5-4019 Бельское речное пароходство - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я

Бельское речное пароходство — Уфа от А до Я

Бельское речное пароходство, пароходство реки Белой и бельского бассейна, осуществляет перевозки пассажиров и грузов по рекам Белая, Уфа, Волга и Дон; через суда пароходства производится «перевалка» грузов на железную дорогу и обратно.

Развитие пароходного транспорта на Белой началось в середине XIX века и шло достаточно сложно. В конце 1850-х годов по просьбе местных промышленников и купцов была организована специальная правительственная «речная комиссия», изучающая степень пригодности Белой для судоходства. Комиссия составила карту реки, но в целом речной фарватер оставался малоизученным, сложным, извилистым, а мелей в действительности было в десятки раз больше, чем указано на карте.

Проект был недоработан, но комиссию в Уфе так обхаживали, что она признала реку судоходной. Был вынесен вердикт,– открыть судоходное движение от устья, места впадения Белой в Каму, до Стерлитамакской пристани. Уже вслед за этим уфимские купцы стали вести переговоры о создании самостоятельной пароходной компании в Уфе для перевозки хлеба, лесных изделий, скота, кожи, илецкой соли, железа, стали и меди Усть-Катавского, Сергинских, Уфалейских, Симского, Златоустовского, Кусинского, Саткинского, Ашинского заводов.

Начало судоходству положил приход в августе 1858 г. в Уфу двух небольших пароходов – «Быстрого» и «Грозного». Через месяц у города появился легкий пароход «Русалка». Он смог подняться в верховья Белой почти до места впадения в нее реки Нугуш.

В 1859 г. пароходное общество «Дружина» открыло пассажирское сообщение Уфа–Казань. Через год пароход «Стрела» совершил первый рейс по перевозке железа до Нижнего Новгорода. Тогда же первый буксирный пароход привел на пристань Андреевки по реке Белой баржу пшеницы. Но только с открытием в 1870 г. общества «Бельское пароходство» на реке установилось регулярное пароходное сообщение.

Главные пристани находились тогда в устье реки Уфы, на Оренбургской переправе, на Сафроновском и Кузнецовском затонах, у сел Красный Яр и Александровка (ныне Старо-Александровка), около Благовещенского завода.

Открытие судоходства оживило экономику края, способствовало развитию торговых связей с Поволжьем и Центральной Россией. Со второй половины XIX века по Белой из Уфимской губернии везли хлеб, лес, соль, изделия кустарных промыслов, продукцию железоделательных заводов Узяна, Каги, Белорецка. До Октябрьской революции флот принадлежал нескольким частным компаниям; крупнейшая из них – «Ф. и Г. братья Каменские и Н. Мешков». К началу Первой мировой войны пароходное сообщение осуществляли около 40 судов. Но основным долгие годы все же оставался сплав грузов по Белой и Уфимке «самоходом».

5-4022-Zaton2-1 Бельское речное пароходство - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я

У проходной судоремонтно-судостроительного завода в Затоне. Фото Сергея Синенко

К 1911 г. пароходная компания состояла из 21 товарно-пассажирского судна и 40 буксирных пароходов. С 1926 г. пароходство именовалось Уфимской коммерческо-эксплуатационной конторой Волжского государственного речного пароходства, с 1932 г. – Бельским районным правлением речного транспорта в составе Камского управления речного транспорта. В 1932 г. производственные мастерские Бельского затона имени Октябрьской революции были преобразованы в отдельный завод. С этого времени в пароходство поступают новые пассажирские и буксирные пароходы.

Самостоятельное Бельское речное пароходство было образовано в 1937 г., ему подчинялись 13 пассажирских пароходов и 13 буксиров, несколько десятков катеров и барж, около двадцати пристаней, а также судоремонтный завод им. Октябрьской революции в Затоне. В годы Великой Отечественной войны этот завод выполнял военные заказы. Бельские суда перевозили войска, вооружение, раненых по Каме, Волге, Оке, Москве. С 1970-х гг. на Сафроновской пристани было освоено строительство буксирных теплоходов и завод стал именоваться судоремонтно-судостроительным. Сегодня пароходство имеет в Затоне свой судоремонтно-судостроительный завод и базу для зимней стоянки и ремонта судов.

 

См. также на этом блоге очерк «КИРЖАЦКИЙ ЗАТОН».
В качестве дополнения приведу отрывок  из «ОПИСАНИЯ УФЫ» Михаила Сомова, опубликованного в «Оренбургских губернских ведомостях» в 1864.

Река Белая, называемая в старину русскими Белой Волошкой, а башкирцами Ак-Идель – белая река, омывает город с трёх сторон: южной, западной и отчасти северной, но только с первой близко подходит к нему; с прочих же сторон удаляется на очень значительное расстояние. На западе она образует довольно большую луку, в месте сближения которой образовался в последние годы новый путь – прорва, где теперь, минуя луку, проходят суда.

На луке (русло которой, наполняемое только водами р. Дёмы, чрезвычайно обмелело) расположены три деревни – Романовка, недалеко от устья Дёмы, Миловка и Киржацкая. В первой находятся серные и железные ключи, ещё не вполне исследованные; в Миловке – имении Базилевского – строится обширный, со всеми новейшими усовершенствованиями, винный завод. Пространство между прорвой и Уфимскими горами, занятое отчасти небольшими озерцами, представляет низменную равнину[67], служащую пастбищем для одного из городских стад; место же по ту сторону прорвы составляет продолжение этой равнины и в одной половине поросло кустарником и низким дубняком. Вообще левый берег реки низмен, правый же большею частию горист и изрезан дикими, поросшими орешником, оврагами. Русло и берег реки преимущественно известкового свойства, в следствие чего она приобрела заметно беловатый цвет, послуживший поводом к настоящему её названию – реки Белой.

