Решение Верховного суда РФ о запрете ношения школьницами хиджабов не ущемляет права мусульман, считает исламовед Раис Сулейманов.
«Если мы внимательно посмотрим на дореволюционные фотографии российских мусульманок, в частности татарок, то увидим, что они отдавали предпочтение национальным головным уборам — калфакам (миниатюрным женским тюбетейкам)», — рассказал корреспонденту «Интерфакс-Религия» Р. Сулейманов, возглавляющий Приволжский центр региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований.
Коллективные фотоснимки школ для девочек, организованных Мухлисой Буби (1869-1937), ставшей в 1920-е годы первой в истории ислама женщиной-казыем (шариатским судьей), подтверждают, что никто из них не надевал хиджабы, но от этого не переставал считаться мусульманкой, отметил собеседник агентства.
Сама М.Буби также не надевала хиджаба в том виде, в каком мы его сейчас видим, отдавая предпочтение национальной одежде, добавил Р.Сулейманов.
«Если следовать логике демагогов и популистов, кричащих о том, что несовершеннолетняя девочка, учащаяся в светской школе, без хиджаба уже не мусульманка, то получается, что и учившиеся до революции наши прабабушки теперь ими объявляются немусульманками только потому, что они не одевались по турецко-арабской моде», — отметил исламовед.
Наконец, самое главное, как он считает, в том, что никто не запрещает создавать свои частные общеобразовательные школы, в том числе и мусульманские. По мысли Р.Сулейманова, это могло бы стать альтернативой, где можно было бы ввести свой обязательный дресс-код.
В Татарстане такой опыт уже есть — частная мусульманская школа »Усмания», действующая с 1994 года. В ней учится около 50-70 детей, девочки ходят в хиджабах. «Правда, судя по тому, что это лишь одна такая школа на весь Татарстан, причем с небольшим числом учащихся, подобные учебные заведения не пользуются большой популярностью среди самих мусульман, почему-то предпочитающих своих детей отдавать в светские школы», — сказал собеседник агентства.