Ислам в Мордовии: конфликты и противоречия

415153215 Ислам в Мордовии: конфликты и противоречия Ислам МОРДОВИЯ

На территории Мордовии мусульманские приходы-махаля относятся к одному из трех централизованных мусульманских управлений. В роли управляющих центров выступают Духовное управление мусульман Республики Мордовия (ДУМ РМ), Региональное духовное управление мусульман Республики Мордовия (РДУМ РМ) и Центральное духовное управлением мусульман Республики Мордовия (ЦДУМ РМ).

В ходе анализа ситуации в мусульманском сообществе Мордовия на данный момент рассматриваются несколько возможных сценариев развития событий. Среди трех основных векторов развития — «Гармонизация отношений», «Нормализация взаимодействия» и «Углубление деструктивного раскола». Ситуация, к сожалению, развивается в целом по самому неблагоприятному сценарию — углубления противоречий в этноконфессиональной сфере.

При этом республиканские власти продолжают считать выразителем интересов мусульман только ЦДУМ РМ. Взаимодействие с другими духовными управлениями сводятся к формальным ритуалам. Деятельность многих мусульманских организаций оказалась замкнута внутри себя. Результатом стали повторяющиеся конфликты отдельных властных структур и мусульманских общин.

Как считает исследователь Марат Салимов, который постоянно мониторит ситуацию в мусульманских организациях республики, «отношения взаимного недоверия перешли в стадию вялотекущего конфликта». В то же время, он отмечает, что в целом централизованные мусульманские организации Мордовии стараются информировать общественность в положительном ключе.

Сообщения о деятельности мусульманских организаций регулярно появлялись на официальных сайтах духовных управлений и в периодической печати: в газетах «Ислам в Мордовии» и «Юлдаш». Централизованные мусульманские организации, ориентированные на традиционные центры ислама (Москва, Уфа), активно принимали участие в работе головных организаций: ДУМ РМ – в конференциях, семинарах и образовательных проектах под эгидой СМР (ДУМ РФ), РДУМ РМ – в аналогичных мероприятиях ЦДУМ РФ.

Созданная при активном участии региональной власти третья централизованная мусульманская структура, так называемое ЦДУМ РМ во главе с Фагимом Шафеевым, после развала Российской ассоциации исламского согласия (РАИС) также не оставляла попыток присоединиться к какой-либо централизованной организации. И если их коллегам из Пензенской области (муфтият под руководством Асията Уразаева) удалось встроиться в структуры ДУМ РФ, то ЦДУМ РМ вместе со своими кураторами из органов власти в конце года посетили учредительный съезд новой всероссийской организации во главе с Альбиром Кргановым.

Самой молодой и созданной по инициативе государственных структур мусульманской организации ЦДУМ РМ не удалось ни объединиться с ранее действующими структурами, ни увеличить число прихожан в имеющихся мечетях, оставаясь тем не менее представителем во всех общественных, культурных и официальных мероприятиях.

Явным трендом 2016 г. стало значительное усиление конфликтов с органами государственной власти и силовыми структурами. Местные СМИ об этом подробно рассказывали. Весь год  продолжалась информационная атака на ДУМ РМ. Публикации часто подавались по принципу «снежного кома», т. е. любой факт рассматривался как имеющий связь с исчезновением казанского имама, спонсированием международного терроризма, обысками и т.д. Все остальные СМИ фактически повторили материалы «Столицы С». Два республиканских телеканала дополняли сюжеты оперативной съемкой практически во всех случаях, предоставленных силовыми структурами.

Анализируя сложившуюся ситуацию, руководство ДУМ РМ решило, что меджлис-съезд, который подтвердит полномочия действующего руководителя, будет способствовать укреплению позиций муфтията. Хотя полномочия муфтия И. Исхакова истекали только через два года, в силу обстоятельств съезд был назначен на 4 декабря 2016 г. и прошел в конференц-зале гостиничного комплекса «Адмирал» в Саранске.

