Костюм последнего великого шамана нганасан Тубяку Дюходовича Нгамтусу’о (Костеркина) — важнейший экспонат Таймырского краеведческого музея
Шаман Тубяку Костеркин передал свой костюм музею в 1982 году. Это удивительно, потому что для шамана все атрибуты костюма носят символический характер, являются средством общения с духами. Однако после смерти жены, помогавшей шаману в камлании, он решил, что духи оставили его а дар передать некому — старший сын Костеркина Леонид не решился пройти ритуал посвящения.
В результате шаманские аксессуары были переданы работникам музея, с которыми шаман заключил договор. Музейные сотрудники были обязаны четыре раза в год бить в шаманский бубен (в начале лета, осени, зимы и весны). Пока Тубяку Дюходович был жив, он сам приходил в музей и выполнял необходимые действия – надевал костюм и бил в бубен.
Костюм шамана посетители музея до сих пор «кормят» — кладут рядом сигареты-подношения. Некоторые утверждают, что костюм последнего шамана нганасан обладает большой энергетикой — в определенном положение от него исходят ощутимые волны энергии.
Алексей Бороненко обратил внимание на любопытные эпизод из статьи Мочалова Мария Алексеевна ШАМАН В МУЗЕЕ: ОПЫТ ИЗУЧЕНИЯ НАСЛЕДИЯ ИНДИГЕННОГО СООБЩЕСТВА В РЕГИОНЕ РЕСУРСНОГО ТИПА.
Например, в музее хранится одна из самых известных и при этом «новых» подвесок — так называемый советский закон («вместилище советской власти», по словам самого шамана), представляющий собой металлическую открывающуюся коробочку (навершие шаманского наголовника), внутрь которой был положен засушенный шмель.
Фрагмент показывает яркий пример соединения модерного и традиционного мышления, где советская система и шаманские практики оказываются тесно переплетены. Это сочетание отражает гибридную реальность, в которой новые советские символы интегрировались в древние верования и практики, демонстрируя адаптацию и взаимопроникновение различных культурных кодов. Сам факт сохранения подвески шаманом и передачи её музею подчёркивает, что такая интеграция воспринималась не только как допустимая, но и ценная, усиливающая силу шаманского предмета благодаря дополнительному символическому смыслу.
И если Ленин — гриб, то советский закон — шмель!