p

На некоторых фотоснимках Архиерейская слобода выглядят кучей мусора — дома лепятся один на другом среди камней и грязи. Но вот выпал снег, а река еще не замерзла и холмы над ней отразилась в воде, как в зеркале и, кажется, мы слышим издалека звон колокола Всехсвятской церкви, что стоит на спуске к Белой реке…

АРХИЕРЕЙКА

Пространство огромной административной площади с монументальным Домом Правительства отшлифовано и ухожено, в нем трудом узнается старинная Архиерейская слобода и Соборная площадь. Но попробуем, все же, разобраться, тем более, как говорят, зачистка исторического ландшафта в ближайшее время будет продолжена. Архиерейкой (в просторечии – Архирейкой), или Архиерейской слободой длительное время уфимцы называют район на южном склоне холмов от Труниловского оврага и западнее до Семинарской слободы.

Название это возникло естественным образом по самому значительному зданию – Архиерейскому дому, стоявшему над бельским склоном, укоренилось и, несмотря на все очевидные изменения и переименования, все же каким-то чудом сохраняется по сей день.

p

Архиерейский дом, центральные ворота. Белокаменные стены наружной стороны были украшены рустами, впечатляюще выглядел и каменный забор из плитняка по периметру усадьбы. К главному входу со стороны Воскресенской улицы вела тополиная аллея, недалеко от нее находились два фонтана. Фото начала 1910-х гг.

Первоначально дом архиерея был деревянным, в 1827 г. его сломали и через год на его месте был выстроен большой каменный двухэтажный дом-резиденция архиерея, где была устроена домовая Крестовая церковь с двумя престолами: в основном храме – во имя Святого Животворящего Духа и в приделе – в честь Всех Святых. В этом месте ранее, при строительных работах, были найдены остатки кургана, в котором находились византийские золотые монеты V в. и золотые изделия массой более трех килограмм – такие захоронения археологическая наука классифицирует как царские. Так что, само по себе, место выделялось. В 1877 г. Архиерейский дом был перестроен (средства выделил известный уфимский благотворитель И. Ф. Базилевский). В 1897 г. были проведены работы по ремонту здания, значительно улучшившие его внешний и внутренний вид.

p

Архиерейский дом стоял чуть севернее по склону, чем нынешний Дом Правительства. Он хорошо просматривался со стороны Оренбургского тракта, в свою очередь, с южной террасы дома открывался великолепный вид на забельские дали и Усольскую гору. Фото начала XX в.

На склоне горы позади Архиерейского дома росла дубовая рощица, и это место уфимцы называли «Дубками» или «Дубнячками». Здесь, в центре Архиерейской слободы, в 1897 г. при епископе Иустине была построена Всехсвятская («Во имя всех святых») церковь. По преданию, епископ, гуляя в дубовой роще на скате от архиерейского дома к реке Белой, увидел на склоне пустое пологое место, окруженное со всех сторон домишками слободской бедноты. Все городские церкви находились далеко от прибрежной части Архиерейки, и ее жителям, среди которых были старики и больные, чтобы помолиться, приходилось в дождь и в снег взбираться вверх по крутому склону. Именно на склоне Иустин решил поставить новую церковь во имя всех святых, чтобы все жители города имели здесь своих ангелов-хранителей и могли приходить в это уединенное место для молитвы и самоуглубления. Сюда, после строительства и освящения храма, из архиерейского дома был принесен иконостас «Во имя всех святых, в земле российской воссиявших».

p

Всехсвятская церковь в центре Архиерейской слободы на крутом склоне уфимских холмов от архиерейского дома к реке Белой по улице Всехсвятской, 1 (ныне Местные Дубнячки). Однопрестольный, деревянный на каменном фундаменте храм с колокольней на восемь колоколов освящен в 1898 г. Уфа. Фото 1910 г.

p

Приход церкви был специфическим, состоял, преимущественно, из слободских рабочих и грузчиков с речной пристани (этим Архиерейская слобода не слишком отличалась от соседней Труниловской). Да и быт городской окраины значительно отличался от быта центра, походил больше на деревенский. На улицах окраины бродили не только собаки, но куры, гуси, козы. Улицы зарастали травой, кроме главной проезжей колеи.

