Женский вопрос в джадидизме

digital-stillcamera Женский вопрос в джадидизме Ислам История и краеведение Люди, факты, мнения

Джадидизм (от араб. Jadid — новый) — общественно-политическое и интеллектуальное движение среди мусульманских народов в Российской империи конца XIX — начала ХХ в. Он на десятилетия определил пути развития тюрко-мусульманских этносов не только России, но и всего мусульманского мира. В нем нашли отражение глубокие гуманистические принципы, присущие просветительским движениям.

Собственно джадидизм возник как попытка реформирования этноконфессионального образования и прежде всего начальной школы. Реформы джадидизма явились предпосылкой формирования основ тюрко-мусульманских культур нового времени, создания национальной интеллигенции, подъема тюркской литературы на современный уровень, а также появления тюрко-мусульманских представителей на политической арене Российской империи.

Основные направления развития джадидизма условно можно представить в виде специальной программы. Однако на сегодняшний день она так и не сформулирована до конца, не оформлена в отдельный документ. Данной проблемой занимались такие ученые, как Г. Фон Менде, Э. Кырымал, А. Фишер, Э. Лаззерини, В. Ганкевич.

Они предприняли попытки упорядочить основные направления джадидистского движения. Наиболее полно, по мнению современников, направления джадидизма изучены и сформулированы профессором В. Ганкевичем. Анализируя исследования зарубежных коллег, он попытался создать более точную и широкую классификацию джадидизма.

К основным направлениям, предложенным зарубежными учеными, относятся:

реформирование системы образования мусульман,
создание единой тюркской литературы,
освобождение мусульманской женщины от исламского клерикализма и фанатизма,
создание общественных, кооперативных и меценатско-филантропических обществ,
усиление связи между тюрко-мусульманскими народами России,
активное сотрудничество с российской культурой, просвещением, народом и правительством.

Наряду с этим В. Ганкевич выделил еще несколько принципиальных моментов, которые долгое время служили ориентирами для джадидистов. По мнению профессора, в процессе развития джадидизма важными для них являлись создание и распространение издательской деятельности на тюркских языках, а также формирование политических структур, которые занимались бы проблемами мусульманского населения страны.

2014_45_1b42653636346737 Женский вопрос в джадидизме Ислам История и краеведение Люди, факты, мнения

Крымские татарки

Направления джадидизма оказывали колоссальное влияние на жизнь мусульман России в целом и женского общества в частности. Сторонники джадидизма затрагивали, прежде всего, проблему просвещения мусульманки, ее участие в общественной и политической жизни.

Несомненно, главным в джадидистском движении был просветительский вопрос. В первую очередь это выражалось в реформировании системы образования мусульман в соответствии с современными достижениями мировой педагогической науки.

Проблема реформирования женского образования стояла особенно остро.

Это было связано с невежеством и предрассудками в мусульманской среде, которые ограничивали дело обучения женщины. Хотя согласно канонам ислама обучение было обязательно для всех мусульман. Обычно девочки получали знания в конфессиональных мектебах или же дома. Образование мусульманок ограничивалось зазубриванием и чтением коранических текстов, реже девочек обучали письму. Роль учительницы брала на себя жена или дочь муллы, иногда другая женщина.

Единомышленники И. Гаспринского были убеждены в том, что одна грамотная девочка принесет обществу больше пользы, чем несколько мальчиков.

Девочка — будущая мать, находясь большей частью среди детей, воспитывает и обучает их сама. Женщина учит детей первым правилам жизни, веры, чести, конечно, если она сама образованна и подготовлена.

367357145835554_2 Женский вопрос в джадидизме Ислам История и краеведение Люди, факты, мнения

Прогрессивные мусульмане верили, что для благосостояния всего общества важно, чтобы девочки, как будущие матери, были достаточно учены и понимали свои обязанности в деле воспитания. Значительное количество публикаций касательно женского образования на страницах газеты «Тарджеман» (Переводчик) подтверждает просветительскую деятельность джадидистов и лидерские позиции в деле реформирования этноконфессионального образования в тюрко-мусульманской среде России.

О необходимости реформирования и просвещения мусульманки говорили и сами женщины.

Так жительница Баку писала в редакцию газеты «Тарджеман» о том, что по шариату обучение женщины также обязательно, как обучение мужчин. Успех и прогресс мусульманского социума она связывала с воспитанием и просвещением женщины 8. На жалкое положение женского образования сетовала и жительница Касимовского уезда Бектемирова. Она говорила об обязательном обучении мусульманок чтению, письму, арифметике, арабской литературе, рукоделию, не ограничиваясь механическим чтением Корана 9.

Реформирование системы образования заключалось в открытии новометодных школ, преподавание в которых велось по-новому. «Усуль джадид» или новый метод преподавания стал альтернативой господствовавшего долгое время в системе мусульманского просвещения «усуль кадима» (старого метода).

