В последний год в Башкортостане распространяется брошюрка «Сохбеты в Башкортостане», которую огромным тиражом раздают сектанты-хакканиты
На фотографиях, помещенных в брошюрку, часто мелькают лица Салавата Кильдина (главный апологет хакканитов в РБ), Исмагила Мухамедьянова (мухтасиб Белорецкого района), Рафиса Сафина (имам-мухтасиб г. Мелеуз), Руслана Сулейманова (преподаватель основ ислама) и др. Хакканиты – это последователи кипрского шейха Назима Аль-Хаккани, скандально известного своими еретическими мыслями и делами.
Постараемся кратко пролистать упомянутую брошюрку, анализируя её содержание. После исторического экскурса автор (или якобы автор шейх Мехмет Адиль Аль-Накшбанди) на стр.7 пишет, что «Ислам в Башкирию был принесён сахабами пророка (ﷺ)… На горах Нарыстау и Ярыштау находятся их макамы (могилы)».
Откуда автор взял такую информацию, он не объяснил, а ограничился лишь странной фразой «Это подтверждает и Назим Аль-Хаккани».
Смешно, что «шейх» Назим Аль-Хаккани, принимавший делегацию из Башкортостана, путал даже название нашей республики с «Узбекистаном», а когда ему показали фото горы Нарыстау, на которой пока ещё не было могил «сподвижников», он вдруг ткнул в фотографию пальцем и выдал краткое «Здесь!». Вот такое «доказательство».
Однажды я пояснял абсурдность этой ситуации одному из симпатизантов Назима Аль-Хаккани, и тот заявил, что святой человек де по вдохновению от Всевышнего может знать то, чего не знают простые смертные.
Да, это известно – способность святого увидеть то, что неведомо обычному человеку, называется карама́том или фира́сой. Но одно дело личное убеждение святого относительно чего-то, а совсем другое – случай, когда речь идёт о вынесении какого-то юридического решения, тем более если это решение является вопросом общественного, государственного или международного характера.
Представим, что к исламскому судье, ка́дию, приводят обвиняемого в убийстве. Ка́дий может быть очень богобоязненным человеком, святым, обладающим чудесной проницательностью (фира́сой), и, как говорится, «насквозь видеть» человека и понимать, что перед ним – убийца. Возможно даже, что судье приснится сон, в котором ему будет сообщено, что обвиняемый действительно виновен.
Но для того, чтобы наказать убийцу, кадий просто обязан юридически обосновать его вину, и тут уж никак недопустимо, чтобы он заявил просто: «Чую я, убивец он! Да и сон мой говорит о том же».
Так что важно чётко уметь различать духовную составляющую какого-то вопроса от исламской юриспруденции, где признаются лишь железные доказательства. Или другой пример: я лично могу думать о том или ином человеке, что он – муна́фик, лицемер, притворяющийся мусульманином.
Но покуда у меня нет железного основания для такфира (эдикта о вероотступничестве того или иного человека), я своё подозрение должен держать при себе как сугубо личное мнение.
Неумение отводить мистике до́лжные ей рамки толкает суфистов на многие ошибки. Так что прови́дение шейха Назима Аль-Хаккани – недостаточный аргумент для того, чтобы решить, что на горе Нарыстау покоятся сподвижники. Святость – это хорошо, но вдруг эта самая святость подвела его подобно тому, как за пару минут до этого, когда шейх перепутал Башкортостан с Узбекистаном?!
После витиеватых рассуждений о шариате и тарикате, автор на стр.13 утверждает, что «каждое мгновение на земле присутствует 124 000 святых…». Давайте спросим у уважаемого автора, учёного, святого: где в Коране или высказываниях пророка (ﷺ) называется это конкретное число святых? Откуда вся эта иерархия святейства: 124 000 святых, 313 из которых – те, кто «посвятее», 5 из этих 313 – «кутбов», ну и самый святой из 5 «кутбов» – «султан всех святых данного времени», которым – кто бы сомневался – и являлся Назим Аль-Хаккани, отец автора.
