно-археологический комитет по охране и регистрации церковных древностей.
В 1917 г. впервые в истории семинарии проведены выборы ректора, им стал архимандрит Артемий (Ильинский).
В январе 1919 г. семинария была преобразована в Единую трудовую советскую школу 2-й ступени. В 1924 г. в здании открылась школа-интернат имени В. И. Ленина, переведенная в 1930 г. в Стерлитамак, после чего помещения были переданы созданному тогда сельскохозяйственному институту.
Позднее в здании размещалось управление завода телефонной аппаратуры, в последующем – дирекция предприятия «БЭТО». Сегодня здание занимает Министерство промышленности и инновационной политики Республики Башкортостан.
В качестве дополнения:
Выпускники Уфимской духовной семинарии
1911, 1912, 1916 гг.
Выпуск 1911 года
Разряд 1:
Нечаев Сергей
Иванов Иван
Преображенский Михаил
Егоров Иван
Софонов Михаил
Ципин Николай
Андреев Александр
Разряд 2:
Колокольцов Михаил
Бородулин Иннокентий
Асеев Михаил
Жилин Модест
Асанбаев Николай
Милицин Сергей
Нечаев Леонид
Василевский Валериан
Левицкий Василий
Судариков Феодор
Муромцев Павел
Троицкий Порфирий
Ивлев Иван
Вне разряда:
Васильев Яков
Выпуск 1912 года
Разряд 1:
Яковлев Михаил
Константиновский Константин
Яворский Михаил
Волокитин Димитрий
Сушков Феодор
Юдин Александр
Разряд 2:
Колокольцов Виктор
Андреев Петр
Касимовский Вячеслав
Бабушкин Николай
Степанов Константин
Макаров Александр
Колокольцов Александр
Попов Николай
Тихонов Гавриил
Митрофанов Андрей
Выпуск 1916 года
Разряд 1:
Александров Александр
Яблоков Димитрий
Шангин Александр
Мальгин Иван
Мусин Семен
Казанский Константин Николаевич
Яблоков Феодор
Разряд 2:
Севастьянов Анатолий
Макаров Николай
Казанский Константин Михайлович
Лавров Александр
Геллертов Сергей
Иванов Димитрий
Налимский Павел
Скворцов Петр
Ка заков Иван
Кибардин Виктор
Тимашев Семен
Тихановский Николай
Козырский Сергей
Краснов Аркадий
Покровский Андрей
Протекторов Леонид
Признаны также окончившими полный курс семинарии и причислены ко второму разряду допущенные к досрочным испытаниям в яиваре сего года:
Бородулин Вячеслав
Колос Лука
Выдается свидетельство об успешном прохождении богословских предметов V и VI классов Семинарии о.о. диаконам:
Козлов Андрей
Никифоров Павел
Соловьев Константин
Смотрите также подборку публикаций о православии в Башкирии и на Южном Урале
В качестве дополнения см. статью Семинария — Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон 1890—1907.
Семинария (лат. seminarium — рассадник) — образовательное учреждение для подготовки духовных лиц и учителей преимущественно народных школ. Название С. появляется впервые со времени триентского собора (1545—63) и было официальным наименованием учебных заведений, имевших целью подготовку духовных лиц. Позже в Германии и Франции была сознана потребность в учреждении особых С. для подготовки будущих учителей, преимущественно для народных школ. Еще герцог саксен-готский Эрнест Благочестивый (ум. в 1675 г.) предполагал открыть такую С. Мысль об учреждении С. для учительниц защищал Фенелон в своем сочинении о воспитании девиц (1687). В 1684 г. была открыта. в Реймсе «Séminaire des maîtres d’école»» Мысль герцога Эрнеста была осуществлена в Германии Авг. Герм. Франке в Галле: учрежденная им Seminarium praeceptorum (1695 г.) выпустила много учителей для средних и низших школ. В 1732 г. была открыта С. близ Штетина, в 1735 г. — близ Магдебурга, в 1784 г. — в Берлине и т. д. Мало-помалу эти учреждения, часто носившие название нормальных школ, распространились в большом числе по Германии, Австрии и Швейцарии, пользуясь покровительством как католических, так и протестантских духовных лиц, и так назыв. филантропистов (Базедов и др.). Вновь обратили на себя особое внимание С. в Германии, начиная с 1807 г., вследствие возбуждения, охватившего Германию после разгрома 1806 г., и под влиянием идей Песталоцци. Только в последние десятилетия забота о систематическом подготовлении сведущих учителей для народных школ была признана в Западной Европе непременной обязанностью государства; из 200 правительственных С. в Германии 40% были открыты после 1872 г.; из 36 правительственных и частных женских С. в Пруссии лишь одна существует долее 50 лет. В других государствах С. распространились по примеру Германии. И во Франции, где во время революции делу образования народных учителей оказывалось большое внимание, стали особенно заботиться об Ecoles normales (как там называются С.) лишь в XIX в., под влиянием Германии. Устройство С. весьма различно. В некоторых из них воспитанники — интерны, в других — экстерны. Продолжительность учения также различна: в Пруссии, например, она равняется 3 годам, которым предшествуют 2 — 3 года занятий в приготовительной школе, а в Саксонии она доходит до 6 лет. В Саксонии во всех С. введено обязательное изучение латинского языка; в Пруссии изучение одного иностранного языка предоставлено на выбор учащихся. В большинстве немецких С. введено изучение музыки, особенно игры на органе, так как в Германии учителя обыкновенно занимают и должность органистов. Во всех С. Германии обучают гимнастике и рисованию, весьма часто также и сельскому хозяйству, садоводству и разведению плодовых деревьев. При всех благоустроенных С. имеются школы, в которых семинаристы старших классов упражняются в преподавании, под руководством. своих учителей. Многие С. находятся в. тесной связи с учреждениями для глухонемых, где семинаристы упражняются в занятиях с глухонемыми. Во Франции нормальные школы в настоящее время урегулированы декретом 29 июля 1881 г. Кроме этих школ, во Франции, а также в Италии и Венгрии существуют особые С. для подготовления учителей и учительниц высших народных училищ и средних учебныхт заведений. В Германии в настоящее время существуют при университетах или находятся с ними в тесной связи многочисленные практические институты, носящие название С. исторических, статистических, экзегетических, катехизических, гомилетических, литургических, филологических, археологических, педагогических. Эти С. служат дополнением к чисто научным лекциям профессоров университетов. Среди них наибольшее значение имеют педагогические С., имеющие целью практическое подготовление учителей для средних учебных заведений; при таких С. часто имеются школы для упражнения будущих учителей. Первообразом таких С. является seminarium praeceptorum (см. выше); в XVIII в. появился в Германии ряд педагогических С.: в Геттингене (в 1737 г.), в Галле (при Университете, 1776 г.), в Берлине (при Гимназии, 1788 г.). Особенно рекомендовал учреждение педагогических С. при университетах Гербарт, хотя с практической точки зрения является более удобным соединение их со средним учебным заведением и, по возможности, с С. для народных учителей. Циркуляром 1890 г. прусский министр народн. просвещения ф. Гослер предписал, чтобы все кандидаты в учителя, до допущения к пробным занятиям, пробыли год в С.; вследствие этого циркуляра, открыт ряд новых С. при средних учебных заведениях. О духовных С. в России см. Духовно-учебные заведения (см.); о русских С. за границей для приготовления учителей древних языков и преподавателей гражданского права.