Читайте также:  Муфтий Габдельвахит Сулейманов

Он отличался не только по форме преподавания, но и по содержанию. Новшества джадидизма облегчали процесс обучения, сокращали срок учебы, освободившееся время использовали для преподавания некоторых светских дисциплин и организации уроков по ремеслу и рукоделию.

Первая новометодная школа была открыта И. Гаспринским в Бахчисарае в 1884 г.

На страницах своей газеты он писал, что в конце января в приходе Кайтаз ага откроется мектеб, где преподавание будет осуществляться по новому методу. В мектебе преподавали турецкую и арабскую грамоту, письмо, чтение, арифметику и правила веры. Курс обучения был рассчитан на два года. В школу принимались дети семилетнего возраста.

Преподавал в мектебе сам И. Гаспринский, в качестве учебного пособия использовался его учебник «Ходжа-исубьян» (Учитель детей). Плата за обучение составляла 1 рубль в месяц 10.

2014_46_1b5245363636 Женский вопрос в джадидизме Ислам История и краеведение Люди, факты, мнения

И. Гаспринский

В 1893 г. под руководством И. Гаспринского в Бахчисарае в приходе Шахболат была открыта первая новометодная школа для девочек. Директором и учителем школы стала родная сестра И. Гаспринского П. Болатукова.

Этот шаг был прорывом в вопросе просвещения мусульманки. Одно из главнейших направлений джадидизма — реформирование системы образования — постепенно стало распространяться и на женское обучение. Его влиянию было подвержено все тюрко-мусульманское население России.

Вопрос образования мусульманки долгое время оставался злободневным на страницах газеты «Тарджеман».

В одной из заметок говорилось об успехах бахчисарайской женской новометодной школы, в которой ученицы за пять месяцев обучения от татарского чтения перешли к арабскому. В крымскотатарской среде это был невиданный ранее успех.

Во время экзаменов в женском мектебе в июне 1883 г. ученицы показали отличные результаты, а рукоделие девочек вызвало всеобщее одобрение. Многие жители города жертвовали деньги на капитальный ремонт школьных помещений.

Несмотря на то, что в тюрко-мусульманском обществе России конца XIX в. еще были сильны традиции, ставившие преграды к реформированию женского образования, пробуждающееся сознание прогрессивных мусульман шло ему навстречу. Этим объясняется открытие новометодных женских мектебов в г. Таре (Сибирь), в д. Джав-Баш и Татарбаево (Башкирия), в Касимовском уезде, в г. Уфе в приходе А. Османова, в Елизаветпольской губернии (Азербайджан).

Во всех этих мектебах преподавали женщины, следуя звуковому методу и программе учебника «Ходжа-и субъян» («Учитель детей»).

Ученицы получали знания, умения и навыки по чтению, письму, счету, мусульманскому закону и рукоделию.

Чаще всего инициаторами и меценатами в деле открытия женских школ выступали мужчины — сторонники прогрессивных реформ джадидизма. Так житель Саратовской губернии Ш. Азам создал новометодную женскую школу, здание для которой построила его теща Байшева. Учительницей была молодая мусульманка (имя неизвестно), которая для изучения нового метода преподавания ездила в Казань. В данной школе обучалось 60 девочек.

Нередко женские школы открывали сами женщины.

Они являлись меценатами, руководителями и преподавателями подобных мектебов. Так, окончившая женский мектеб Ф. Дебердеева и К. Чуракова открыли две женские новометодные школы в д. Пенделька Саратовской губернии, в которых обучалось 25 учениц. В другой школе также открытой М. Дебердеевой учениц кроме общеобразовательных предметов обучали рукоделию — изготовлению скатертей.

Создание женских новометодных школ давало возможность мусульманкам получать достойное образование, а также продолжать обучение в других учебных заведениях. Это было предпосылкой раскрепощения женщины, освобождения от клерикально-фанатичных устоев.

В просветительском направлении джадидизма значимую роль играла издательская деятельность.

Это был практический метод распространения идей, мыслей и прогрессивных реформ. Данному направлению И. Гаспринский и его единомышленники уделяли не меньше внимания, чем реформам в деле образования.

Первым и главным рупором идей джадидизма была газета «Тарджеман», созданная И. Гаспринским. На ее страницах поднимались вопросы образования, культурного развития, политического и правового статуса тюрко-мусульман России.

Известно, что еще в 80-е гг. ХIХ в. среди российских мусульман не существовало издательского дела в широком понимании данного явления, за исключением нескольких издательств, которые публиковали небольшими тиражами теологическую литературу и нескольких неудачных попыток по созданию национальной периодики.

