Затон (Киржацкий Затон) — Уфа от А до Я
Стоянка судов в Бельском Затоне. Фото Сергея Синенко
Затон, большой микрорайон Уфы на левом берегу реки Белой, у Старой Старицы, напротив Нижегородки. Затон является частью Ленинского района Уфы и расположен вдоль старого русла реки Белой, вытянут с востока на запад на значительном расстоянии. Бывшее поселение староверов — поселок Киржацкий (еще раньше — деревня Киржацкая). Центральная в Затоне — улица Ахметова, cтарое название улицы – Кержацкая.
Возникновение Затона, как населенного пункта, напрямую связано с развитием пароходства.
Известно, что развитие речного транспорта на Белой началось в середине XIX в. Основным в то время оставался сплав грузов по Белой и Уфимке «самоходом». Деревянные барки плыли вниз по течению, через мели их перетаскивали канатами команды бурлаков, сопровождавших торговые караваны. Барки-большемерки строили длиной до полусотни метров, шириной метров в десять.
В конце 1850-х годов по просьбе местных промышленников и купцов была организована специальная правительственная «речная комиссия», изучающая степень пригодности Белой для судоходства.
Так, в 1857 г. специальная комиссия офицеров Казанского корпуса путей сообщения произвела исследование реки Белой на всем протяжении и пришла к выводу о ее пригодности для пароходного сообщения от устья до Стерлитамака. Комиссия составила карту реки, сведения о водном режиме были переданы пароходным обществам, но, в целом, речной фарватер оставался малоизученным, а мелей в действительности было в десятки раз больше, чем указано на карте.
До того, как в нижнем течении реки Демы в связи со строительством железной дороги было прорыто искусственное русло, Дема текла на северо-запад вдоль русла реки Белой, впадая в ее нынешнюю старицу, а полуостров Козарез являлся островом. Сегодня он соединяется с берегом узкой полоской леса в районе железнодорожной станции «Левая Белая», а во время большого паводка превращается в остров.
На этом большом полуострове расположен одноименный поселок, к которому со стороны Демского района и деревни Романовки ведет автомобильный мост. Между полуостровом Козарез и Затоном – полоса воды шириной 100–120 м. Здесь и начинается Киржацкий или Старицкий Затон (говорят еще Старая Старица), который дал жизнь и название всему этому району.
До 1854 г. бельская старица являлась основным руслом реки, а нынешнее русло Белой, опоясывающее Нижегородку, в то время представляло собой широкий, но очень мелкий поток воды, который в некоторых местах переходили вброд, местность же вокруг сегодняшнего поселка Козарез в то время являлась большим островом.
С возникновением старицы, Киржацкого затона, длиной 12 км рядом с городом, затон стал использоваться для целей судоходства, превратившись впоследствии в главную базу, место ремонта и зимней стоянки судов всего Бельского бассейна.
Зимняя стоянка судов. Архивное фото
11 августа 1858 г. на реке Белой около Уфы появились первые пароходы «Грозный» и «Быстрый» с Волги. Этот первый рейс делался больше «для опыта», хотя «Грозный» и привел с собою семь «подчалков», а на одном из них взял в обратный путь зерно. Через месяц у города появился легкий пароход «Русалка» общества «Самолет», на котором прибыли бывший контр-адмирал С. И. Мофет и инженер Котомкин. «Русалка» поднялась в верховья Белой почти до места впадения в нее реки Нугуш.
С. И. Мофет должен был решить вопрос о возможности парового судоходства. Был вынесен вердикт,– открыть судоходное движение от устья, места впадения Белой в Каму, до Стерлитамакской пристани.
Уже вслед за этим уфимские купцы стали вести переговоры о создании самостоятельной пароходной компании в Уфе для перевозки хлеба, лесных изделий, скота, кожи, илецкой соли, железа, стали и меди Усть-Катавского, Сергинских, Уфалейских, Симского, Златоустовского, Кусинского, Саткинского и Ашинского заводов.
