ЧУВАШСКАЯ МИФОЛОГИЯ

ЧУВАШСКАЯ МИФОЛОГИЯ

комплекс древних представлений и верований чувашского народа, сохранившийся в фольклоре, обрядности и элементах народного декоративного искусства. Верховное божество Султи Тура в чувашском мифологическом пантеоне окружали многочисленные второстепенные добрые боги – Кепе, Пулехсе, Пихампар, Пирешти. Они ведали судьбами людей, назначали им жизненный путь, покровительствовали и охраняли их в быту.

Происхождение этих и более низших богов объясняется следующим «основным мифом». Старший сын высшего бога Тура – Керемет – путешествовал по земле на колеснице, запряженной белыми конями, дарил людям благополучие. Но они под влиянием злых сил и опьянения убили Керемета, сожгли тело, развеяли его прах по воздуху.

От прикосновения частиц доброго бога с земной поверхностью появились деревья и злые божества керемети, несущие зло. В наказание за убийство своего сына бог Тура рассеял людей по земле, смешал их языки, указал каждому племени свой жребий. С этого времени, по чувашской мифологии, появилось 77 языков и народов. Число кереметей у чувашей – 11 – 12. В их честь проводились коллекли жертвоприношения.

ЧУВАШСКАЯ МИФОЛОГИЯЗлым духом, живущим рядом с человеком, считался Йе-рех. Его представляли в виде мужской или женской фигурки-куклы. В старых чувашских домах он хранился в специальной корзинке или лукошке. Языческими обрядами и ритуалами у чувашей руководили знахари (юмас, мачавар). Арсури (арсури), в мифологии чувашей дух — хозяин леса, леший.

Возможно, термин «Арсури» восходит к древнему названию божества, близкого славянскому Щуру. Другое название Арсури — варман тура (лесной бог) — аналогично одному из названий лешего «урман иясе» (хозяин леса) у казанских и западносибирских татар.

Арсури представлялся в различных обликах: человеческом (обычного человека, седобородого старца, великана) или животном. В некоторых мифах у Арсури чёрное лицо, длинные волосы, три руки, три ноги и четыре глаза: два спереди и два сзади. Считалось, что Арсури любит злые шутки — сбивает людей с дороги, пугает жутким хохотом, издевается, щекоча и вырывая зубы. Арсури боится воды, любит ездить на лошадях (поэтому его можно поймать, намазав спину лошади смолой).

Согласно ряду мифов, в Арсури (или во вредоносное привидение усал) превращаются души людей, умерших преждевременной или насильственной смертью.

Лит.: Сергеев Ю.Н. и др. Язычество // Башкортостан: Краткая энциклопедия. – Уфа, 1996; Денисов П.В. Религиозные верования чувашей. – Чебоксары, 1959.

Источник: КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА  Словарь-справочник — ЧУВАШСКАЯ МИФОЛОГИЯ

КУЛЬТУРА НАРОДОВ БАШКОРТОСТАНА Словарь-справочникКультура народов БашкортостанаЧувашиямифология,мифы,фольклор,чуваши,ЧувашияЧУВАШСКАЯ МИФОЛОГИЯ комплекс древних представлений и верований чувашского народа, сохранившийся в фольклоре, обрядности и элементах народного декоративного искусства. Верховное божество Султи Тура в чувашском мифологическом пантеоне окружали многочисленные второстепенные добрые боги – Кепе, Пулехсе, Пихампар, Пирешти. Они ведали судьбами людей, назначали им жизненный путь, покровительствовали и охраняли их в быту.Происхождение...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл