Двенадцать важнейших православных церковных праздников. Определение «двунадесятые» происходит от славянского количественного числительного «двунадесять» (или «дванадесять»), то есть «двенадцать». (Пасха, как «праздников праздник», пребывает вне данной классификации). Первый уровень классификации внутри этих праздников – по принадлежности к одному из двух годовых циклов христианского календаря.
Девять из двенадцати праздников относятся к так называемому минейному циклу и называются «неподвижными» («непереходящими»), потому что фиксированы лишь по числам месяца вне зависимости от дня недели. К ним относятся: Рождество Пресвятой Богородицы (8/21 сентября), Воздвижение Креста Господня (14/27 сентября), Введение во Храм Пресвятой Богородицы (21 ноября/4 декабря), Рождество Христово (25 декабря/7 января), Богоявление, или Крещение Господне (6/19 января), Сретение Господне (2/15 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта/7 апреля), Преображение Господне (6/19 августа) и Успение Пресвятой Богородицы (15/28 августа).
Три других праздника принадлежат к триодному, или пасхально-пятидесятничному, циклу и именуются «подвижными» («переходящими»). Это: Вход Господень в Иерусалим, или Неделя ваий, т. е. «пальмовых ветвей», а в русской традиции – Вербное Воскресенье (совершается в воскресенье, предшествующее Пасхе), Вознесение Господне (сороковой день от Пасхи, всегда в четверг) и День Святой Троицы, или Пятидесятница (50-й день от Пасхи, всегда в воскресенье).
Второй уровень классификации двунадесятых праздников – по доминирующему содержанию. Праздники, посвященные Господу нашему Иисусу Христу, называются господскими, а посвященные Пресвятой Богородице – богородичными. При этом праздник Сретения Господня (т. е. Встречи Господа свв. Симеоном и Анной в Иерусалимском храме) и праздник Благовещения (День Зачатия Господа) имеют в современном русском Уставе двойственный, господско-богородичный, статус.
Богослужебные тексты (то есть изменяемые молитвословия и песнопения) неподвижных двунадесятых праздников помещены в Минее (под соответствующим месяцем и числом); подвижных – в Триоди (под определенным днем конкретной недели до и после Пасхи); а также в «праздничных» богослужебных сборниках и отдельных изданиях.