klub-propolis-cheljabinsk Челябинск похож на общежитие Анализ - прогноз Челябинская область

Челябинск похож на общежитие – все стремятся накопить и съехать

На заседании дискуссионного клуба «ПроПолис», которое прошло вчера 31 октября, эксперты обсуждали, почему челябинский бизнес не оставляет деньги в регионе.

Екатеринбург, Казань, Уфа, Оренбург — во всех этих городах есть примеры шикарных инфраструктурных объектов, куда вложились предприниматели. Или это ошибочная позиция?

— И да, и нет. Безвозмездные вложения и бесцельные — это принципиально разные вещи, — считает директор АНО «Центр развития промышленных инноваций» Станислав Твердохлеб.
По мнению эксперта, все бизнесмены преследуют разные цели, и доля тех, кто хочет оставить свой след в истории города, не так велика. Большинство готовы «причинять добро» в том случае, если это добро потом как-то вернется, например, выгодными контрактами. А значит, чиновники должны акцентировать свою заинтересованность, что-то предлагать предпринимателям взамен.

— Ощущение, что челябинские власти заинтересуются проектом, только если им покажут деньги в чемодане. Но из нас никто не Нострадамус и точно не может сказать, что проект взлетит.
Возможно, властям стоит больше доверять бизнесу, проявлять больше инициативы. В пример собравшиеся привели ЧТПЗ: компания построила гольф-клуб в Свердловской области, а не на Южном Урале. Была ли здесь недоработка челябинских чиновников? Не исключено.

Президент Уральского экономического союза Олег Витковский считает, что особенно поучителен для нас пример соседнего Екатеринбурга — город развивается «во все стороны», причем во многом как раз за счет бизнеса:

— У нас не меньше компаний и олигархов, но они не верят в город. Проблема том, что прежние городские, региональные власти не выстроили отношения с бизнесом. Сейчас ситуация меняется, но инертность сохранится. Поэтому именно администрация должна сделать первые шаги, предложить предпринимателям какие-то преференции.

В контексте общения власти и бизнеса генеральный директор компании «ПРИВУР», специалист в области антикризисного управления Александр Шапиро вспомнил, как было при главе Челябинска Вячеславе Тарасове:

— Давайте вернемся немного в прошлое, во времена Тарасова. Помните фонтаны на Арбате? Он выступил инициатором, предприниматели откликнулись. Да, при этом не формировали бюджет на содержание фонтанов, поэтому они «умерли». Система несовершенно, но все же работала.

— Предпринимателям давали подряды и просили за это что-то, — заметил представитель Агентства стратегических инициатив в Челябинской области Дмитрий Довженко. — Бизнес же хочет что? Заработать. Деньги работают там, где больше приносят.

В ответ на эту реплику Олег Витковский вспомнил другого крупного челябинского бизнесмена, Александра Аристова. Он сокрушался, что сколько бы миллионов не вкладывал в город, этого никто не видит, а видят грязь и трубы. Олег Витковский предположил, что бизнесменов будут поминать добрым словом только тогда, когда они реализуют некий глобальный проект.

— Нужно больше рассказывать о хорошем, — продолжил мысль Станислав Твердохлеб. — Например, учредить городскую премию, награждать бизнесменов, публично хвалить.

Эксперты согласились с тем, что к предпринимателям часто относятся незаслуженно плохо. У них нет доверия. Об этом метко сказал Станислав Твердохлеб:

— Такое ощущение что в Челябинске ночами распыляют порошок нигилизма. И в это недоверие мы только углубляемся. И оттуда можем только вытащить себя сами — как Мюнхгаузен.
Впрочем, с определенного аспекта бизнес очень даже поддерживает регион. Этой точкой зрения поделился Александр Шапиро:

— Если мы говорим о крупных корпорациях, несправедливо говорить, что они не вкладываются в развитие малой родины. Они предоставляют рабочие места тысячам жителей Челябинской области, выплачивают им зарплату, их налоги во многом формируют бюджет региона.

