Рабочий кооператив водников в Звенигово. Фото 1920-х гг.
Город Звенигово (Марий Эл)
Звенигово (иначе — затон Чекурский, Звениговский, Звенижский или Провой) — город (с 1974 г.) в республике Марий Эл, центр Звениговского района. Расположен на левом берегу Волги в зоне Куйбышевского водохранилища в 90 км к югу от Йошкар-Олы и в 32 км от ближайшей железнодорожной станции Шелангер. Население Звенигово на 2020 г. составляет 12484 чел, по численности населения город находился на 886-м месте из 1115 городов Российской Федерации.
Город Звенигово на карте
Несколько названий местности имеет своё объяснение. Напротив затона, в котором в 1860 г. началось строительство будущего завода, первоначально возникло русское поселение выселок Чекуры. Отсюда и пошло одно из названий затона — Чекурский.
Другое название — Звенижский (Звениговский) пошло от названия впадающей в затон небольшой речки Звениги. Одно время часть жителей называла это селение Провой, это слово — местный вариантом русского определения «паровой» и было связано с наличием судоремонтного завода. Происхождение названия будущего города также иногда объясняли громким звоном, издаваемым на заводе.
Возникновение промышленного центра в этом месте связано с развитием речных перевозок. В середине ХIX в. на левом берегу Волги поселений не было. Были острова и двухкилометровая заводь — Звениговский (Звенижский) затон, в которую впадала река Звенига. На правом берегу находились выселки Чекуры, где жили рыбаки и бурлаки, зимой же в Чекурах был постой для обозов, шедших по Волге.
Волжские пароходы и баржи после окончания навигации отправлялись в «зимний отстой» и для ремонта в заливы и в устья небольших рек. Зимой 1859-1860 гг. заводь при впадении Звениги в Волгу стал местом зимовки судов акционерного пароходного общества «Дружина».
Это предприятие основали в 1858 г. владельцы механического завода в Костроме братья А.П. и СП. Шиловы. К 1860 г. общество имело уже 16 пароходов, в том числе 7 пассажирских и 9 буксирных, которые курсировали между Рыбинском и Нижним Новгородом. Для расширения ремонтной базы и размещения судов в зимнее время «Дружина» облюбовала затон в почти не обжитой людьми лесистой местности на левом берегу Волги, 70 верстами выше города Казани и в 52 ниже города Чебоксары. Хотя затон расположен на луговой стороне реки, берег там настолько высок, что во время половодья остается недоступным для паводковых вод. Длина затона составляла 2 км, ширина — 150-200 метров, глубина — около 5 метров.
Суда на зимовке в Звенигово
Земля принадлежала крестьянам красноярской и ошургинской общин. После того, как зимовка успешно закончилась, в 1860 г. пароходное общество арендовало у владельцев земли 15 десятин за небольшую плату. Здесь в 1860 году были заложены первые механические мастерские. Впоследствии рядом возведены склады, дома для начальства и рабочие бараки. Именно поэтому 1860 г. считается годом основания Звенигова.
Первоначально на берегу затона были построены кузница, слесарня, амбар для хранения стройматериалов и 4 флигеля для мастеровых. В 1863 г. здесь работали паровая машина и 4 механических станка, было построено несколько казарм для мастеровых.
В 1878 г. при заводе возведена деревянная церковь во имя святого и чудотворца Николая, предметы убранства и утварь для которой были собраны по подписке служащими и мастеровыми предприятия. В том же году «Дружина» открыла училище на сорок детей обоего пола. Для лечения рабочих и членов их семей имелись отдельный флигель и аптека с постоянным фельдшером. Пароходство «Дружина» содержало также три торговых заведения — бакалейную, мануфактурную лавки и рейнский погреб.
На берегу Волги стояли склады леса со штабелями древесины и пиломатериалов. Здесь связывались плоты, ежегодно на баржах и в плотах по Волге сплавляли сотни тысяч кубометров леса. Торговлю вел лесопромышленник А.Т. Зимин. Чтобы жители затона и ближайших деревень не занимались самовольной рубкой леса по указанию Чебоксарской уездной управы в 1895 г. организовали казенное лесничество, открыли полицейский и земский участки.