Говоря проще и короче, он – самый лучший из мусульман сегодня. Был, вернее.
Только странно, что во времена сподвижников самым богобоязненным мусульманином был Абу Бакр (по словам самого́ пророка Мухаммада (ﷺ)!), но что-то я не припомню, чтобы Абу Бакр называл себя «султаном святых». И Омар с Османом и Али не называли себя «кутбами», хотя пророк (ﷺ) им ещё при их жизни обещал рай. Вспомним, что Али (да будет доволен им Аллах) говорил о себе скромно: «Я всего лишь один из мусульман». Так скажите мне, откуда у Назима Аль-Хаккани и его последователей такая иерархия, которой не было у сподвижников?!
А ведь сами же хакканиты утверждают, что их учение «происходит от Абу Бакра» (стр. 11)! Как бы там ни было, шейх Назим Аль-Хаккани (ныне уже покойный) успел назначить своим представителем и наследником старшего сына Мехмета Адиля, «известного своей скромностью и огромной духовной силой» (стр. 15). (Заметьте, кстати, что автор брошюрки и есть Мехмет Адиль.
То есть, получается примерно так: «Мой папа, самый святой человек планеты, назначил своим представителем и наследником меня, известного огромной духовной силой. Ну а о своей скромности я и говорить не буду – и так же видно»). Лично я всю жизнь удивлялся принципу наследования власти, но вот случай, когда по наследству передаётся святость – это уж слишком.
Стр. 16:
«Башкирский народ является любимым народом Аллаха. Это народ с искренней и сильной верой». Очень хочу в это поверить, но докажите мне это, пожалуйста! Понятно, что об этом ничего не говорили ни Всевышний в Коране, ни пророк (ﷺ), но давайте попробуем понять это по делам людей. У нас что, самый высокий процент совершающих намаз, постящихся, выплачивающих закят?! У нас в каждой деревне звучит азан, как в дагестанских сёлах?! А во время уразы постятся все, и в магазинах никогда не продаётся спиртное, как у некоторых мишар?! Ладно, не будем перегибать с самокритикой, но будьте же немного скромнее, о люди! Нам в плане ислама есть ещё над чем поработать, мягко говоря.
Стр. 43:
На фотографии шейх Мехмет проводит очень странный ритуал: выстроившиеся в очередь женщины притрагиваются к его посоху. Как потом объяснили, это делалось для «бараката». Простите меня, пожалуйста – может, Мехмет Адиль и усердный в поклонении человек, и уровень его перед Аллахом (как думает он сам, по крайней мере) – высок. Но посох-то причём? Если бы посох или другой предмет богобоязненного человека могли принести пользу, то почему Абу Бакр, например, не разослал в своё время штапеля посохов в различные провинции халифата с фарманами: «этот посох – для египтян, этот – для иракцев, этот – для башкир» и т.д?. Прикасайтесь и заряжайтесь баракатом. Но этого не делали ни Абу Бакр, ни кто-либо из сподвижников. Более того, когда некоторые люди начали делать дуа у дерева, возле которого сподвижники давали присягу пророку, халиф Омар приказал это дерево срубить.
На стр. 47
Мехмет Адиль говорит о пророке (ﷺ): «Он не умер». В доказательство он приводит хадис, в котором посланник Аллаха (ﷺ) сказал: «Ваш салават доходит до меня, где бы вы ни были». (Цитата хадиса, по версии шейха Мехмета: «Я услышу, когда вы передадите привет»). Но слова пророка (ﷺ) указывают на одно из чудес – что наши слова «салляллаhу алейhи уа саллям» доходят до него даже после его смерти, так что барзах, загробная жизнь пророка (ﷺ), имеет особенный статус: он, даже умерший, обладает определенными качествами. К примеру, в одном из хадисов говорится, что когда вернётся пророк Иса и поприветствует нашего пророка Мухаммада (ﷺ), посланник Аллаха (ﷺ) ему ответит. Но всё равно пророк Мухаммад (ﷺ) умер. И об этом сказал в Коране сам Всевышний: «Воистину, ты смертен, и они смертны» (Сура «Толпы», 30 аят). Также в день смерти пророка Мухаммада (ﷺ) Абу Бакр произнёс легендарные слова: «Кто поклонялся Мухаммаду (ﷺ), то Мухаммад (ﷺ) уже умер…».