Ему горячо возразил генеральный директор РИА «Иероглиф» Дмитрий Довбня:

— То, о чем вы говорите, это обычная операционная деятельность. Это тактика. А мы же собрались тут, чтобы поговорить о меценатстве, некоей миссии, ощущении себя челябинцем. Когда мы запускали Ильменский фестиваль, я разговаривал с Олегом Митяевым, и он сказал, что вернулся только ради конкретных людей, а до этого у него было ощущение, что он Челябинской области не нужен. И такое ощущение складывается не только у творческих людей, но и у бизнеса. Так что я считаю, тема меценатства — это тема не бизнеса, а персональной философии человека, его этики. Насколько он соотносит себя с этой территорией? Чувствует ли он себя здесь нужным? А власти долго прохладно относились к людям, многих обошли вниманием. Это если говорить с философской точки зрения, но и с экономической не лучше — у власти потребительское отношение к предпринимателям. Хотя бы потому, что у нас высокая налоговая ставка. Челябинцы уходят развивать свое дело в Екатеринбург — просто потому, что это выгодно. Вспомните, сколько у нас было транспортных компаний, когда они только стали появляться. А сейчас? Их практически нет, потому что у нас самый высокий транспортный налог.

По мнению Дмитрия Довбни, челябинский бизнес в целом находится в сложной ситуации.

— Компании борются за выживание. На предпринимателей ложится административная нагрузка, они отбиваются от силовиков и так далее. И в итоге им не до меценатства, им бы закрыть базовые потребности.
Итак, в отношениях власти и бизнеса — кризис понимания и доверия. Но кто должен сделать первый шаг? Эксперты сочли, что предприниматели ждут от города четкой стратегии развития.

— На самом-то деле бизнес вкладывается в город, просто не так явно, не пиарится, — заметил Александр Шапиро. — Чтобы это отовсюду зазвучало, должна набраться некая критическая масса. Но тут возникает следующий вопрос — а почему этих предпринимателей мало? Потому что регион слабо привлекает инвесторов, слабо развивается с точки зрения размещения новых производств и предприятий. У власти должно появиться желание сотрудничать, оно должно быть четко сформулировано и озвучено. Как именно — это тактические тонкости. Главное — должна появиться детально прописанная стратегия развития региона.

Схожее мнение и у Дмитрия Добвни:

— Во главе города должен стоять стратег, а у нас в управленцах их не было. Были тактики с реактивной позицией: они не предугадывали тренды, а реагировали на вызовы. Как бизнесмен может решать за город, что городу нужно? Он может начать делать то, что нужно ему, и как раз Галицкий тут — хороший пример: он просто начал делать то, что хочется ему, а то, что это на пользу городу — удачное совпадение. И вот когда будет стратегия, исходящая сверху, с понятной логикой развития, то и предприниматели смогут следовать ей в рамках собственных интересах.
Возможно, с крахом этой логики связано и появление челябинских долгостроев — Центрального стадиона и  конгресс-холла «Крылья». Впрочем, эксперты выразили уверенность, что в следующем году работы по строительству активизируются.

Председатель комитета по экологии и ресурсосбережению Южно-Уральской торгово-промышленной палаты Андрей Минченко предложил не идеализировать прошлое, ведь сейчас мы пожинаем плоды принятых тогда решений. Нужно развивать экономику здесь и сейчас.

— Да, в чем-то мы системно проигрываем другим регионам. Но в целом, на мой взгляд, быть или не быть меценатом — это философия каждого отдельного человека. А еще на это сильно влияет среда, особая атмосфера. Вот в том же Екатеринбурге она есть. У нас — нет. Что или кто источник этой атмосферы, сказать сложно.

В завершение встречи эксперты поделились мыслями о том, что можно сделать здесь и сейчас для того, чтобы ситуация изменилась.

