Доклад ЦРУ по ВПК СССР

136565653721610743 Доклад ЦРУ по ВПК СССР Анализ - прогноз

Доклад ЦРУ по военно-промышленным комплексу СССР

Публикуем доклад ЦРУ, где анализируется объём гражданской продукции, выпускаемой советским военно-промышленным комплексом. Документ без купюр. В таблицах, иллюстрирующих доклад, цифры идут без форматирования на колонки.

Советская оборонная промышленность, крупнейший в мире поставщик оружия, долгое время выпускала как потребительские товары, так и производственное оборудование для мирных целей. Однако до недавнего времени объём мирного производства держался в секрете. В марте 1989 г. советский премьер-министр Рыжков заявил, что доля мирной продукции в общем объёме производства военной промышленности составляет 40%. Более того, он пообещал, что в результате дальнейшей демилитаризации экономики к 1995 г. доля мирного производства вырастет до 60%.

Чтобы подтвердить заявление Рыжкова и оценить возможности перевода военной промышленности СССР на мирное производство, мы предприняли собственное расследование для расчёта доли мирного производства в оборонной промышленности за период 1965-1988 гг. Мы использовали данные британских исследований, официальные советские данные о выпуске оборонной промышленностью определённых товаров народного потребления, а также расчёты ЦРУ о промышленном и военном производстве СССР.

Мы провели анализ и пришли к выводу, что заявление Рыжкова о том, что в 1988 г. доля гражданского производства в оборонной промышленности составляла 40%, вполне оправдано, но по некоторым причинам не совсем верно.

Во-первых, доля гражданского производства в военной промышленности в 1988 г. искусственно завышена, так как отрасль гражданского машиностроения была расформирована, и 260 машиностроительных предприятий передали в ведение военной промышленности. Рыжков включил объём производства этих предприятий в те самые 40%.

Во-вторых, значительная часть «гражданского» производства представляет собой высококачественное производственное оборудование, необходимое для создания оружия. Наконец, в СССР, вероятно, к товарам народного потребления производства военной промышленности причисляют также и такие товары двойного и длительного использования, как транспортные самолёты для военно-транспортной авиации.

Хотя мы смогли удостовериться в точности технических данных заявления Рыжкова, сравнить объёмы производства военно-промышленного комплекса в прошлом и будущем будет гораздо сложнее, несмотря на то что данные о гражданском производстве в оборонной промышленности теперь легкодоступны. Однако, сложно отследить процесс демилитаризации с помощью этих данных из-за постоянно меняющейся административной структуры оборонной промышленности.

Расширение военной промышленности в марте 1988 г. оказалось только первой ступенью реорганизации.

В июле 1989 г. Советский Союз объявил о слиянии четырёх министерств оборонного комплекса в два министерства. Но в то же время Министерство среднего машиностроения, отвечающее за производство ядерного оружия, было перенесено из ведомства оборонной промышленности в топливно-энергетический комплекс, а бывшие гражданские организации – Государственный комитет по вычислительной технике и информатике и Министерства гражданской авиации и связи – присоединены к оборонному комплексу. Фактически, Советский Союз может добиться поставленной цели и увеличить долю гражданской продукции в оборонно-промышленном производстве до 60% не только с помощью перевода военной промышленности на выпуск мирной продукции, но и путём перехода гражданских предприятий в ведомство военной промышленности или военных предприятий в гражданский сектор.

 

Примечание

В этом докладе представлена оценка разделения военного и мирного производства в советской оборонной промышленности за определённый период. Целью доклада является проверка официальных заявлений о текущей структуре производства оборонной промышленности, и дальнейшее рассмотрение перспектив масштабного перехода от выпуска военной продукции к гражданской к 1995 г. Также мы хотим узнать, насколько точны будут наши прогнозы в случае этих изменений. В докладе не рассматриваются возможности Советского Союза к демилитаризации производства на примере какого-либо конкретного военного предприятия.

7655984584 Доклад ЦРУ по ВПК СССР Анализ - прогноз

Доклад ЦРУ по СССР. Титульный лист

СЕКРЕТНОСТЬ — КОСМОС

Оценка объема производства оборонно-промышенного комплекса в СССР.