Читайте также:  Кто и как захватил Оренбург

В начале ХХ в. просветительское направление благодаря джадидизму вышло на новый уровень развития. В это время периодические издания стали появляться среди мусульман Казани, Азербайджана, Туркестана.

В связи с исследуемой проблемой следует отметить зарождение и становление женского издательского дела.

В 1906 г. начал издаваться первый в тюрко-мусульманском обществе России специализированный женский журнал «Алеми нисван» (Женский мир). Его редактором была Ш. Гаспринская.

На страницах женского журнала поднимались вопросы образования, прав и свобод, политического и общественного статуса женщины-мусульманки. Некоторое время журнал был единственным женским периодическим изданием и играл консолидирующую роль в тюрко-мусульманской среде. Под его влиянием стали появляться женские журналы и в других регионах России*.

Не менее важным направлением джадидизма было вызволение мусульманки из плена исламского клерикализма и фанатизма. Этой проблеме было посвящено немалое количество публицистических работ и литературных произведений.

Первым о проблемах мусульманки на страницах «Тарджемана» заговорил И. Гаспринский. В его статьях обсуждались проблемы женщин, касающиеся образования, социального статуса, эмансипации. Кроме И. Гаспринского о проблеме раскрепощения женщины писали прогрессивные мусульмане и мусульманки. Автор статьи «Обучение девочек» угнетенный статус женщины-мусульманки связывал с господством архаичных традиций и обычаев.

Мусульмане утверждали, что для женщины достаточно уметь немного читать, еще меньше — писать, самые главные знания для них — правила веры.

Несведущие мусульмане боялись, что письмо будет употреблено женщинами во зло, как, например, для сношений с посторонними людьми. Они полагали, что таковы законы шариата, забыв о том, что ислам проповедует обучение всех мусульман без исключения.

Автор призывал мыслящих людей отбросить невежественную логику и идти по пути просвещения. Он утверждал, что образованная мать лучше воспитает своих детей, что добрые правила, усвоенные от матери, запомнятся навсегда, а потому чем более знает мать, то есть женщина, тем лучше будет воспитание, выше уровень жизни 19.

Сторонники джадидизма выступали против затворничества и униженного положения мусульманки.

Об этом писали Р. Фахрединов, М. Гаяс, Бектемирова. Они также поднимали вопросы воспитания, образования, статуса женщины. В статье «Обязанности женщины» путем логических доводов и ссылок на шариат доказывалась важность воспитания и развития женщины, ее роль в семейно-бытовой и общественной жизни. Также говорилось о широких гражданских правах мусульманки, о праве на обладание недвижимостью, обязательном праве на образование.

Сторонницами прогрессивных джадидистских идей выступали и женщины-мусульманки. Среди них было немало учителей, писателей, меценатов. Так, на средства М. Акчуриной была издана книга Ханифе «Тербие» (Поощрение), в которой поднимались вопросы грамотности, воспитания, статуса женщины в семье и обществе.

Автор призывала женщин учиться читать, писать, считать, изучать хозяйство, дело воспитания. Она писала: «О нас ,женщинах, говорят — у них волос длинен, ум короток. Пусть так, но нам необходимо все-таки обогащать познаниями наш “короткий” ум. Авось люди с “длинным” умом не осмеют нас за это».

Джадидистские реформы касательно женского вопроса освещались и в литературных произведениях.

На сегодняшний день они являются полноценным источником по рассматриваемой проблеме. На наш взгляд, особенно ценными в этом плане являются произведения И. Гаспринского. Женские образы, описанные в романах «Французские письма», «Африканские письма, повести «Арслан къыз» (Девушка-львица), эссе «Kadınlar. Yarım Dünya» (Женщины. Половина мира) реалистичны, они раскрывают положение мусульманки в семье и обществе.

2014_44_1b354326262626 Женский вопрос в джадидизме Ислам История и краеведение Люди, факты, мнения

Молодые крымские татарки

Главный герой романа «Французские письма», воспитанный на мусульманской культуре и традициях, был поражен прогрессивными тенденциями Гранады, которые представляли сочетание различных цивилизаций, зиждились на общечеловеческих нравственных принципах и высоком уровне жизни.

Одно из умозаключений Моллы Аббаса Франсови касалось ислама, который, по мнению путешественника, мог способствовать развитию науки, культуры и цивилизации в целом. Особое место в данном произведении отведено статусу женщины в мусульманском обществе.

Женщины «Страны Блаженства» (Дар уль Рахат) были высокоинтеллектуальными, образованными, равноправными людьми.

