Мосты городские — Уфа от А до Я

Mosty-Bel Мосты городские - Уфа от А до Я История и краеведение

Мосты городские — Уфа от А до Я

Автодорожные мосты через р. Белую на Оренбургской переправе. Уфа. Фото Сергея Синенко

Первый уфимский мост – через р. Сутолоку – был сооружен вскоре после строительства Уфимской крепости для переезда на Сергиевскую гору. Первоначально был деревянным, многократно ремонтировался, не меняя местоположения. В конце 1930-х гг. на этом месте сооружен более широкий железобетонный мост с кирпичным парапетом, приспособленный для движения автотранспорта любой грузоподъемности. В 1957 г. здесь выстроен новый мост, который служил до последнего времени.

43435353 Мосты городские - Уфа от А до Я История и краеведение

Мост через реку Сутолоку. Фото начала XX века

Известно, что в XVII в. с западной стороны Уфимского кремля был построен мост через р. Ногайку. Он не сохранился, как и сама речка, ушедшая в канализационные подземные стоки.

1-0106-Mosty-panton Мосты городские - Уфа от А до Я История и краеведение

Понтонный мост через р. Белую. Архивное фото

Железнодорожный мост через р. Белую в южном направлении с мостками для пешеходов был построен инженером В.И. Березиным и открыт для движения 8 сентября 1888 г. Этот день и считается днем пуска Самаро-Уфимской железной дороги. Тогда же для реки Демы было прорыто искусственное русло, которое начинается в ста метрах ниже современного автомобильного моста у кафе «Золотая рыбка» и идет в сторону Белой напрямую.

325252522 Мосты городские - Уфа от А до Я История и краеведение

8 сентября 1888 года министр путей сообщения адмирал К.П. Посьет в торжественной обстановке  перерезал шелковою ленту, растянутую между фермами построенного через реку Белая железнодорожного моста, и поезд впервые пошел к  вокзалу «Уфа». Исторический экспонат — флаг России на ленточке, перерезанной в момент торжественного открытия моста через реку Белую.

Mosty-JD22 Мосты городские - Уфа от А до Я История и краеведение

Железнодорожный мост через р. Белую был открыт для движения в 1888 г.

Русло спрямили для того, чтобы избежать постройки железнодорожного моста еще и через Дему.

До этого Дема впадала в Белую на несколько километров ниже, в нынешнюю бельскую старицу, которая до 1854 г. являлась ее основным руслом. Русло Белой, опоясывающее Нижегородку, в то время представляло собой широкий, но очень мелкий поток воды, который в межень в некоторых местах переходили вброд, местность же вокруг сегодняшнего поселка Козарез в то время являлась большим островом.

Рядом с железнодорожным мостом, чуть выше по течению, на Белой находится небольшой остров, который ежегодно меняет свои очертания, в межень соединяясь с правым берегом и превращаясь в полуостров. Возникновение острова связано с тем, что в начале XX в. в этом месте затонули баржи с хлебом, которые и стали «фундаментом» для последующих наносов.

1513252622 Мосты городские - Уфа от А до Я История и краеведение

Почтовая открытка конца XIX в. с видом на мост через р. Уфу возле деревни Ураково (ныне Шакша)

В 1890 г. был пущен мост через р. Уфу возле деревни Ураково (ныне Шакша).

К 1892 г. железнодорожное полотно протянулось до Челябинска, а к концу XIX в. Уфа по объемам транспортных перевозок занимала уже второе место среди городов Урала, уступая лишь Екатеринбургу. В период Гражданской войны мост был взорван колчаковскими войсками.

4245525 Мосты городские - Уфа от А до Я История и краеведение

Мост через р. Уфу в районе Шакши. Фото Сергея Синенко

В 1958–1959 гг. по проекту архитекторов З. Гудковой и В. Кондрашкова («Башпроект») был построен висячий вантовый мостик через овраг в парке на Случевской горе. С середины 1930-х гг. мостостроение в крае приобрело индустриальный характер. В последующие годы строительство и реконструкция мостов через р. Белую, Уфу, Дему решили основные проблемы распределения транспортных потоков вокруг г. Уфы (см. переправы городские).

Сергей Синенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Next Post

Музеи городские - Уфа от А до Я

Чт Фев 13 , 2014
Музеи городские