Доклад ЦРУ.

cia_152526524365263 Доклад ЦРУ по ВПК СССР Анализ - прогноз

 

Советская оборонная промышленность: введение

В СССР термины «оборонная промышленность» и «оборонный комплекс» относятся ко всем министерствам и организациям, которые подчиняются Военно-Промышленной комиссии (ВПК)1. Советская военная промышленность, крупнейший в мире производитель вооружения, изготавливает и производит все основные виды систем вооружения, за исключением нескольких видов наземного вооружения. В Советском Союзе предприятия, которые производят это наземное вооружение, относятся не к оборонному комплексу, а к гражданскому министерству.

До июля 1989 г. военная промышленность состояла из девяти промышленных министерств. Но в этот момент премьер-министр СССР Рыжков объявил о слиянии, из четырёх оборонно-промышленных министерств образовалось два, и таким образом общее количество министерств военной промышленности сократилось с девяти до семи. В то же время изменилась административная структура военной промышленности.

Министерства гражданской авиации и связи теперь подчинялись ВПК, так же как и Государственный комитет по вычислительной технике и информатике, несмотря на то, что они не производили важных систем вооружения. Более того, Министерство среднего машиностроения, отвечающее за производство ядерного оружия, из оборонной промышленности было передано в ведомство Топливно-энергетического комплекса.

Хотя причины такой административной реорганизации не совсем ясны, для ВПК вполне обычное дело отвечать за производство отдельных видов товаров для народного потребления. На самом деле оборонная промышленность никогда не специализировалась только на производстве вооружения.

С самого основания она выпускала широкий ассортимент потребительских товаров, начиная от холодильников, радио и станков и заканчивая мотоциклами. Так сложилось исторически по нескольким причинам. Во-первых, необходимость. Так как военная промышленность представляла собой самый технологически развитый сектор в экономике СССР, в её задачи часто входили проектирование и изготовление особых производственных товаров длительного потребления, таких как новейшие станки с числовым управлением для авиационной промышленности.

Министерство гражданского машиностроения не могло справиться с таким высокотехнологичным производством. Во-вторых, оборонно-промышленные министерства занимаются производством некоторых видов потребительской продукции, потому что они наиболее приспособлены к этому.

Например, Министерство Авиационной промышленности остаётся единственным отечественным производителем гражданских самолётов. Наконец, производство потребительских товаров, таких как самовары, является дополнительным источником доходов для оборонной промышленности, особенно когда такие товары можно изготовить из отходов от производства оружия.

history-sssr Доклад ЦРУ по ВПК СССР Анализ - прогноз

Некоторые предприятия военной промышленности выпускали потребительскую продукцию ещё до революции. Однако с тех пор участие военной промышленности в производстве потребительской продукции во многом является результатом преднамеренной политики руководства.

При Сталине перед оборонной промышленностью стояла задача развития технологий для производства мирной продукции, при этом в случае мобилизации производство легко можно было перевести на военную продукцию. Таким образом, военная промышленность заложила основы отечественного производства технологически сложных видов довоенных станков.

Также военные заводы получили указания использовать резервную мощность для производства потребительских товаров, технически близкого к профильному назначению завода, чтобы рабочие не утратили профессиональные навыки, и в случае мобилизации можно было легко перейти на производство оружия. К концу 1930-х гг. оборонная промышленность выпускала текстильные станки, тракторы, турбины, вагоны, экскаваторы и оптическое оборудование.

В 1950-х гг. многие предприятия оборонной промышленности запустили новые линии потребительского производства. Хотя основным стимулом послужили указания руководства, рентабельность также принималась во внимание. Хрущёв развернул кампанию по сокращению оборонной промышленности, чтобы увеличить её вклад в потребительский рынок.

Читайте также:  Кадровая политика в Башкирии и научный прогресс

Даже Брежнев, стойкий защитник интересов военных, призывал оборонную промышленность увеличить производство оборудования для сельского хозяйства, а также для медицины, лёгкой и пищевой промышленности. И действительно, во время руководства Брежнева, а также в последующие краткие сроки руководства Андропова и Черненко, роль оборонной промышленности в потребительском производстве продолжала расти.

