Исламисты Урало-Поволжья в войнах за новый халифат

2222222223535-jpeg Исламисты Урало-Поволжья в войнах за новый халифат

С октября 2016 года в Интернете на видеохостинге YouTube стали появляться проповеди некого Абдулазиза Батырши (настоящее имя неизвестно)

В них он на хорошем татарском языке толкует книгу шейха Абу Убайда аль-Макдиси, воевавшего в Афганистане и Вазиристане (провинция на территории Пакистана) и погибшего там. Очевидно, что татарские боевики на Ближнем Востоке приступили к активной агитации в Интернете на татарском языке, ведь прежде пропаганда шла преимущественно на русском. Посыл изменившегося тренда понятен: исламисты стремятся объять своим вниманием потенциальную целевую аудиторию, подпитку от которой они уже получали ранее.

История появления татарских ваххабитов в рядах международных террористических организаций на Востоке начинается с 1999 года. Тогда группа из 17 человек из Набережных Челнов выехала вначале в Таджикистан, а затем перебралась в Афганистан, примкнув к движению «Талибан».

В Афганистане они сформировали «Джамаат Булгар»,

назвав его в память о Волжской Булгарии, средневековом мусульманском государстве, принявшем ислам от Багдадского халифата.

Прибывавшие впоследствии с Поволжья, Урала и даже китайского Синьцзяна ваххабиты присоединялись к этому подразделению, из-за чего иногда его называли «Уйгурско-булгарский джамаат«: близость уйгурского и тюркского языков позволяла свободно функционировать боевой группе, которая по этническому составу была достаточно интернациональной, хотя татары в ней доминировали.

Агитационно-пропагандистская деятельность «Джамаата Булгар» в Интернете вылилась в размещение видеороликов с нашидами – религиозными песнопениями, которые популярны среди верующих татар. В нашидах, исполняемых на литературном татарском языке, героизировались «моджахеды», в них говорилось также об обязательности для татар «джихада» и о необходимость жить строго по шариату.

По разным оценкам, численность группы могла достигать до пары сотен человек: люди нередко в Афганистан перебирались семьями.

Вторжение сил США в Афганистан в 2001 году привело к поражению «Талибана». Потери понес и «Джамаат Булгар»: часть его членов даже оказалась в плену у американцев и попала в тюрьму Гуантанамо. Большая часть из них была по запросу Генпрокуратуры РФ возвращена в Россию.

Читайте также:  Арабские проповедники радикального ислама в Татарстане

Среди членов «Джамаата Булгар» самым известным является бывший имам мечети «Тауба» Набережных Челнов Айрат Вахитов (более известный по прозвищу Салман Булгарский), человек с уникальной биографией. После возвращения из Гуантанамо в Россию Вахитов поехал в Вазиристан, куда после свержения «Талибана» перебазировался «Джамаат Булгар». Затем Вахитов перебрался в Турцию, а с началом войны в Сирии активно призывал в Интернете татар отправляться на «джихад» уже в эту страну, а не в Афганистан.

«Большую часть отбывающих, как показывает практика, ожидает печальный конец, и важно, чтобы эти люди, отправившиеся воевать за ложно понимаемую ими благородную идею, никогда не возвращались на родину»

Несмотря на потери, «Джамаат Булгар» продолжил деятельность, совершая, как и прочие отряды «Талибана», нападения на американских военных. Один из членов «джамаата» Ирек Хамидуллин, кстати, знакомый со лидером «Аль-Каиды» Усамой бен Ладеном, был пойман в 2009 году, содержался в тюрьме в Баграме, затем доставлен в США, и приговорен судом в августе 2015 года к пожизненному сроку, став первым татарским террористом, получившим срок от американского правосудия.

Впрочем, не только американские военные становились мишенями для «Джамаата Булгар». Руководство этого подразделения направляло прошедших в его рядах подготовку боевиков обратно в Россию для совершения терактов.

В биографиях многих террористов, ставших известными в 2000–2010-е годы в Татарстане и Башкортостане, частенько упоминается их пребывание в Афганистане и Пакистане.

К примеру, уроженец Баймакского района Башкортостана Павел Дорохов, побывав в рядах «джамаата» в 2006–2007 годах, вернулся с боевым заданием в родную республику.

В городе Салавате он сформировал ячейку, куда вовлек земляка Рустема Зайнагутдинова. В 2008 году террористы планировали организовать взрывы станции водозабора и хранилища жидкого аммиака. Однако осуществить задуманное террористам не удалось: 28 августа 2008 года Зайнагутдинов был задержан (и позже приговорен к 15 годам лишения свободы), а Дорохов был застрелен у себя на квартире при задержании.

