Вертолетный завод в Кумертау передают вертолетному заводу в Казани
Холдинг «Ростеха» «Вертолеты России» начал реструктуризацию предприятий.
Убыточный завод в Кумертау будет передан Казанскому вертолетному заводу. На базе предприятий планируется создать вертолетостроительный кластер по выпуску моделей «Ми» и «Ка». Предприятие в Кумертау было недозагружено. В результате его убыток в 2014 году достиг 2,5 млрд руб. По оценке экспертов, уход завода от полного цикла производства на выпуск комплектующих может увеличить производство.
Холдинг «Вертолеты России» начал объединять два дочерних предприятия — Казанский вертолетный завод (КВЗ) и Кумертауское авиационное производственное предприятие (КумАПП), рассказали в холдинге.
На базе двух заводов до 2018 года будет создан единый кластер, который будет производить вертолеты различного класса и назначения, в том числе Ми-8/17, Ми-38, «Ансат», Ка-226Т, Ка-32А11ВС, Ка-31.
Входящие в «Ростех» «Вертолеты России» объединяют пять основных площадок по выпуску военных и гражданских вертолетов в РФ (помимо КВЗ и КумАПП, это «Роствертол», Улан-Удэнский авиазавод и Арсеньевская авиационная компания «Прогресс»), а также производства комплектующих.
В 2014 году выпущен 271 вертолет, выручка увеличилась на 22,8%, до 169,8 млрд руб. Чистая прибыль выросла на 118,6%, до 20,7 млрд руб.
О том, что «Вертолеты России» планируют частично перераспределить производство между заводами, источники «Ъ» на авиарынке говорили еще весной. Уже тогда речь в первую очередь шла о КумАПП.
Завод выпускает все типы вертолетов для ВМФ (семейства Ка-27, Ка-31), гражданский многоцелевой вертолет Ка-32А11ВС, новые вертолеты Ка-226 и Ка-226Т. Но в последние годы КумАПП приносил убытки из-за недозагрузки.
В 2012-2013 годах «Вертолеты России» рефинансировали большую часть обязательств завода — более 12 млрд руб., что позволило КумАПП получить низкую процентную ставку по займам. Но в 2014 году завод увеличил убыток в 2,5 раза, до 2,5 млрд руб., выручка выросла всего на 5%, до 3,9 млрд руб., а кредиторская задолженность на конец года достигла 4,7 млрд руб. В феврале в Кумертау возник конфликт между работниками и руководством завода из-за опасений сокращений (разногласия удалось уладить).
На 2015 год КумАПП был полностью обеспечен контрактами на ремонт и модернизацию.
Был заключен контракт на реализацию ранее изготовленных Ка-31А11ВС. В холдинге заявляли, что если КумАПП выполнит все обязательства, то выручка предприятия в 2015 году составит около 10 млрд.
Исполнительный директор агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев говорит, что если до сих пор на заводах производство велось «по полному циклу», то сейчас предприятия с минимальной программой выпуска имеет смысл трансформировать в центры компетенций, специализирующиеся на отдельных узлах или процессах, так они могли бы вести поставки на другие заводы холдинга, увеличить серийность и стать прибыльными.
Эксперт напомнил, что в Кумертау поступали предложения загрузить производство комплектующими, в том числе самолетными — для Бе-200, но стороны не договорились.
В ситуации, когда на серийную продукцию завода крупных заказов в России не предвидится, переход к новой модели — единственный способ сохранить предприятие, замечает господин Пантелеев.