К 1892 г. в Звенигово был уже большой завод с тремя паровыми машинами, двумя паровыми котлами, 22 механическими станками, паровым молотом и другим оборудованием. Работали четыре мастера, под их началом находились около двухсот рабочих, мастеровых и учеников.
Историческое здание отдела главного механика судостроительного завода в Звенигово. Современное фото
Интересна судьба одного из мастеровых людей А.И. Губырина. Трудовой путь он начал подмастерьем, быстро дослужился до механика, затем стал управляющим заводом. В 1886-1887 гг. по его проекту в Звениговском затоне были построены три плоскодонные баржи с паровыми двигателями и машинными устройствами вместительностью до 60 тысяч пудов груза каждая (всего пароходов у «Дружины» в те годы было 24, барж — до 150). В 1886-1890 гг. в затоне на воду было спущено восемь пароходов усовершенствованной Губыриным конструкции.
В 1894 г. заводчане построили колокольню церкви во имя Святителя Николая Чудотворца. Затон развивался, а так как значение гужевого транспорта падало, сюда переселялись чекурцы. К началу ХХ в. Звениговский затон стал промышленным центром округи, где появились инженеры и квалифицированные рабочие.
В период Первой русской революции здесь проходили митинги, забастовки, стычки с полицией. Летом 1906 г. волнения рабочих Звениговского затона были подавлены карательной экспедицией, прибывшей из Казани на пароходе «Миссури».
Брандвахта у берега Волги под Звенигово
В 1904 г. в затоне проживали более трехсот человек. В селении появились улицы Соляная (ныне Гагарина), Лесная (ныне Вершинина), Заводская и Стекольная. Местные жители плели канаты, заготавливали мочало, пекли булки, изготавливали кондитерские изделия. Все эти товары продавали по воскресеньям на местном базаре. Помимо механического завода, в Звениговском затоне в 1906-1913 гг. работал стекольный завод И.Я. Григорьева.
В 1902 году двухклассное училище в затоне перешло в ведение земства и стало называться школой, которая с 1908 по 1912 гг. размещалась в двух зданиях — два класса находились на втором этаже церкви, еще два — в частном доме Камболова (улица Вечеркина). В 1918 г. церковь сгорела, на ее месте впоследствии был построен Клуб речников.
К 1907 г. дела «Дружины» ухудшились и владельцы пароходного общества решили избавиться от судов и завода в Звениговском затоне. Новый владелец завода купец И.И. Тет начал демонтаж и распродажу оборудования. Развал производства довершил пожар, уничтоживший почти все постройки (по основной версии пожар ради получения страховки организовал новый владелец). После пожара лесопилку и остатки строений выкупили бывший управляющий заводом А.Н. Николаев, лесопромышленник А.Т. Зимин и судовладелец А.К. Иванов. Новая компания восстановила завод и начала выпускать небольшие пароходы для казанских судовладельцев.
Рабочих на производстве было немного и администрация регулярно привлекала к работам сезонников. Начиная с 1915 г. в составе бригады из Вятской губернии в Звениговском затоне плотничал будущий главный маршал авиации К.А. Вершинин.
В 1920 г. на судоремонтом заводе случился пожар, в огне которого сгорели лесопильный цех и токарная мастерская. На фото того времени — учения пожарной команды Звенигово
После гражданской войны завод стал именоваться «Красный волгарь». После восстановления предприятия местность вокруг начали быстро обживать. В затон перебрались жители выселка Чекуры, здесь поселялись и крестьяне из соседних деревень левобережья. В 1924 г. образовался Звениговский кантон (впоследствии район) Марийской автономной области, одновременно определилось официальное название поселения — поселок Звенигово.
В предвоенное время в поселке появились школа, библиотека, клуб речников, лесхоз, маслозавод и собственная газета. Механический завод был преобразован в судоремонтный (СРЗ). С 1940 г. ему было присвоено имя Героя Советского Союза С.Н. Бутякова — местного уроженца, танкиста, геройски погибшего во время Советско-финской войны 1939-1940 гг.