Читайте также:  Пророк предсказал появление Исламского государства?

Другой пример засылки «Джамаатом Булгар» бойцов на родину – история жителей города Чистополь Альфреда Ахмадулина и Азата Валишина, проходивших в 2006–2007 годах подготовку в «джамаате». Прибыв домой, в 2011 году они планировали устроить теракт, но были вовремя арестованы и осуждены.

Начавшаяся война в Сирии стала активно привлекать ваххабитский интернационал со всего мира.

Исламисты из Поволжья не остались в стороне: случаи отъезда жителей Татарстана в это государство на «джихад» фиксируются с 2012 года. Первые упоминания о формировании некоего «татарского джамаата» в Сирии датируются 2013 годом: в одной из популярных «татарстанских» групп в соцсетях даже звучали призывы начать сбор денег «братьям». То, что подобные формирования по национально-земляческому принципу существуют среди боевиков Сирии, сообщали и те, кто вернулся с Ближнего Востока домой. Один из первых таких возвращенцев Раиф Мустафин (арестован и осужден в 2014 году) сообщал о наличии этого джамаата.

Однако четкое понимание того, что татарское подразделение есть на самом деле, появилось после публикации видеообращения в ноябре 2015 года некоего Сайфуддина аль-Татари (настоящее имя неизвестно), в котором он говорит о создании в Сирии некой Исламской северной армии («Джейш аль-шомал аль-ислами»), состоящей из татар. Летом 2016 года стало известно, что с территории Вазиристана в Сирию перебрались боевики «Джамаата Булгар», которые присоединились к Исламской северной армии.

В результате слияния двух татарских «джамаатов» было сформировано новое подразделение «Джунуд аль-Махди» («Батальон аль-Махди»). Своим «амиром» (командиром) боевики избрали Сайфуддина аль-Татари, о чем сделали соответствующее видеообращение.

То, что сторонники ИГ (организация, запрещенная в России) есть в Поволжье и на Урале, известно из открытых информационных источников: только за 2016 год прошли задержания и их аресты в Самарской, Оренбургской, Челябинской и Свердловской областях. Пока силовикам удается обезвреживать боевиков ИГ в России до того, пока они совершат кровопролитие. Наиболее ожесточенной была спецоперация по задержанию экстремистов в Нижнем Новгороде в октябре–ноябре 2016 года, закончившаяся ликвидацией трех террористов.

Читайте также:  В Мордовии собирали деньги для сирийских боевиков

Общая численность уехавших на «джихад» в Сирию с Поволжья составляет, по данным ФСБ, 200 человек, однако это цифры 2015 года.

За год количество могло увеличиться, тем более что из озвученных в этом году цифр явно видно, что это солидная масса людей: из Башкортостана уехали 70 человек, из Татарстана уехали на «джихад» 77 человек, и еще 68 человек, вероятно, находятся в Сирии.

Если эти цифры суммировать, то уже будет более 200 человек. И это статистика только по Татарстану и Башкортостану, не считая остальных регионов Поволжья и Урала. После появления в Интернете проповедей Батырши на татарском языке и вовсе понятно – боевики не оставляют попыток овладеть целевой аудиторией.

Нужно отметить, что тема джихада в татарской мусульманской богословской мысли была слабо раскрыта: мы практически не встречаем работ классиков мусульманского богословия Урало-Поволжья XVIII – начала ХХ века, которые писали бы что-то подробно на тему «священной войны». Во многом в 1990-е годы в период экспансии радикальных форм ислама в среду казанских татар из стран Ближнего Востока идеи джихада, трактуемые именно как война с оружием в руках, получили свое распространение и захватили умы некоторой части мусульман Поволжья и Урала.

Речь идет о сотнях человек, которые, уехав, самоорганизовались в устойчивые землячества, готовые воевать за «халифат».

Большую часть отбывающих, как показывает практика, ожидает печальный конец, и важно, чтобы эти люди, отправившиеся воевать за ложно понимаемую ими благородную идею, никогда не возвращались на родину.

Автор: Раис Сулейманов

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

пять × 3 =

Next Post

Оренбургское казачье общество имеет исключительную важность

Пн Дек 19 , 2016
«Оренбургское казачье общество имеет для страны исключительную важность», — считает губернатор Оренбуржья Юрий Берг В областном центре состоялось заседание Круга Оренбургского отдельского казачьего общества «Первый отдел […]
Оренбургское казачье общество имеет исключительную важность