К середине 1980-х гг. она выпускала практически всю бытовую электронику и большую часть отечественных предметов длительного пользования, такие как холодильники и стиральные машины. Вдобавок к этому оборонная промышленность производила большую часть автомобилей, грузовиков, мотоциклов и тракторов. Оборонная промышленность – посредством Министерства среднего машиностроения, отвечающего за советское ядерное оружие, – выпускала даже радиоактивные изотопы и соответствующее медицинское оборудование для Министерства здравоохранения СССР.

 

Выгоды потребителя

Так как оборонная промышленность традиционно имела доступ к самому лучшему сырью, профессиональной рабочей силе и ресурсам, то советский потребитель часто извлекал пользу от того, что военные производили мирную продукцию. В случае, если один и тот же продукт выпускался и гражданской, и военной промышленностью, качество последнего было намного выше. Советские потребители часто искали такие товары, где в качестве адреса производителя указывался почтовый ящик – признак производства оборонной промышленности. Однако товары, выпускаемые оборонной промышленностью для населения, не всегда отличались высоким качеством. Например, оборонная промышленность выступала главным отечественным производителем советских цветных телевизоров, чья несовершенная конструкция считается причиной тысяч квартирных пожаров в одной только Москве.

Подобные проблемы с качеством отражают двоякое отношение многих оборонных предприятий к выпуску потребительской продукции. Несмотря на то, что в большинстве случаев это источник дополнительного дохода, в первую очередь о производительности оборонной промышленности судят по тому, насколько она соответствует первоначальным целям производства. Эти цели установлены ВПК и выполняются представительскими органами Министерства обороны на местах.

До Горбачёва, все споры об изготовлении военной или мирной продукции разрешались в пользу первой. В период до Горбачёва руководство призывало оборонную промышленность к более старательному выполнению обязательств перед мирным населением. Однако это выражалось в виде просьб и относилось к использованию ресурсов, которые остаются после военного производства. Подобные призывы не несли серьёзных перемен, и Москва по-прежнему отдавала приоритет оружию вместо масла.

 

Заявления и обещания

Несмотря на то, что оборонная промышленность играет важную роль в народной экономике страны, до недавнего времени цифры производства потребительской продукции держались в секрете и являлись спорным предметом. В 1972 г. Леонид Брежнев заявил, что доля потребительской продукции в военной промышленности составляет 42%. Однако, слова Брежнева довольно сомнительны, и мы считаем, что он говорил о мирном производстве в рамках только одной отрасли – Министерства оборонной промышленности, – а не всего оборонно-промышленного комплекса. Это министерство главным образом выпускает наземное вооружение, а также изготавливает нефтедобывающее оборудование, холодильники, станки, автомашины и тракторы. В этой отрасли оборонной промышленности самая большая доля продукции для населения.

После заявления Брежнева других официальных высказываний на эту тему не было вплоть до января 1989 г., когда генерал Виталий Шабанов, заместитель министра обороны вооружённых сил СССР сказал, что доля потребительской продукции в объёме оборонного производства составляет 50%. Эту цифру три дня спустя повторил академик Роальд Сагдеев.

Однако в марте 1989 г. премьер-министр СССР Рыжков в беседе с представителями иностранной прессы заявил, что доля мирного производства в военной промышленности составляет 40%. Затем он пообещал, что объём мирного производства вырастет до 46% в 1990 г., и до 60% в 1995 г., что частично отражает попытку перевести военные предприятия на решение мирных задач. С марта остальные представители власти использовали цифру 40% – даже Шабанов, который процитировал Рыжкова в интервью советскому телевидению 9 мая 1989 г.

 

Оценка объёма производства оборонной промышленности, 1965-1988 гг.

Чтобы проверить заявление Рыжкова, мы составили смету объёма военного производства в СССР за период 1965-1988 гг., которая включает три основные группы продуктов: производственные и потребительские товары длительного пользования, военное оборудование4. Структуру производства оборудования в оборонной промышленности можно определить после суммарного подсчёта объёма производства этих трёх групп товаров. Сами расчёты составлены при помощи измерений ЦРУ по товарам промышленного производства, данных британских учёных о производстве оборонной промышленностью товаров для населения за период 1965-1985 гг., а также официальных советских данных о выпуске потребительских товаров в 1988 г. и сметы ЦРУ о производстве оружия в СССР.