В 1859 г. пароходное общество «Дружина» открыло пассажирское сообщение Уфа – Казань. Через год пароход «Стрела» совершил первый рейс по перевозке железа до Нижнего Новгорода. Тогда же первый буксирный пароход привел на пристань Андреевки по реке Белой баржу пшеницы. С открытием в 1870 г. общества «Бельское пароходство» на реке установилось регулярное пароходное сообщение.
Главные пристани находились тогда в устье реки Уфы, на Оренбургской переправе, на Сафроновском и Кузнецовском затонах, у сел Красный Яр и Александровка (ныне Старо-Александровка), около Благовещенского завода. В зиму 1861/62 г. Волжско-Камская судоходная компания впервые поставила зимовать в Киржацкий затон пароход «Стрела» с караваном барж. С тех пор затон стал на долгие годы основным местом стоянки и ремонта речных судов.
Вода в старице оставалась проточной, так как река Дема впадала в русло старицы на несколько километров ниже места нынешнего устья. Лишь в конце 1880-х гг., когда через Белую был построен железнодорожный мост, для реки Демы было прорыто искусственное русло; оно начинается в ста метрах ниже современного автомобильного моста у кафе «Золотая рыбка» и идет в сторону Белой напрямую. Это русло спрямили для того, чтобы избежать постройки железнодорожного моста еще и через Дему.
Кроме Киржацкого, или Старицкого, затона, в бассейне реки Белой имелись и другие пункты зимовки речного флота: Кузнецовский (в устье реки Уфы), Бирский, Ахлыстинский и Дербешкинский затоны. Киржацкий затон являлся самым крупным из них.
По данным «Полного списка населенных мест Уфимской губернии» на 1896 г. за деревней Киржацкой при старице реки Белой, близ Елабужского тракта Затона, отдельного поселения еще не существовало, тут располагались контора Землянникова (54 чел., по всей видимости, рабочие и служащие), пароходство (2 чел.), караульная изба и усадьба Першина, пристань Чижова (13 чел.), пристань Стахеева (19 чел.), усадьбы Якимовых (24 чел.) и Мешкова (65 чел.), пароходство Каменских (30 чел.) и др.
В конце XIX в. наиболее пригодные для зимовки берега Киржацкого затона скупило семейство уфимских мещан Першиных, в результате, в 1900-е гг. береговые участки Киржацкого затона принадлежали Матроне Романовне, Василию и Егору Никитичам Першиным, а другие предприниматели вынуждены были у них землю арендовать.
За состоянием реки Белой с притоками первоначально наблюдала Уфимская дистанция Елабужского инспекционного участка, а в самом конце XIX в. – судоходно-полицейский надзор. С 1908–1909 гг., по данным историков, начинаются ежегодные мероприятия по улучшению судоходства.
Зимняя стоянка судов, фото 1912 г.
В навигацию 1911 г. на каждой из пяти верст пути был установлен речной пост с бакенщиком. В эти годы ведутся работы по благоустройству фарватера Белой. Так, в 1910 г. у Киржацкого затона работал землесос, но из-за обмеления на Вятке его срочно перебросили туда. После первого опыта для бельского судоходства была заказана собственная машина, в 1912 г. река Белая впервые получила землечерпательную машину «Бельская-1», которая приступила к расчистке Киржацкого затона, а затем работала в Соловьевской воложке и на речных перекатах.
Судовладельцы констатировали, что «на всем протяжении реки имеется только один более безопасный затон Киржацкий (Старицкий) у г. Уфы, да и тот в мелководье малодоступен для входа».
Ситуация на 1910 г. оценивалась в затоне как «невозможная» – «глубина входа мала; пароходы приходится буквально протаскивать в иле; сильные пароходы, пролезая в затон, гонят перед собою грязь».
В навигацию 1914 г. на всей Белой от Уфы до Камы имелось всего 13 затонов и зимовок, а самым большим являлся Киржацкий с общей полезной площадью 76000 кв. саж. С 1914 г. в Киржацком затоне стали строить железные баржи, в том числе и большого размера.