С 1968 г. завод стал Судостроительно-судоремонтным (ССРЗ) им. С.Н. Бутякова. Здесь выпускали буксиры-толкачи «Волгарь», баржи и брандвахты. Развивались также автотранспортное предприятие, дорожное ремонтно-строительное управление, формировалась инфрастуктура — больница, магазины, гостиница и др. В 1980-е гг. близ Звенигова построен подводный переход через Волгу системы газопроводов Уренгой-Помары-Ужгород.
В 1974 г. Звенигово получило статус города и герб — щит, на вертикальной разделительной линии чайка и якорь, одна половина герба красная, свидетельствующая о революционном прошлом, вторая синяя — Волга
Согласно лоцманским картам, Звенигово расположено на левом берегу Волги, против 1240-го километра судового хода. Ширина Волги здесь около 2,5 км. С 1958 г., после сооружения в районе Жигулей Волжской ГЭС им. В.И. Ленина и заполнения Куйбышевского водохранилища, это — так называемая зона выклинивания подпора водохранилища. Уровень воды был поднят примерно на 8 м, а нынешнее состояние водохранилища соответствует состоянию Волги во время половодья. Судовой ход имеет глубину более 15 м (суда типа «река-море» проходили свободно). Течение быстрое, около 1 метра в секунду. Главное богатство реки — рыба. Здесь ловят лещей, водятся окуни, судаки, жерех и сомы.
Звенигово развивается в пространстве между Волгой, Илетью и Малой Кокшагой
Высота правого, коренного борта долины достигает 100 м. У подножья напротив Звенигова — два громадных оползня, носящих название «Два брата». Достопримечательность этих мест — многочисленные овраги, похожие на горные ущелья. Их глубина достигает 50-70 м, они выходят на междуречье и имеют длину от 400 м до 1 км. В здешнем лесу есть дичь (птица, зайцы), ведется охота.
Пляжи условны — при высоком уровне воды их нет совсем, а уровень зависит от Волжской ГЭС им. В.И.Ленина — чем больше расход воды, тем ниже уровень, а также расположенной выше Чебоксарской ГЭС — чем больше расход воды, тем выше уровень.
За пределами города тянутся древние песчаные дюны высотой в 5-7 м, вытянутые на сотни метров в длину. К ним прилегают небольшие болота. Вокруг города — лес, преимущественно хвойный, сосновый. В трех километрах к востоку от города есть священная марийская роща — кусото Микола курык.
Среди городский предприятий выделяются судостроительно-судоремонтный завод им. Бутякова С. Н., лесокомбинат, ООО «Ресурс» и Звениговский городской молочный комбинат. Несмотря на небольшую площадь, город имеет достаточно длинную береговую линию. На берегу множество кафе и пляжей.
Судостроительно-судоремонтный завод (ОАО ССРЗ им. С.Н.Бутякова) — градообразующее предприятие, население города в той или иной степени связано с ним. На фото — судра на зимнем емонте
В начале 1990-х годов в Звенигове стали восстанавливать Свято-Никольскую церковь, которая в годы советской власти была передано дому пионеров. В 1993 г. строители закончили реставрационные работы, над церковью был восстановлен купол с крестом.
В 1995 г. вступил в действие ретранслятор, позволяющий жителям города смотреть передачи ГТРК «Марий Эл». В конце 1990-х был введен в эксплуатацию новый узел электросвязи с АТС на 5000 номеров, была проведена газификация индивидуального сектора. В 2000 г. в здании бывшего отдела образования по ул. Кооперативная, д. 23 открыт краеведческий музей. Исторические памятники города — здание первой больницы кантона постройки 1889 г., здания отдела главного механика и «Караванки» (1892 г.), первая школа поселка Звенигово (1902 г.). К археологическим памятникам относятся Большая Гора-святилище, Звениговское селище и две Звениговские стоянки.
Чекура, чекурский — такие название есть, многие говорят. Провой — нет, ушло в прошлое. Давно.