Стр. 50:
«Интервью у святого родника». Без комментариев. В исламе есть только один святой родник, и это – Замзам.
Всю остальную «воду», с которой смешано написанное в брошюрке, я не анализирую – всякие утверждения типа «башкиры – благословенный народ», «заблудшие мусульмане – это салафиты, ваххабисты, шииты», «ислам – это тарикат» и т.п., я не беру всерьёз. Те, у кого есть мало-мальское представление о теологии, в них не поверит.
Добавлю только, что по дополнительной информации из интернета и слов хакканитов, целью этого течения является «хакканизация» именно башкир с привязкой их к одному духовному лидеру – сыну Назима Аль-Хаккани Мехмету Адилю. Как говорится в брошюрке, «имам каждой мечети должен быть представителем тариката» (стр. 48). Давайте зададим себе вопрос: ну и кому же будут подчиняться имамы мечетей РБ, вступив все дружно в тарикат, культивируемый Мехмет Адилем и его подопечным Салаватом Кильдиным? Муфтию ДУМ? Или ЦДУМ?
Не обольщайтесь. В одном ролике Назим Аль-Хаккани обещал отправить «официальных муфтиев в ад» (ролик «Вся правда о Нарыстау и Хаккани»). Так что будущие имамы мечетей РБ должны будут смотреть в рот не муфтиям, а са́мому святому шейху планеты, избранному папой из 124 000 святых, 313 «святейших» и 5 «кутбов».
Невольно вспоминаются слова одного экстравагантного чиновника: «Нам не нужны всякие импортные модели традиционного ислама!». В чём в чём, но в этом я абсолютно с ним согласен. Видите ли, несмотря на всю свою оппозиционность с ДУМ-ами и ЦДУМ-ами (частичную, прошу заметить!) лично мне муфтии более понятны. Часто они говорят много странного, конечно, но такого, чтобы грозить кому-то депортацией в ад или называть себя лучшим мусульманином планеты, я от них не слышал…
Ответственно заявляем секте хакканитов: вам здесь не рады.
Обвиняя некоторых мусульман в экстремизме и дестабилизации ситуации в РБ, вы пытаетесь тем самым отвести подозрения от самих себя, потому что вы как раз и являетесь дестабилизаторами. Если среди вас есть бывшие сотрудники, как вы хвалитесь, то они-то должны понимать, что умме Башкортостана не нужны зарубежные кураторы из загадочного Кипра. Тем более в лице экстравагантных шейхов, которые призывают «вооружаться татар и башкир саблями и ездить на конях». (Кто не верит, пусть посмотрит упомянутый ролик «Вся правда о Нарыстау и Хаккани» в Ютубе).
За стол переговоров мы с вами никогда не сядем и предпочтем лучше умереть, чем стать похожими на вас. Не думайте, что всё это личное мнение одного человека – нас много. И не надо угрожать людям, ведь физическая расправа – не всегда выход. Если у вас есть что-то более конструктивное – пишите, а мы изучим.
Одумайтесь – вы же годитесь нам в отцы! Как-то неудобно даже критиковать и поучать людей такого почтенного возраста. А Духовному управлению мусульман я настоятельно советовал бы озаботиться своими имамами, которые ездят в Кипр и в буквальном смысле целуют руки и ноги «импортным» шейхам. До добра такие ритуалы не доведут.
Да защитит нас Аллах от тех, кто благими намерениями мостят моему народу скользкую дорожку…
Автор Ишмурат Хайбуллин