Китайский историк Ян Бинь о России и русских

russkie-v-kitae-3 Китайский историк Ян Бинь о России и русских

Историк Ян Бинь (1657–1747) — один из первых китайских авторов, писавших о России. Он родился в маньчжурском селении Нингуте на севере Китая, относительно недалеко от русских владений. В труде «Любяньцзилио» Ян Бинь обобщил сведения о русских — особенностях жилища, орудий труда, одежде, монетной системе, бумаге, пищевых продуктах и др. Он использовал европейские и японские сочинения, записки иезуитов Т. Перейры и Ф. Жербийона, а также данные о русских посольствах Ф.И. Байкова и Н.Г. Спафария в Цинскую империю. Вероятно, Ян Бинь опирался на «Стратегические планы» Чан Шу (1685-1690 гг.). Помимо «Любяньцзилио», Ян Бинь составил описание отношений Цинской империи с Россией перед подписанием в Нерчинске договора между послами двух стран (в 1689 г.). Заметим, в китайском языке нет буквы «Р», поэтому китайцы называли русских «олосы» («оросы», «аорсы»). Уральские горы китайские историки именовали хребет Ула (Улалин).

Russian_ambassadors Китайский историк Ян Бинь о России и русских

Первые русские послы в Китае, гравюра 

Ян Бинь:

…Алосы также пишут Олосы, это лоча (русские). [Живут] за изгородью (имеется в виду «Ивовая изгородь», служившая границей Южной Маньчжурии). Их (русских) называют лаоцян; они люди с голубыми впалыми глазами, выдающимся носом, желтой (рыжей) курчавой бородой, с длинным телом; много силы, но любят поспать и, когда спят, не сразу просыпаются. Искусны в пешем бою, умеют обращаться с ружьями, не боятся луков и стрел. Если стрела попадет в тело, спокойно вытащат ее, посмотрят друг на друга и засмеются.

Сами говорят, что от сотворения [мира] до года царствования императора Кан-си под циклическими знаками динмао (1687 г.) всего [прошло] 7914 лет. У этого народа низкие и юные, видя почтенного и старшего, снимают шапку и преклоняют голову. Сперва указывают левое и правое плечо, затем указывают левое и правое колено. Другие говорят: сперва указывают лоб, затем живот, затем правое плечо, затем левое плечо, это так называемый в европейских странах знак обратного креста.

Читайте также:  Деятели шоу-бизнеса против интересов России

Весьма чествуют Будду: увидев [его изображение], непременно склоняются ниц и плачут. Другие говорят: это не Будда; чествуемый — небесный господин. То, что [они] склоняются ниц и плачут, это вера в небесного господина (христианство).

Их жилые дома четырехугольные. Верх, низ, [все] четыре стороны — все из досок. Их орудия искусны, походят на европейские. Их шапки с синей маковкой, внутри подшивают соболиный мех, снаружи нашивают жемчуг и коралл или употребляют медвежий (буквально: син-син, т. е. орангутанг) мех (буквально: войлок), нашивают соболиный мех. Их одежда с квадратным воротником, небольшими рукавами. Шуба длинная, свешивается. Низкие [люди] надевают тулупы, знатные — соболя, разную парчу, покрывают ими наружную сторону [одежды], привешивают по краям жемчуг, коралл, алмазы, а очень немногие покрывают атласом.

russkie-v-kitae Китайский историк Ян Бинь о России и русских

Их монета серебряная, [у нее] нет ободка, и отверстия, [как у китайской монеты], большая, как тыква, обычный вес — один фынь. На оборотной стороне изображают скрещенные копья (алебарды) или человека на лошади. На лицевой стороне надпись [письменами] их страны, как в санскритских книгах. На одной монете обязательно пишут несколько десятков знаков, [так что] нельзя разобрать [надпись]; для письма употребляют латинский язык. Что касается латинского языка, то это официальный язык всех европейских стран.

Их бумага толстая, точно шаньсийская [бумага] мяотоу. Размер [ее] меньше на 3/10, несколько ломкая, посредине имеется темный рисунок (водяной знак), похожий на алебарду, цвет белый.

Их капуста похожа на латук, но короче: листья — как у травы тай (осока), когда они свернуты [в кочан], то белые, если они развернуты, то зеленые. Рыба вонючая: если есть, то вкус пресный. Они (русские) едят много пустых (на дрожжах?) хлебцев, похожих на теперешние европейские хлебцы, но цветом совсем белые, мягкие, целый месяц не твердеют.

Читайте также:  Русские мусульмане больше привержены радикальному исламу

Их столица преемственно находится как раз на запад от [берега] Северного высокого моря посредине. Если [оттуда] водою и сушею ехать днем и ночью, то через 13 месяцев прибывают в город Якэса (Албазин). А если теперь определить [их] западную границу, то считаю, [что она] находится в семи днях [пути] на северо-запад от Цзиньшаня (Золотых гор, т. е. Алтая).

Источник: Ян Бинь. Любяньцзилио ( 1689 г.) // Кюнер Н.В. Китайские известия о народах Южной Сибири, Центральной Азии и Дальнего Востока. М.: Издательство восточной литературы, 1961.

 

См. подробней:

Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972, с. 77 — 102. См. также: Лубо- Лесниченко Е. И. Великий шелковый путь. — Вопросы истории, 1985, N 9. Детальный анализ восточного источника X в. «Худуд ал-Алем», обобщающего основные сведения о Руси, см.: Рыбаков Б. А. Киевская Русь и русские княжества XII — XIII вв. М., 1982, с. 186 — 234.

Данзан Л. Алтан Тобчи («Золотое сказание»). М., 1973.

Скачков П. Е. Очерки истории русского китаеведения. М., 1977.

Русско-китайские отношения в XVII веке. М-лы и док. Т. 1; 1608 — 1683. М., 1969.

Демидова Н. Ф., Мясников В. С. О датировке грамот минских императоров царю Михаилу Федоровичу. — Проблемы востоковедения, 1960, № 1.

Мясников В. С. Империя Цин и Русское государство в XVII в. М., 1980.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

шестнадцать + десять =

Next Post

Губернатор Приморья: «Наш край никогда не принадлежал Китаю»

Вт Окт 21 , 2025
Олег Кожемяко предупредил о попытках переписать историю Губернатор Приморского края на слушаниях по бюджету заявил, что региону срочно нужно укреплять историческую идентичность. По словам Кожемяко, […]
Губернатор Приморья: «Наш край никогда не принадлежал Китаю»