В 2013 г. в окрестностях Соликамска, у церкви села Верх-Усолка, где А. Бабинов родился и где проходил тракт в Сибирь, открыт памятный знак Артемию Бабинову
Бабиновский тракт или Бабиновская дорога — название транспортного пути из Европейской России в Сибирь через Урал от Соли Камской до Верхотурья. Нулевым километром этого направления считается Соборная колокольня в городе Соликамске. Тракт был открыт в 1597 г. посадским человеком Соли Камской Артемием Бабиновым, в честь которого и получил название. С 1598 г. Бабиновская дорога, как основной транспортный путь, заменила собой дорогу через Чердынь.
Строительство дороги началось в 1595 г., велось на протяжении двух лет. По царскому указу, в подчинение Артемию Бабинову было предоставлено два целовальника и сорок крестьян, в обязанности которых входила расчистка и обустройство дороги, а также прокладка мостов через встречавшиеся на пути реки.
Протяженность дороги составила около 260 верст, что было гораздо короче прежнего Вишеро-Лозьвинского пути. Дорога пересекала реки Усолку, Сурмог, Яйву и Косьву, проходила через посёлок Растес, деревню Павдинскую, реки Мостовую и Туру.
Нулевой километр Бабиновской дороги — Соборная колокольня в Соликамске
В 1597 г. дорога дошла до вогульского поселения Нером-Кар в верховье реки Туры. Через год на этом месте началось строительство города Верхотурье. Тогда же в Сибирь по дороге были отправлены первые ссыльные на строительство и поселение в новый город Пелым. Ими стали пятьдесят жителей Углича, обвинённых в убийстве царевича Дмитрия.
Для защиты дороги были возведены укрепленные пункты — Растесский караул (в настоящее время не существует), Павдинский караул (посёлок Павда Ново-Лялинского городского округа), Лялинский караул (село Караульское Ново-Лялинского городского округа), Кошайский караул (село Кошай Сосьвинского городского округа) и крепость с таможней Верхотурье.
Бабиновская дорога, более короткая, чем использовавшаяся ранее Чердынская дорога, сыграла важную роль в освоении Сибири. В течение двух столетий она являлась единственным транспортным путем, соединявшим Европейскую часть России с Азией. По этой дороге русские крестьяне отправлялись на освоение сибирского края, по ней доставляли денежные средства, почту, царские указы, по ней направлялись на Восток посольские делегации и научные экспедиции.
21 апреля (2 мая) 1733 года от Москвы до Тобольска была учреждена почта. В 1736 г. В.Н. Татищев подал Сенату доношение о качестве работы сибирской почты. Среди прочего он предложил проложить почтовый тракт по маршруту Москва — Казань — Сарапул — Кунгур — Екатеринбург — Тобольск (Сибирский тракт), мотивируя тем, что предлагаемый путь более короткий и равнинный.
Идея Татищева реализовалась в 1754 г., когда Сенат указал Ямской канцелярии учредить почтовый тракт от Москвы до Тобольска через Казань, Кунгур и Екатеринбург. При этом отправлять посылки и курьеров предписывалось по прежней дороге через Верхотурье.
В дальнейшем Бабиновская дорога утратила своё значение, а в 1763 г. Верхотурская таможня была закрыта и тракт официально упразднён.
Бабиновская дорога сегодня
Бывшая Бабиновская дорога местами неплохо сохранилась, но кое-где полностью утрачены ее следы. Города Соликамск и Верхотурье во многом сохранили облик времён активной жизни дороги и имеют много памятников архитектуры XVII-XVIII вв. Живописные горы Северного Урала пользуется определенной популярностью у самодеятельных туристов.
В 1997 г., когда Бабиновской дороге отмечали 400 лет, о ней стали активно писать. К юбилею в «Соликамском рабочем» была опубликована статья Л. Баньковского «Соликамские ворота в Сибирь». В 1997 г. вышел путевой очерк Ювеналия Чиркова «Позвала Бабиновская дорога». Автор — участник экспедиции по старинному тракту проиллюстрировал издание собственными фотографиями и рисунками.
В 2009 г., с целью привлечения внимание к историческому объекту и популяризации знаний о «Бабиновской дороге», группа автотуристов из Москвы на пяти машинах УАЗ «Патриот» совместно с туристами из Соликамска попыталась пройти по Бабиновской дороге от Соликамска до Верхотурья. Был пройден участок Соликамск — Верхняя Яйва — Чикман — Верхняя Косьва. Навстречу из Павды шла команда автотуристов из Тюмени, которым удалось пройти участок Павда — Растесс — Верхняя Косьва. В результате силами двух команд были пройдены основные участки старинного тракта.
В июле 2015 г. сборной командой квадроциклистов из Екатеринбурга,Полевского и Чебоксар была предпринята попытка полного прохождения по историческому маршруту участка Бабиновской дороги от д. Павда до д. Верхняя Косьва (нежил.) минуя п. Растесс (нежил.). Однако выяснилось, что участок урочище Кырья — пос. Растесс (нежил.) не сохранился и полностью уничтожен старыми, заросшими вырубками и для движения колесной техники невозможен. В остальном тракт все еще проходим подготовленным для продвижения по бездорожью автотранспортом.
Летом 2016 г. автотуристы под руководством Бориса Чернова прошли участки дороги по маршруту Половодово — Усть-Сурмог, Верхняя Яйва — Чикман — урочище Молчан. Вместе с участниками Регионального общественного движения «Государева дорога (Бабиновская)» под руководством Юрия Трунова (Верхняя Пышма) они на машинах УАЗ «Патриот» и ГАЗ-66 прошли по участку Павда — Растесс и заложили на месте бывшего поселения Растесс основание для поклонного креста. Крест установлен в урочище Растесс, на месте, где когда-то находилось поселение (ям), в память о первой сухопутной дороге через Уральские горы — «Бабиновской дороге».
Группа соликамских энтузиастов в составе Владимира Горового, Сергея Плюфа, Виктора Перлова и Михаила Богданова прошла более сотни километров по Государевой дороге, устроенной Артемием Бабиновым от поселка Чикман (Пермский край) до поселка Павда (Свердловская область).
Наконец, один из проектов Соликамского турклуба «ПЕРСЕЙ» предусматривает популяризацию Бабиновской дороги и создание «Бабиновского отряда» в туристско-краеведческом лагере на базе Центра детского творчества. Планируются работы с детьми по исследованию Бабиновской дороги, проводятся экологические акции, квест-игры в образовательных учреждениях.