Дома в Архиерейке были деревянные, с небольшими усадебками: участками земли под грядки, дровяники, «сарайки». Во всех дворах у заборов выкладывали поленницы дров, запасаемых на зиму. Для этого нередко нанимали специальных пильщиков. Важной частью жизни были погреба, без них летом никак нельзя обойтись, в них хранили молоко, сметану, масло, овощи, другие продукты, нуждающиеся в холоде. Весной, перед тем как начинал таять снег, погреба плотно набивали льдом и снегом, утрамбовывали. Им предстояло служить до самых осенних холодов.

Несмотря на свое название и статус, слобода отнюдь не славилась особым благонравием. Наоборот, считалось, даже в недавнее время, что «архиерейских» лучше не трогать, что они опытные драчуны. Развлечения слободской молодежи того времени – «качели-гиганы», бабки, лапта, клек, жгуты, «третий лишний», прятки, «кондалы-скованы» («раскуйтесь! – кем?»). Коньками и лыжами тогда увлекались мало. От скуки и из озорства, по воспоминаниям жителей архиерейской слободы, иногда поили петухов водкой, а потом собирались слушать пение пьяной птицы.

p

«Скалывание льда». Фото 1910-х гг.

Жители слободы подрабатывали на заготовке льда для торговых и промышленных нужд. В феврале—марте, пока еще лед не замолочился, не потерял зимней крепости, на реке устраивали «ледокольни». На месте, удобном для подъезда саней, устраивали длинную полынью. Встав недалеко от края, несколько человек одновременно начинали потюкивать по льду ломами. Слышался треск и плеск, льдина начинала медленно «дышать», колыхаться, наконец, змейкой пробегала трещина. Отделившийся кусок льда прихватывали баграми и, покрякивая, вытягивали на снег для «боя». Ломами дробили его в «сахар», наваливали в подъезжавшие порожняком сани столько, что лошади порой не сразу могли тронуться с места.

Кроме больших «ледоколен», на реке рядом с берегом было много мелких прорубей для забора воды, «портомоен» – мест для стирки белья. Во время крестного хода на Белую во льду делали «ердань» (Иордань), где воду святили. (Так продолжалось до 1933 г., когда на крестные ходы был наложен запрет.)

Всехсвятская церковь была закрыта в 1933 г., в здании некоторое время находилась библиотека, затем его снесли, а в послевоенное время ее фундамент оказался на частном подворье. Творческой мастерской архитектора Р. И. Кирайдта разработан проект реставрации, но он не реализован.

В послевоенное время в Архиерейском доме размещалась детская поликлиника. «Там, где сейчас находится Дом Правительства, раньше был дом архиерея, – вспоминал известный уфимский ученый Раиль Кузеев. – Позже в нем располагалась детская больница. Само здание было построено в стиле ампир. Забор – из плитняка, по углам его – в часовнях – горели свечи. К главному входу вела широкая тополиная аллея, сбоку от нее били два фонтана». Архиерейский дом, так же как и располагавшиеся рядом здания Духовной консистории и свечного завода были снесены в 1973–1974 гг., когда на холме началось строительство грандиозного нового здания обкома КПСС – расчистка территории, копка котлована, закладка фундамента.

Севернее Архиерейской слободы начиналась Соборная площадь. В каждом губернском городе раньше была своя соборная площадь, где находился главный епархиальный храм. Уфимская Соборная площадь формировалась в течение десятилетий как архитектурный комплекс вокруг Воскресенского кафедрального собора, главного православного храма Уфы с 1841 г. Его строительство заняло долгие годы.

p

Воскресенский кафедральный собор долгие годы являлся самым большим и высоким зданием Уфы, его купола можно было видеть за десятки километров от города

Напомним, главным храмом Уфы до его постройки оставался Смоленский на Троицкой горе. Для собора он уже был тесен. Еще преосвященный Августин (Сахаров), епископ Оренбургский и Уфимский, в 1806–1819 гг. ходатайствовал перед Святейшим Синодом о постройке нового храма. Это ему было разрешено на пожертвованные суммы, но дальше разрешения дело не пошло.

