Нижний Новгород — центр российского пароходства
Нижний Новгород, расположенный на слиянии Оки и Волги, сто лет назад был одним из центров российского пароходства. Какими были маршруты пароходов 125 лет назад. Об этом рассказывает путеводитель В. И. Виноградова издания 1896 г.
Находясь при слиянии рек Оки и Волги, Нижний Новгород представляет для пароходных сообщений замечательные удобства. Поэтому в Нижнем Новгороде образовался центр пароходства по Волге, Каме и Оке. Отсюда ежедневно по нескольку раз отправляются пароходы в разные стороны: и вверх по Волге, и вниз по Волге, и в Оку и Клязьму, и в Каму, и на Вятку, и на Белую.
Пристани волжских пассажирских пароходов в Нижнем Новгороде расположены по Нижневолжской набережной, вниз от Софроновской площади. До спада вод пароходы предварительно пристают у ярмарочного берега близ Флачной часовни. Пристани пароходов по р. Оке находятся на правом берегу выше моста, в ярмарочное же время переводятся на Гребнёвские пески.
Пассажирские пароходы устроены прекрасно. Почти на всех электрическое освещение. Для пассажиров I и II классов имеются отдельные каюты для дам и для мужчин и отдельные семейные каюты. Каюты I и II классов помещаются на палубе и в холодное время отапливаются паром. На пароходах имеются аптечки, ванны, постельное бельё, новые журналы, газеты, рояли, библиотеки. Буфеты на пассажирских пароходах вполне удовлетворительны и недороги. Вина русских и иностранных фирм.
Билеты продаются на всех пристанях и на самих пароходах, а также в Нижнем Новгороде на станции железной дороги. Багаж со станции железной дороги до пристани переносится бесплатно. Каждый пассажир имеет право бесплатно везти на пароходе подушку и чемодан весом не более 20 — 40 фунтов (по современному: от 8 до 16 кг). За остальной же багаж платится по таксе. Пассажир может занимать место на пароходах или помещаться в пассажирском отделении пристани накануне дней отхода пароходов.
До спада воды пароходы принимают пассажиров, прибывающих с утренним поездом железной дороги, на пристани у Шоссе на берегу Оки, а затем — у городской пристани, а по спаде воды — только у городской пристани.
Вверх по Волге от Нижнего Новгорода совершают правильные рейсы пароходы обществ: «Самолёт», «Зевеке», М. И. Зарубина и А. Я. Парфёнова.
Вниз по Волге от Нижнего Новгорода совершают правильные рейсы пароходы обществ: «Самолёт», «Кавказ и Меркурий», «По Волге» и «Зевеке».
На товаро-пассажирских пароходах обществ «Кавказ и Меркурий» и «Зевеке» цены за проезд пассажиров значительно снижены.
По рекам Волге и Каме от Нижнего Новгорода до Перми ежедневно в 11 часов утра совершают правильные рейсы почтово-пассажирские пароходы братьев Каменских и лёгкие пароходы И. И. Любимова.
Кроме почтово-пассажирских пароходов братьев Каменских и лёгких пароходов И. И. Любимова, от Нижнего Новгорода до Перми совершают правильные рейсы буксиро-пассажирские пароходы наследников У. С. Курбатова, и пароходы Семёнова с арестантскими баржами. Цены за проезд на буксиро-пассажирских пароходах значительно дешевле, но и рейсы их значительно продолжительнее.
По реке Оке от Нижнего Новгорода до Рязани ежедневно в 11 часов утра совершают правильные рейсы пароходы Товарищества Гладкова по р. Оке и до Ватажки.
Для сообщения с ближайшими местностями к Нижнему Новгороду совершают ежедневно правильные рейсы пароходы М. М. Кашина (до Казани, Василя, Исад и Пучежа) и И. И. Щербакова (до Кинешмы — по Волге, до Павлова — по Оке, до с. Холуй — по Клязьме).
Пароходство по городским водам. Общество финляндского лёгкого пароходства — от завода Курбатова до Флачной часовни (ярмарки) с остановкой у пристаней: Магистратской, Софроновской, Кулибинской, Флачной и обратно, каждые 15 минут.
От Софроновской площади до выставки — каждые 15 минут. От Софроновской площади до Симбирской пристани — каждые 10 минут. Ночью у плашкоутного моста во время его разводки — каждые 15 минут.
Поперечное сообщение через Волгу, каждые полчаса — паром от Курбатова до села Бор.
Источник: В. И. Виноградов. Иллюстрированный путеводитель по Нижнему Новгороду и ярмарке. Издание второе. Москва: Издательство И. Д. Сытина, 1896.