Вместе с тем они обладали гражданскими и конфессиональными правами. Эмир этой страны имел лишь одну жену, принцессу Хатидже, которая курировала вопросы, касающиеся женских прав в стране. Принцесса также возглавляла ведомство, занимавшееся вопросами воспитания, образования, обеспечения правовой стабильности женщин-мусульманок. Бабушка правящего эмира основала высшую женскую школу и институт воспитательниц. Эти учебные заведения готовили для общества образованных, грамотных, интеллигентных жен, матерей, умелых хозяек. Кроме того женщины здесь получали педагогическую и медицинскую специальности, что в дальнейшем приносило обществу огромную пользу.

Автор романа попытался изобразить идеальную модель мусульманского общества, уровень развития которого зависел от статуса и положения женщины в нем.

Образ свободной, образованной, независимой мусульманки полностью соответствовал кораническим догмам. Этот роман в свое время стал своеобразным вызовом клерикалам, пытавшимся по-своему толковать Коран и все больше порабощать женщину. Несмотря на недовольства и критику со стороны духовенства И. Гаспринский продолжал развивать тему раскрепощения мусульманки в других своих произведениях.

Особого внимания заслуживает эссе И. Гаспринского «Kadınlar. Yarım Dünya» (Женщины. Половина мира).

В нем автор говорит о том, что женщины являются половиной мира не только в демографическом смысле. Главной идеей очерка является мысль о необходимости образования, просвещения, раскрепощения мусульманки, которая призвана спасти мир от невежества и темноты. В работе говорится о том, что на руках женщины-матери растет весь мир. И от того, кем будет чувствовать себя в обществе женщина, будет зависеть судьба этого социума, его духовность, ментальность, история.

Читайте также:  Радикальный ислам в Саратовской области

Таким образом, в конце XIX в. в Крыму прозвучал голос прогрессивно мыслящего человека, который не побоялся на авансцену социально-политической жизни выдвинуть проблему раскрепощения мусульманки.

Понимая острую необходимость кардинальных перемен в положении женщин, И. Гаспринский сначала предложил дать им образование.

Потому что именно от них зависело дальнейшее развитие всего мусульманского общества, именно женщина занималась воспитанием детей, давала начальные знания. Так, раскрепощение и развитие женщины-мусульманки, по мнению джадидистов, являлось главным фактором в развитии и воспитании всего тюрко-мусульманского населения.

Касательно других направлений джадидизма, таких, как создание единого тюркского языка, организация общественных, кооперативных и филантропических товариществ, а также активное сотрудничество с российским правительством, народом и культурой не получили развития в Крыму и в других регионах России.

Поддерживая мнение В. Ганкевича, необходимо отметить, что данные направления, действительно, позиционировались. Однако на практике они не были реализованы в полном объеме и по большей части остались лишь лозунгами. Прежде всего, эти положения отражали субъективные взгляды И. Гаспринского, но, несмотря на его авторитет, они так и не вошли в основную программу джадидизма.

С началом первой российской революции активно продвигались идеи национально-религиозного направления, в том числе и в тюрко-мусульманской среде.

Именно в это время стали формироваться общественно-политические организации, целью которых были национальные и религиозные интересы тюрко-мусульман России. Как утверждает профессор В. Ганкевич, это отражало последний пункт программы джадидистов, который заключался в укреплении связей между тюрко-мусульманскими народами России.

Активные действия крымских джадидистов в данном направлении имели место в 1905 г. Кроме того, в программных документах политических съездов 1905-1906 гг. актуальным оставался вопрос просвещения женщины-мусульманки.

Так в постановлениях Третьего Всероссийского мусульманского съезда, проходившего 16-21 августа 1906 г., говорилось и об обязательном обучении мусульманок. Однако об участии представительниц женского пола в общественно-политических организациях в данный период времени сведений не сохранилось и по понятным причинам быть не могло.

Раскрепощение и развитие мусульманки ограничивалось вопросами образования, которые в дальнейшем стали предпосылкой зарождения тюрко-мусульманского женского движения.

Этот процесс в общественно-политической жизни российского общества получил активное развитие после Февральской революции 1917 г. В тот период мусульманки были не просто участницами политических съездов, но также являлись их организаторами. Безусловно, что данное направление джадидизма имело положительные моменты в целом для мусульманского социума и для женщин в частности.

Деятельность мусульманских съездов носила интернациональный, консолидирующий, а самое главное — культурный и просветительский характер. Формирование национально-религиозного направления в джадидизме предопределило создание общественно-политических организаций и тюрко-мусульманского женского движения.

Автор: Ленара Чубукчиева, «Эхо веков», 2014, 1/2.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

7 + 11 =

Next Post

Поэт из Екатеринбурга Борис Рыжий

Ср Ноя 5 , 2014
Поэт из Екатеринбурга Борис Рыжий Много было всего, музыки было много, а в кинокассах билеты были почти всегда. В красном трамвае хулиган с недотрогой ехали […]
Челябинск: поэт Борис Рыжий отмечен мемориальной доской