На улице Ахметова. Уфа. Фото Сергея Синенко
Судоремонтно-судостроительнsq завода (РЭБОР) возник на базе береговых мастерских затона.
После Гражданской войны в районе Уфы остались десятки сожженных, разбитых снарядами или затонувших судов. С паровых машин были сняты наиболее ответственные детали. В мастерских Киржацкого затона в рабочем состоянии остались два-три станка, остальные были увезены, либо разукомплектованы. Несмотря на это, мастерские восстанавливались, за 1919–1924 гг. в них были отремонтированы 32 самоходных судна и 62 несамоходных.
В послереволюционное время название «Киржацкий затон» по идейным соображением в бумагопроизводстве не использовалось, вместо него писали «Старицкий».
В 1923 г. Старицкому затону за заслуги по национализации флота, его ремонту и восстановлению и в связи с 5-й годовщиной Октябрьской революции было присвоено имя Октябрьской революции и с того времени Затон официально именовался Затоном Октябрьской революции, или, по тогдашней любви к аббревиатурам, – «ЗОР». В простонародье использовались другие два названия — Киржацкий и Старицкий.
С 1926 г. пароходство именовалось Уфимской коммерческо-эксплуатационной конторой Волжского государственного речного пароходства, с 1932 г. – Бельским районным правлением речного транспорта в составе Камского управления речного транспорта.
В 1932 г. производственные мастерские Бельского затона имени Октябрьской революции были преобразованы в отдельный завод. С этого времени в пароходство поступают новые пассажирские и буксирные пароходы.
Судоремонтно-судостроительный завод: проходная на улице Ахметова, причалы, стоянки судов и ремонтные пирсы. Уфа. Фото Сергея Синенко
Самостоятельное Бельское речное пароходство было образовано в 1937 г., ему подчинялись 13 пассажирских пароходов и 13 буксиров, несколько десятков катеров и барж, около двадцати пристаней, а также судоремонтный завод имени Октябрьской революции в Затоне. В годы Великой Отечественной войны этот завод выполнял военные заказы.
Бельские суда перевозили войска, вооружение, раненых по Каме, Волге, Оке, Москве. С 1970-х гг. на Сафроновской пристани было освоено строительство буксирных теплоходов и завод стал именоваться судоремонтно-судостроительным.
Развитие учебных заведений «речного профиля» в Затоне имеет давнюю историю. В начале 1920-х гг. здесь открыты первые курсы повышения квалификации судоводителей и судомехаников, которые в народе называли «Марахтановской академией» по имени одного из первых преподавателей, капитана А. Д. Марахтанова. В 1930 г. на базе этих курсов Уфимским агентством товаропассажирского флота было открыто фабрично-заводское училище по подготовке судомашинистов парового флота – ФЗУ № 3.
Тогда же началось строительство кирпичного здания для училища, занятия в котором начались в 1932 г. Набор составил 150 человек, срок обучения – полтора года. С 1940 г. – ФЗО № 10, срок обучения сократился до полугода.
В первые месяцы Великой Отечественной войны учебные классы были переоборудованы в производственные мастерские, занятия велись круглые сутки, обучалось около 700 человек. С 1943 г. школа реорганизована в ремесленное училище на 200–250 человек с двухгодичным временем обучения по специальностям судомашинист, судомоторист, токарь, столяр, котельщик и рулевой.
Профессионально-техническое училище (№ 10, затем ГПТУ № 8) существовало, в общей сложности, 66 лет и выпустило более 12 тысяч специалистов. Почти все, как рядовые, так и командные (капитаны, механики и их помощники) должности на судах Бельского бассейна занимали выпускники этого училища.
Пляж в Затоне рядом со стадионом «Водник». Уфа. Фото Сергея Синенко
Природа Затона богата. В дальней части старицы можно встретить крякву, чирков, куликов и речную чайку, черную и речную крачек. Над рекой и пойменными лугами летают коршуны, чеглоки и перепелятники. В зимнее время на свалках и помойках можно встретить ворона, весной и осенью на реках и озерах много пролетных гусей, уток, куликов.