 

Производственные товары длительного потребления

Стоимость определённых производственных товаров длительного потребления была подсчитана на основе данных ЦРУ о производстве гражданской авиации и судостроения; данных Великобритании о выпуске оборонной промышленностью тракторов, вагонов и станков ; официальных советских данных. Например, чтобы узнать объём производства компьютеров, единственная доступная стоимость компьютеров, выпущенных оборонной промышленностью в 1985 г. – 0,90 – умножается на временной ряд данных, собранных ЦРУ, о стоимости компьютерного производства по установленным ценам 1982 г. Таким образом, мы узнаём стоимость в 1985 г. и в предыдущий период. Так как оборонная промышленность является монополистом в сфере изготовления большей части новой техники, мы считаем её долю в промышленном производстве равной ⅓, несмотря на то, что у нас нет документальных источников для подобной оценки. 

Расчёты ЦРУ касательно советского промышленного производства включают ряд товаров длительного использования общего назначения, например, грузовики для советской армии, но не рассматривают транспортные самолёты и вертолеты, которые также производятся для армии СССР. Но в действительности существенной разницы между самолётами военно-транспортной авиации и самолётами “Аэрофлота” нет. Аналогично транспортный вертолёт в качестве навесного груза может с одинаковой лёгкостью перевозить как боеприпасы, так и нефтепромысловое оборудование.

Заявления о том, что в 1989 г. ВТА перевезёт 50 тысяч тонн гражданских грузов свидетельствуют о том, что СССР рассматривает транспортную авиацию двойного назначения не как военную, а как производственную продукцию длительного пользования (см. табл. 3).

 

Потребительская продукция длительного пользования

Производство потребительской продукции длительного пользования оценивается на основании опубликованных советских цифр всего производства и цен, а также расчётов Джулиана Купера за период 1965-1985 гг. о доле оборонной промышленности в производстве потребительских товаров длительного пользования, включая автомобили, мопеды, мотоциклы, велосипеды, фотоаппараты, холодильники, наручные и настенные часы.

Ежегодный справочник экономической статистики СССР “Народное хозяйство” публикует точное количество изготовленной продукции из этого списка. Оптовые цены предприятий на эти товары мы взяли из прейскуранта, изданного Госпланом РСФСР, и перевели в цены 1982 г. с использованием среднего коэффициента конверсии в секторе 1981-82.

Читайте также:  Турция использует Татарстан в антироссийской политике?

С использованием этих данных общая стоимость производства потребительских товаров длительного пользования в военной промышленности рассчитывается как результат умножения цен 1982 г. на количество изготовленных 12 товаров из списка выше.

 

Производство вооружения

Сметы общей стоимости производства вооружения составлены на основе расчётов ЦРУ о количестве изготовленных ракет, военно-морских судов, боевой авиации и другого вооружения по установленным ценам 1982 г. Оборонная промышленность производит практически все виды вооружения. Тем не менее, приблизительно 1/3 основного наземного вооружения выпускают такие предприятия, как Уралмаш, который подчиняется Министерству тяжёлого машиностроения – гражданскому министерству. Таким образом, общая стоимость военного оборудования, произведённого оборонной промышленностью, рассчитывается как разность общего количества военной продукции и той 1/3 вооружения, которая производится промышленностью, подчинённой гражданским министерствам. Результат вычислений показан в табл. 5.

 

Итоговый результат

Так как производственные и потребительские товары длительного пользования и вооружение учитывались с точки зрения поставок конечному спросу по установленными предприятиями ценам6, мы можем рассчитать относительную долю, объединив эти три компонента.

Итак, теперь мы можем посчитать стоимость этих трёх компонентов производства оборудования в военной промышленности для конечного спроса и его структуры с точки зрения конечного спроса по установленным ценам. Как показано в табл. 6, мы считаем, что доля вооружения, выпущенного для удовлетворения конечного спроса, уменьшилась с 83% в 1965 г. до 71% десять лет спустя, а в 1988 г. составила 68%. Доля гражданского производства конечного спроса, наоборот, за этот период практически удвоилась: в 1965 г. она составляла 17%, а в 1988 г. – более 32%.

Тем не менее, объём мирного производства оборонной промышленности, равный 32,2%, и 40% по словам премьер-министра Рыжкова – это разные цифры. Причина заключается в том, что мы проводили свои расчёты на основе товарного производства, в то время как СССР обычно указывает совокупность данных и предприятий, и министерств. Когда советские руководители говорят об оборонном комплексе, они обычно имеют в виду все предприятия, формально управляемые ВПК, независимо от того, производит ли данное предприятие оборудование или нет.