В ходе ХI меджлис-съезда был принят ряд важных решений, определяющих направление развития ДУМ РМ: полномочия действующего муфтия были продлены на новый срок, изменены состав Президиума и ревизионной комиссии. Из их состава были исключены все лица, не имеющие религиозное образование. Таким образом, формальная структура муфтията стала в полной мере соответствовать реальному положению дел, когда все решения принимались только людьми, получившими религиозное образование.

Отдельным решением стал отказ ДУМ РМ от варианта Устава предложенного ДУМ РФ. Этот шаг был негативно расценен руководством СМР и ДУМ РФ. В результате, после съезда от руководителей централизованных мусульманских организаций не поступало никаких официальных поздравлений или какой-либо иной реакции на решения съезда.

Меджлис-съезд не решил и вопросы информационного освещения деятельности муфтията. Если в 2006 г. на выборах муфтия присутствовали федеральный инспектор, министры правительства, главы районов, депутаты государственного собрания, корреспонденты всех СМИ, а сам съезд активно освещался в прессе, то прошедший съезд был проигнорирован административными руководителями всех уровней и всеми СМИ. Информация о нем прошла только на сайте ДУМ РМ и в газете «Ислам в Мордовии».

Далее. 12 и 16 декабря в селах Лямбирь и Алтары проходят проверки паспортов прихожан после пятничной молитвы (в Саранске подобные мероприятия связаны с наличием нелегальных эмигрантов).

Отдельная тема — ситуация в Белозерье. В 1990-х гг., в условиях быстрого развития радикального салафитского движения на Северном Кавказе, сторонники такфиризма появились и в центральной России. В 1996 г. в Мордовию приезжает представитель Аюба Астраханского, Абу Зарр (Олег Марушкин), который начинает в крупнейшем татарском селе республики Белозерье формировать общину своих приверженцев.

Время и место было выбрано удачно. Отметим несколько факторов: 1). большое количество молодых энергичных людей, привыкших к жестким законам криминального мира, и часто не имеющих даже среднего образования; 2). общая деморализация российских властных структур после чеченской компании, 3). противоречия руководства Мордовии с центром и общий экономический кризис.

Провозгласив себя эмиром — командиром ячейки — эмиссар из Астрахани требовал беспрекословного подчинения всех членов «джамаата» (араб. «общины»). На бытовом уровне в «джамаате» культивировались братство и взаимопомощь. Так, любой член «джамаата» мог придти к другому и одолжить крупную сумму денег или попросить довезти до города, причем отказов не было, так как такое поведение могло вызвать наказание.

По отношению к тем жителям села, кто не вошел в общину, практиковались крайние формы ненависти. Так, односельчанам не отвечали на исламское приветствие, что крайне оскорбительно, публично обзывали, открыто заявляли, что все, кроме членов «джамаата», не являются мусульманами, а мечети, построенные ранее, нужно разрушить как «грязные».

Теперь о событиях прошедшего года. 24 декабря в средней школе села Белозерье новый директор Вера Липатова по указанию Министерства образования РМ при поддержке главы сельской администрации Равиля Салихова своим приказом запрещает ношение платков в школе педагогическому составу, что фактически полностью выдавливает из школы местных учителей, которые являются практикующими мусульманками.

796956864 Ислам в Мордовии: конфликты и противоречия Ислам МОРДОВИЯ

Действия администрации школы в селе Белозерье по запрету ношения платков местным учительницам – практикующим мусульманкам, активное и чаще всего негативное освещение проблемы в СМИ явно не поспособствовали формированию доверия и стабильности во всех этнических и конфессиональных группах населения Мордовии.

Конфликт из внутриреспубликанского принял всероссийский характер. Накаляющаяся в течение года атмосфера взаимного недоверия перешла в стадию открытого конфликта.

 

По исследованиям М.Ш. Салимова, АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МУСУЛЬМАНСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ, РАДИКАЛЬНОЕ САЛАФИТСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В МОРДОВИИ и др.

Добавить комментарий

1 × 1 =