Преемник Августина епископ Феофил (Татарский), занимавший Уфимскую кафедру в 1819–1823 гг., вновь поставил этот вопрос перед Синодом, предложив новый план собора, который, однако, не был одобрен. В 1824 г. измененный проект был представлен епископом Амвросием II и тогда необходимую сумму Синод постановил выделить. Наконец, с весны 1832 г. средства стали поступать в епархию частями по пятьдесят тысяч рублей в год. Строительство собора стало, пожалуй, главным делом преосвященного Михаила (Доброва), епископа Оренбургского и Уфимского в 1831–1835 гг.

В сентябре 1834 г. собор был заложен на возвышенном месте близ архиерейского дома, окруженном со всех сторон березовой рощей. Храм, заложенный преосвященным Михаилом, достраивался епископом Иоанникием (Образцовым). 24 августа 1841 г. он был освящен. Собор был построен с элементами романо-византийского стиля, в основании имел форму продолговатого креста, имел 57 окон, 20 дверей. Его увенчивал большой светлый купол. Главный и боковые входы украшали 24 колонны дорического стиля с тумбами и капителями из литого чугуна. Трехъярусная восьмигранная колокольня оканчивалась высоким шпилем. Двенадцать колоколов висели на верхнем ярусе звонницы, в среднем ярусе находился самый большой из уфимских колоколов, весивший 521 пуд.

p

Площадь храма составляла около 2400 м2, во время службы в нем могли находиться до трех тысяч человек. Главный престол собора был посвящен Воскресению Христову. Достопримечательностью храма стала почитаемая чудотворной древняя икона Казанской Божьей Матери, явившаяся первоначально в селе Богородском. В ограде собора были похоронены священники и именитые горожане. Воскресенский кафедральный собор являлся осью и центром архитектурного ансамбля Соборной площади

p
p

В 1931 г. Воскресенский кафедральный собор был закрыт. В 1932 г. уфимские власти приняли решение разрушить собор. Здание, почти сто лет украшавшее центральную площадь города, сначало было обезглавлено, а затем разрушено. Позднее по кирпичику его разобрали заключенные уфимской тюрьмы. Кладбище при соборе было разорено. С конца 1950-х гг. на фундаменте Воскресенского кафедрального собора возводится Башкирский государственный академический театр драмы имени М. Гафури (ул. З. Валиди, 34).

В юго-западной части площади, за Архиерейской слободой и Воскресенским собором, начиналась небольшая Семинарская слобода с расположенным в начале Александровской улицы зданием Духовной семинарии (подробнее об этом в прогулке по улице К. Маркса), а холм в районе нынешнего стадиона «Динамо» и первых зданий улицы К. Маркса называли Семинарской горой. С северной стороны от Соборной площади к гостиному двору вела Соборная улица (ныне ул. Театральная).

После постройки Дома Правительства парк изменил свой облик, приобрел вид официального, «придворцового» – были разрушены фонтаны, узорные ворота каслинского литья на южной стороне парка, неповторимый парадный вход, кинотеатр «Идель» (бывший «Мир» и «Юлдуз»), летнее кафе, не стало тенистых аллей и аттракционов, а чугунную ограду заменили гранитным парапетом.

Сергей СиненкоБашкирияБлог писателя Сергея СиненкоИстория и краеведениеистория,краеведение,слобода,улица,Уфа,церковьНа некоторых фотоснимках Архиерейская слобода выглядят кучей мусора - дома лепятся один на другом среди камней и грязи. Но вот выпал снег, а река еще не замерзла и холмы над ней отразилась в воде, как в зеркале и, кажется, мы слышим издалека звон...Башкирия - Башкортостан Оренбургская Челябинская Самарская Нижегородская Свердловская область Татарстан Удмуртия Пермский край Мордовия Чувашия Марий Эл