Например, машиностроительные министерства, включая оборонные, имеют дочерние заводы. Кроме того, многие из них также имеют свои строительные организации. Лев Рябев, бывший министр среднего машиностроения СССР, пообещал доставлять агропромышленному комплексу оборудование “под ключ”. В таком случае, вероятно, стоимость всех работ, связанных с этим оборудованием, будет считаться в объёме гражданского производства.

По нашему мнению, существует четыре основных различия между цифрами министерского производства, которые озвучило недавно советское руководство, и нашей оценкой объёма оборонной промышленности, основанной на товарном производстве. Советские официальные заявления об объёме гражданского производства в оборонно-промышленных министерствах отражают:

● поглощение оборонной промышленностью 1 марта 1988 г. предприятий, ранее входивших в состав ликвидированного Министерства машиностроения для лёгкой и пищевой промышленности и бытовых приборов СССР (Минлегпищемаш);

● объём непроизводственной потребительской продукции машиностроительных предприятий, подчинённых оборонным министерствам;

● объём производства предприятий, не отвечающих за машиностроение, но также подчинённых оборонным министерствам.

● вероятный расчёт с точки зрения валовой продукции, а не только поставок конечному потребителю.

Чтобы учесть эти различия, мы сперва откорректировали полученные нами данные гражданского производства в оборонной промышленности и включили производство оборудования для пищевой и лёгкой промышленности.

Последние статистические данные СССР о структуре производства оборонной промышленности включают продукцию 260 предприятий, которые перешли в состав оборонной промышленности 1 марта 1988 г. после ликвидации Минлегпищемаша. Включение продукции этих заводов искусственно завышает долю потребительских товаров в итоговом объёме производства оборонной промышленности.

Подсчитать эту цифру довольно легко. Во многих выпусках “Народного хозяйства” опубликованы данные об общей стоимости продукции для пищевой и лёгкой промышленности. Последние заявления СССР и официальные статистические данные говорят о том, что до 1988 г. всю подобную продукцию выпускали Минлегпищемаш или оборонная промышленность. Эти цифры показаны в табл. 7.

 

Отчёт о производстве товаров народного потребления

В недавно опубликованном советском справочнике потребительских товаров “Производство товаров народного потребления в СССР” предоставлены сведения за 1988 г. о производстве товаров народного потребления в восьми из девяти бывших оборонно-промышленных министерств, за исключением изначально засекреченного Министерства среднего машиностроения.

Согласно справочнику, за этот год оборонная промышленность выпустила товаров народного потребления на сумму 26.603 млрд рубл. по розничной цене. Однако большая часть из них представлена продукцией длительного пользования, которая уже была посчитана ранее (см. прил. C). В список дополнительной потребительской продукции включены такие непроизводственные товары, как мебель, фарфор, ракетки для бадминтона.

По оптовым ценам предприятий стоимость дополнительных товаров может составить свыше 5 млрд руб. Добавление этих товаров к объёму производства оборонной промышленности также снижает долю производства вооружения в общем объёме. Результат с учётом этого, а также создания оборудования для пищевой и лёгкой промышленности и непроизводственных товаров, показан в следующей таблице:

 

Факторы, не принятые во внимание

В идеальном варианте мы хотели бы к охвату товарной продукции оборонной промышленности добавить ещё объём производства дочерних заводов и стоимость затрат на строительство, которое выполняют оборонно-промышленные строительные организации. Но, к сожалению, официальных данных на этот счёт нет, хотя мы считаем, что с ними доля производства вооружения в общем объёме производства оборонной промышленности ещё немного понизится.

Ещё одна проблема заключается в том, что в СССР обычно измеряют объём продукции, используя валовую стоимость продукции министерства, а не добавочную стоимость или конечные продажи. Валовая стоимость продукции дважды учитывает промежуточные товары, кроме того степень двойного учёта может различаться между оборонной и гражданской продукцией. Таким образом, доля военного производства, рассчитанная с точки зрения валовой продукции, может отличаться от доли военного производства, рассчитанного с точки зрения конечных продаж.

Одним из источников погрешности служит то, что производство вооружения, как правило, сложнее, чем потребительских товаров. Производство вооружения требует больше поставок промышленного сырья, больше сообщения между заводами и министерствами, что может увеличить долю этого производства, выраженную в валовой стоимости продукции.

Потенциальный размер этой погрешности кажется маленьким. Советских данных за 1985 г. достаточно, чтобы реконструировать процентную структуру оборонной промышленности на основании валовой стоимости продукции (см. прил. Е). Согласно этим данным, в 1985 г. доля гражданского производства в оборонной промышленности составляла приблизительно 30,9-31,3% валовой стоимости продукции, в то время как мы считаем, что с точки зрения конечного спроса эта доля равнялась 32,4%.

Так как в смете конечного спроса за 1985 г., как и в остальные годы до 1988 г., не учтено производство оборудования для лёгкой и пищевой промышленности Минлегпищемашем и некоторых других товаров народного потребления, то доля гражданской продукции незначительно снижается.

Читайте также:  Запрет на пропаганду символов фашизма

Схожесть результатов измерения по валовой стоимости и по конечному спросу показывает, что любая погрешность, вызванная оценкой валовой стоимости продукции, равняется маленькой погрешности измерений конечного спроса из-за недостаточности данных до 1988 г. Таким образом, советские измерения с точки зрения валовой стоимости продукции не могут привести к серьёзным отклонениям в измерении доли мирной продукции в оборонном производстве.

Сравнение с заявлениями СССР

В начале отчёта мы подробно рассмотрели заявления высокопоставленных чиновников советского аппарата о том, что в 1988 г. на советских оборонных предприятиях было выпущено 60% военного оборудования и 40% товаров народного потребления.

Результаты расчётов ЦРУ, приведённые выше, показывают, что в 1988 г. производство вооружения занимало 61,5% в структуре производства оборонной промышленности, с учётом создания оборудования для пищевой и лёгкой промышленности и непромышленных товаров потребления.

Кроме того, к гражданской продукции относятся как высококачественное производственное оборудование для создания оружия, так и транспортная авиация двойного назначения для Министерства транспортной авиации. Таким образом мы видим, что заявленная представителями СССР текущая доля объёма вооружения в производстве оборонной промышленности технически оправдана.

Подтверждение заявлений СССР о будущих планах

Вышеприведённые исследования структуры объёма производства в оборонной промышленности СССР показывают постепенное, но долгосрочное увеличение доли товаров народного потребления в производстве оборонной промышленности. Советские власти призывают к резкому росту этой тенденции. Наши способности применить официальные данные СССР для того, чтобы отследить запланированную трансформацию оборонной промышленности будут зависеть не только от доступности этих данных, но и от размаха будущих административных реорганизаций в оборонно-промышленном комплексе.

В последнее время Советский Союз значительно увеличил публикацию данных о потребительской продукции в оборонной промышленности, предоставив общую стоимость производства гражданской продукции и производства отдельных товаров (в основном товаров народного потребления) по отдельным министерствам и в общем. Мы надеемся, что СССР продолжит публикацию подобной информации – в этом случае мы сможем проверить достоверность заявлений советских властей.

Более вероятно возникновение проблемы обесценивания развития оборонной промышленности в связи со стремлением Горбачева к демилитаризации, продолжительным процессом упрощения и объединения промышленной бюрократии. Прошлогоднее присоединение Минлегпищемаша к оборонной промышленности искусственно завысило объёмную долю гражданской продукции в производстве оборонной промышленности на несколько процентов. Административная реорганизация в июле 1989 г. ещё больше запутала ситуацию, но похоже на то, что последние советские высказывание о том, что половина текущего объёма производства оборонной промышленности является гражданским, включают в этот объём стоимость товаров и услуг, производимых Министерствами гражданской авиации и связи.

Остаётся только рассмотреть, как СССР собирается определять границы оборонной промышленности в дальнейшем. Они могут продвинуться дальше к своей цели и поднять долю гражданского производства в оборонном комплексе до 60% просто присоединяя мирные заводы к оборонной промышленности или, как в случае с производством ядерного вооружения, передать связанное с обороной производство в гражданский сектор. Административные изменения в оборонной промышленности, начатые Горбачёвым, затруднят дальнейшее достоверное сравнение между прошлой и будущей структурой объёма производства оборонной промышленности.

