Советские законы и шаманские символы

kostyum-shamana-v-muzee Советские законы и шаманские символы

Костюм последнего великого шамана нганасан Тубяку Дюходовича Нгамтусу’о (Костеркина) — важнейший экспонат Таймырского краеведческого музея

Шаман  Тубяку Костеркин передал свой костюм музею в 1982 году. Это удивительно, потому что для шамана все атрибуты костюма носят символический характер, являются средством общения с духами. Однако после смерти жены, помогавшей шаману в камлании, он решил, что духи оставили его а дар передать некому — старший сын Костеркина Леонид не решился пройти ритуал посвящения.

В результате шаманские аксессуары были переданы работникам музея, с которыми шаман заключил договор. Музейные сотрудники были обязаны четыре раза в год бить в шаманский бубен (в начале лета, осени, зимы и весны). Пока Тубяку Дюходович был жив, он сам приходил в музей и выполнял необходимые действия – надевал костюм и бил в бубен.

Костюм шамана посетители музея до сих пор «кормят» — кладут рядом сигареты-подношения. Некоторые утверждают, что костюм последнего шамана нганасан обладает большой энергетикой — в определенном положение от него исходят ощутимые волны энергии.

Алексей Бороненко обратил внимание на любопытные эпизод из статьи Мочалова Мария Алексеевна ШАМАН В МУЗЕЕ: ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ИНДИГЕННОГО СООБЩЕСТВА В РЕГИОНЕ РЕСУРСНОГО ТИПА.

Например, в музее хранится одна из самых известных и при этом «новых» подвесок — так называемый советский закон («вместилище советской власти», по словам самого шамана), представляющий собой металлическую открывающуюся коробочку (навершие шаманского наголовника), внутрь которой был положен засушенный шмель.

shamanskie-predmety Советские законы и шаманские символы

Фрагмент показывает яркий пример соединения модерного и традиционного мышления, где советская система и шаманские практики оказываются тесно переплетены. Это сочетание отражает гибридную реальность, в которой новые советские символы интегрировались в древние верования и практики, демонстрируя адаптацию и взаимопроникновение различных культурных кодов. Сам факт сохранения подвески шаманом и передачи её музею подчёркивает, что такая интеграция воспринималась не только как допустимая, но и ценная, усиливающая силу шаманского предмета благодаря дополнительному символическому смыслу.

И если Ленин — гриб, то советский закон — шмель!

Добавить комментарий

Next Post

За что были обезглавлены Михаил и Раиса

Чт Май 22 , 2025
Мордовские перформансы тридцать семь лет назад В 1988 году 46-летний механизатор из деревни Сафаровка Мордовской АССР на глазах односельчан провел обряд крещения двух карасей, дав […]