Вскрытие реки бывает чаще в первых числах Апреля и очень редко в конце Марта; замерзание в конце Октября или начале Ноября. Из таблицы, приложенной к запискам Ребелинского, видно, что в продолжение 87 лет (с 1772 по 1859 г.) самое раннее вскрытие было в 1798 году – Марта 23, самое позднее – 1794 г. Апреля 25. В течение этого времени она вскрывалась в Марте только четыре раза[68]; большее же число приходилось на 11 Апреля, именно семь раз. Самое раннее замерзание было 1785 г. – Октября 10, самое позднее 1800 г. – Ноября 29. В продолжение всего этого периода она вставала 43 раза в Октябре и 44 раза в Ноябре. Лёд в реке вообще трогается не вдруг, а обыкновенно после первого движения, он останавливается, потом снова двигается и это повторяется иногда несколько раз[69]. Весной, по вскрытии, она обыкновенно разливается вёрст на 10, но иногда впрочем в редкие годы – вовсе не выходит из берегов. В домашних заметках Г. Боссе, здешнего аптекаря, уже много лет занимающегося метеорологическими наблюдениями, записано замечательное и редкое явление относительно разлива. В 1862 году река Белая выходила из берегов четыре раза. – Лёд в тот год тронулся 5 Апреля, 9 же числа последовал обычный разлив до 9 версты по Оренбургскому тракту, и потом река вступила в русло; 8 Мая сделался второй разлив, равный первому; 20 Мая – третий, но меньший, продолжавшийся только до 23 Мая; наконец 4 Июня в следствие сильных дождей в верховьях реки, совершился четвёртый разлив, такой же большой, как первые два. Сильные дожди причинили тогда неисчислимые бедствия в заводах, расположенных на притоках реки Уфы и Белой.

Летняя ширина реки сажен 80, много 100, и сообщение с противоположным, южным берегом производится тогда посредством плашкоутного моста; в это время она очень мелеет и делается мало удобной к судоходству. Навигация производится здесь только весной с Апреля месяца и тогда только река оживляется: приходят из заводов барки с железом; нагружаются суда, принадлежащие городским жителям; при чём слышатся крики бурлаков и говор любопытствующих жителей; но это продолжается самое короткое время; суда уходят и всё по прежнему умолкает. Оживляет её также иногда приход парохода, что бывает очень редко, потому что пароходство здесь существует только буксирное и притом самое ограниченное.

Главные статьи сплава по реке составляют: лес, лесные изделия, хлеб и преимущественно железо, железные изделия, сталь, чугун и медь. Всё это сплавляется до Нижнего, Рыбинска, Дубовки и Астрахани.

Хотя Уфа, как складочная пристань для местных произведений края, и не может соперничать с такими пристанями, как на пр. Самарская, Дубовская и другие, потому что нагрузка судов, сравнительно с теми, производится в меньшем количестве; но зато на всём водном пути реки Белой и её притоков, по которым сплавляется огромное количество железа и железных изделий, она представляет очень важный пункт, где суда с этими произведениями останавливаются на некоторое время, для предъявления сведений о количестве и ценности клади и по справедливости может назваться одной из главных железных пристаней[70].

Для примера, сколько этого материалу обыкновенно сплавляется, помещаю сведения за прошедшие три года.

В 1861 году прошло с железом 6 караванов из 163 барок, с грузом в 1,762,412 пуд на 1,623,368 рублей.

В 1862 году – 9 карав. из 191 барки, с грузом 1,799,620 п. на 1,710,500 руб.

В 1863 году – 9 кар., 142 барки, с грузом 1,324,338 п. на 1,500,000 руб. Следовательно всего в 3 года прошло 24 каравана, состоявших из 496 барок, с грузом в 4,886,370 пуд, на сумму приблизительно 4,833,868 рублей.

В навигацию нынешнего (1864 г.), не смотря на мелководье, прошло 5 караванов из 141 барки, на которых было грузу 1,225,625 пуд, на сумму (не считая изделий Златоустовских, которых ценность не показана) 1,470,896 руб. Между тем как сплав других произведений, хотя сам по себе и не маловажный, значительно уступает первому в количестве и ценности клади. Вообще Белая, по количеству и ценности сплава, занимает не последнее место между судоходными реками России. – Доказательством этому могут служить сведения, помещённые в Оренбургских Ведомостях за 1861 год (в статье г. Новикова: О состоянии промышленности Оренбургской губернии), из которых видно, что всего с 1851 г. по 1857 год сплавлено судов по Белой 3156, лесных плотов 2589, на сумму 18,971,795 руб. сереб.

Суда в Уфе грузятся в трёх местах: одни у самого города на так называемой пристани Оренбургской или городской, другие на пристани Софроновой и третьи на пристани Кузнецовской, на реке Уфе; суда же приходящие сверху останавливаются преимущественно на первой.

(Оренбургские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1864. 22 августа)

printfriendly-pdf-email-button-notext Бельское речное пароходство - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я
Уфа от А до Я Городская энциклопедияИстория и краеведениеУфа от А до Яистория,краеведение,предприятие,река,торговляБельское речное пароходство - Уфа от А до Я Бельское речное пароходство, пароходство реки Белой и бельского бассейна, осуществляет перевозки пассажиров и грузов по рекам Белая, Уфа, Волга и Дон; через суда пароходства производится «перевалка» грузов на железную дорогу и обратно.Развитие пароходного транспорта на Белой началось в середине XIX века и...cropped-skrin-1-jpg Бельское речное пароходство - Уфа от А до Я История и краеведение Уфа от А до Я