В свою очередь это означает, что хотя мы по-прежнему можем использовать официальные экономические данные СССР, чтобы проверить будущие утверждения касательно структуры производства оборонной промышленности в заданный год, по этим данным мы не сможем определить, какие изменения в структуре этого производства послужат результатом административной реорганизации или демилитаризации.

 

1 Основное управление отраслями военной промышленности осуществляет Совет Министров Военно-Промышленной Комиссии, который контролирует все военные исследования и разработки, а также отвечает за использование иностранных военных технологий. (Ссылка на книгу).

2 Всесторонний взгляд на исторический вклад оборонной промышленности представлен в работе Джулиана Купера “Потребительское производство в советской оборонной промышленности” (выходные данные неразборчиво)

3 В добавление к общей доле высокопоставленные чиновники оборонной промышленности опубликовали данные о доле потребительской продукции в отдельных министерствах. Бывший министр оборонной промышленности в газете “Правда” от 14.03.1989 (с. 21) заявил, что текущая доля потребительского производства составляет 50%. Министры авиационной и судостроительной промышленности назвали 35,8 и 42% соответственно.

4 Производственные товары длительного пользования – это производственное оборудование, например, станки, компьютеры, гражданские самолёты. К потребительским товарам длительного пользования относятся телевизоры, радио, самовары и велосипеды. Военное оборудование включает наземное, воздушное и военно-морское вооружение, а также электроника.

5 Профессор Джулиан Купер рассчитал долю производственной и потребительской продукции длительного пользования в оборонной промышленности за 1965-85 гг. (см. Дж. Купер The Scale of Output of Civilian Products by the Soviet Defence Industry, табл. 1). Сокращённая таблица представлена в приложении А данного отчёта. Расчёты Купера основаны на 30-летнем исследовании советского оборонного комплекса. Он обнаружил более 100 предприятий, подчинённых оборонному сектору, при помощи открытых источников, сообщений советской прессы 1920-х гг. о посещении этих заводов, а также вторичных западных источников.

6 Большую часть производственной и потребительской продукции длительного пользования, представленной в прил. В и С, нельзя использовать в качестве промежуточных товаров. Исключение составляет компьютерное оборудование, которое применяется в вооружении или в производстве станков с ЧПУ. Оценка доли потребительского производства в оборонной промышленности в данном отчёте будет немного преувеличена, так как оборонная промышленность использует компьютерное оборудование в производственном процессе. Однако эту погрешность уравновешивает то, что мы не можем рассчитать стоимость такой производственной продукции, как сантехника.

7 Глава ВПК Игорь Белоусов в интервью “Советской России” 10.02.1989 г. определённо включил продукцию переданных предприятий в своём заявлении о стоимости производства в оборонной промышленности оборудования для пищевой промышленности. Он заявил, что в 1987 г. стоимость этого производства составила 865 млн руб., и более 1 млрд руб. в 1988 г. Так как в 1987 г. производителем подобного оборудования выступал Минлегпищемаш, очевидно, что в свои оценки Белоусов включает бывшие предприятия этого министерства. Доля произведённых в оборонной промышленности холодильников, стиральных машин и пылесосов показывает схожий прирост в 1988 г.

8 Розничные цены в СССР значительно выше оптовых цен предприятия. В советской газете “Советская торговля” были опубликованы для примера розничные цены 1988 г. на большинство потребительских товаров длительного пользования. Отношение розничных цен к оптовым ценам 1982 г. составило 2,5. Если этот коэффициент действует для всего оборонного производства потребительских товаров, то стоимость производства 1988. выраженная в оптовых ценах 1982 г., составит 26,6/2,5, или 10,6 млн руб. Стоимость непроизводственных потребительских товаров равна разности всей продукции и потребительских товаров длит. пользования, т.е. 10,6 млн руб. — 5 млн руб. (из табл. 6) = 5,6 млн. руб.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

семнадцать + 14 =

Next Post

Северо-Западный федеральный округ (СЗФО)

Ср Апр 20 , 2022
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО) — округ РФ на севере и северо-западе европейской части России. В состав округа входят 11 субъектов РФ с населением 13901 069 […]
Северо-Западный федеральный округ (СЗФО)