— Есть ощущение, что все дело в общественном сознании, — заметил Дмитрий Довженко. — Прочитал один из недавних постов Челябинского урбаниста, и там звучала фраза, с которой я внутренне согласился: «Я как гражданин имею право требовать…» Мне кажется, общественное сознание меняется.
— Это инертность — возразил Андрей Минченко. — Не предугадать, а покритиковать: плохие дороги — давайте строить и посыпать дороги, давайте переделывать то и это…
Эксперты сошлись во мнении, что прочность гражданского общества в Челябинске вызывает сомнения.

— Челябинск как общежитие: все хотят накопить денег, чтобы съехать, — вспомнил известное выражение Дмитрий Довженко.
А Дмитрий Добвня процитировал челябинского писателя Максима Бодягина: «Мы любим Челябинск за то, каким он мог бы быть» и пофилософствовал:

— Все мы до конца жизни реализуем детские желания: одним нужны розовые комнаты и Барби, другим — машинки, оружие, третьим — признание, уважение, внимание. Те, у кого появляются деньги, воплощают эти хотелки в большом масштабе: те, кто не наигрался, возводят спортивные комплексы, те, кому хочется признания, открывают музеи. И этот спектр дает культурный код территории. Задача в том, чтобы этих людей становилось больше, и тогда количество перерастет в качество. А для этого нужно, чтобы власти больше встречались и общались с бизнесом, поддерживали его, а от поддержки уже можно перейти к партнерству.
В качестве примера активной работы чиновников с предпринимателями Дмитрий Добвня вспомнил историю контракта на электропоезда «Ласточка»:

— Знаете, как в Екатеринбурге стали выпускать «Ласточки»? А ведь Челябинский электровозоремонтный завод к этому контракту был подготовлен гораздо лучше. Когда представители РЖД приезжали на Урал, они сделали ставку именно на наш завод. Но бывший тогда губернатором Свердловской области Эдуард Россель так не считал: он убедил директора «Синары» Дмитрия Пумпянского побороться за заказ. Договоримся, что все совпадения случайны, но как раз в это время директора ЧРЗ избили в гараже. Он три месяца лежал в больнице, и за этот период было принято решение, что «Ласточки» будут делать в Екатеринбурге.
— Екатеринбург — обалденный, когда смотришь на него из Челябинска, а изнутри там тоже много проблем, — заметил Олег Витковский. — Но факт — Челябинску нужны хорошие условия для привлечения инвестиций. Мы явно проигрываем по налогам и льготам, по компетенциям, сбыту.
— Но, — добавил Дмитрий Добвня, — нужны расчеты. Как и на обсуждении генплана: почему-то никто не оперирует цифрами и расчетами, просто говорится: «А давайте будет так». Почему? «Ну, во-первых, это красиво».

Андрей Минченко уверен, что главное, что мотивирует предпринимателей, — здоровый инвестклимат и иное отношение к власти.

— Сейчас, чтобы запустить в городе какой-то проект, предприниматель должен прийти к чиновникам с поклоном. А надо наоборот, чтобы власть приходила к бизнесмену и спрашивала его, что ему нужно для развития, чем помочь? То есть прямо брать и объезжать предприятия.
Эксперты согласились в главном — впереди долгий кропотливый труд, который должен привести к тому, что доверие бизнесменов к региональной и городской власти вернется. И если даже не получится вернуть тех бизнесменов, которые уже вывели свои капиталы за пределы Челябинской области, то новое поколение вполне может повернуться лицом к Южному Уралу, пожелает оставить значимый след в его истории.

По материалам

Автор: Елена Мазеева

Фото: Татьяна Тихонова

Аня ХардикайненАнализ - прогнозЧелябинская областьанализ,инвестиции,Челябинск,Челябинская область,экономикаЧелябинск похож на общежитие - все стремятся накопить и съехать На заседании дискуссионного клуба «ПроПолис», которое прошло вчера 31 октября, эксперты обсуждали, почему челябинский бизнес не оставляет деньги в регионе. Екатеринбург, Казань, Уфа, Оренбург — во всех этих городах есть примеры шикарных инфраструктурных объектов, куда вложились предприниматели. Или это ошибочная...cropped-skrin-1-jpg Челябинск похож на общежитие Анализ - прогноз Челябинская область