Работа участкового по профилактике экстремизма и терроризма на поднадзорном участке
В современном мире передовые страны всё больше и больше уделяют времени и средств на проведение активных мероприятий по предотвращению и искоренению наиболее опасных видов преступлений, таких как: терроризм и экстремизм как таковые. Изучая исторический аспект данного явления, правительство и правоохранительные органы на протяжении последнего времени при всём взаимодействии стараются направить все силы на борьбу с данным недугом социума. Отражение методов проводимой политики мы можем наблюдать как на внутригосударственной ступени развития стран, так и на межгосударственных уровнях в целом.
Наше государство уделяет особое внимание борьбе с терроризмом и экстремизмом, закрепляя на законодательном уровне в качестве основополагающих задач в самых распространённых законодательных актах.
Активная деятельность террористических и экстремистских организаций распространяется в обществе повсеместно, особенно они прибегают к помощи коммуникационных и информационных технологий с целью расширения сферы влияния на социум, дабы привлечь новых сторонников в свои незаконные ряды. Такая угроза носит своё отражение в Стратегии национальной безопасности РФ, утверждённой Указом Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 г. № 683 [7], а также данный акт старается отразить всецело основные аспекты борьбы с данным недугом, чтобы снизить риск распространения такого рода преступлений на человечество.
Так же, в качестве основных нормативно — правовых актов в сфере борьбы с терроризмом и экстремизмом можно выделить, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 — ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» и от 6 марта 2006 г. № 35 ФЗ «О противодействии терроризму» [5] и от 25 июля 2002 г. № 114 — ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» [4].
Вышеуказанные мастодонты в сфере искоренения данной категории преступлений закрепляют на законодательном уровне правовые основы противодействия экстремистской деятельности, основополагающие принципы противодействия террористической деятельности, а также закрепляют ответственность за совершение данной незаконной деятельности.
Российская Федерация выделяет в качестве базового принципа противодействия терроризму и экстремизму — всецелый приоритет мер по предупреждению данных категорий преступлений, для того, чтобы не дать им толчка для развития в социуме как таковом. К тому же проведение профилактических мероприятий органами исполнительной власти совместно с правоохранителями в пределах нашей страны, являются часто применяемыми в практике методами борьбы с таким явлением.
Они позволяют устранить очаги появления новых экстремистских проявлений, а так же успешно пресекать уже существующие действия запрещённых организаций. Объектами воздействия таких решений становятся популярные и не очень религиозные и общественные организации, а также категории физических лиц в целом, составляющие основную массу стран мира.
Профилактика имеет место в форме активной пропаганды среди населения, для того, чтобы достичь того воспитательного воздействия, который наконец если не искоренит появления данных преступлений, так естественно снизит процент их совершения.
Правоохранительные органы в лице полиции руководствуются ФЗ № 3 «О полиции» [6] который чётко закрепляет норму по противодействию терроризму и экстремизму. Данная норма гласит, что в обязанность органов полиции входит принятие всевозможных законных мер по реализации предупреждения и пресечения террористической деятельность незаконных общественных организаций и объединений.
К тому же, полиция обязана принимать активное участие в мероприятиях по противодействию экстремизму вблизи плотного скопления людей, для того, чтобы существенно снизить возможный ущерб, который ожидается от незаконных действий преступников.
Участковые уполномоченные полиции, являясь многочисленным подразделением в сфере внутренних дел, наделяются широчайшим кругом полномочий в соответствии с законом как таковым. За каждым участковым закрепляется свой административный участок, на котором проживают разнообразные категории граждан, где защита их жизнь и здоровья зависят от грамотных решений и действий правоохранителя, которые выражаются в форме охраны общественного порядке и обеспечения общественной безопасности в целом на своей территории.
Основные функции и задачи участковых уполномоченных регламентируются Наставлением по организации деятельности участковых уполномоченных полиции, который в свою очередь был утверждён Приказом Министерства внутренних дел России от 29.03.2019 г. №205 [8].
В свою очередь данный нормативно — правовой акт обязывает данных сотрудников в пределах своего административного участка принимать активное участие в противодействии терроризму и экстремизму выраженную в профилактических мероприятиях как таковых. Говоря об обязанностях участкового, хотелось бы отметить, что ему рекомендуется в случае ознакомления с определёнными жилищными объектами на своей территории необходимо проводить активную разъяснительную работу, направленную на пояснение чёткого регламента действий граждан при возникновении какой — либо подозрительной экстремистской преступной активности.
К вышесказанному стоит добавить, что участковому уполномоченному требуется тщательно знакомиться с поступающей информацией касающейся лиц, склонных к распространению материала экстремистской направленности которые, несомненно, подпадают в перечень таких запрещённых материалов в целом. Особое внимание к тому же уделяется лицам старающимся изготовить и распространить материал террористической направленности с целью их последующего распространения в социум.
Как правило, на административном участке располагается образовательные организации по обучению школьников и студентов, которые всё чаще становится объектом воздействия со стороны преступников. Поэтому участковому просто необходимо проводить профилактические мероприятия с данными категориями граждан с целью минимизировать развитие данных категорий преступлений в целом, а также сократить ущерб от их совершения.
Функция по предупреждению терроризма и экстремизма закреплённая за участковыми уполномоченными достигается с помощью профилактического обхода помещений находящихся на поднадзорном участке, а также уделять особое внимание лицам, входящим в перечень граждан состоящих на профилактическом учёте. Всё это выражает основную форму несения службы участкового уполномоченного в пределах своего административного участка.
Профилактический обход правоохранителя состоит из нескольких базовых требований:
1) Активное участие в проверке строений и сооружений, которые непосредственно располагаются в пределах участка, а если и потребуется, то провести обход и обследование подъездов зданий, подвальных и чердачных помещений в целом;
2) Знакомство с проживающими гражданами квартир, а также комнат и жилых домой;
3) Посещение граждан находящихся на профилактическом учёте в базе данных ОВД;
4) Проведение массовых встреч с собственниками квартир для того, чтобы решить вопрос о совместном взаимодействии в случае необходимости такового явления.
В случае получения информации интересующей правоохранительные органы благодаря профилактическим приёмам участковый уполномоченный обязан принять незамедлительные действия в соответствии с законом в целом. К такому роду информации можно отнести:
1) Выявление факта антиобщественного поведения жильцом административного участка;
2) Выявление факта сдачи в аренду жилое помещение лицом без соответствующего оформления с буквы закона;
3) Выявление факта получения информации, которая представляет оперативный интерес для правоохранительных органов по пресечению и предотвращению преступлений экстремистской направленности.
Если в результате профилактического обхода обнаруживаются определённые сведения о лицах, причастных к совершению противозаконных действий, участковый уполномоченный обязан составить соответствующий рапорт на имя начальника территориального органа МВД осуществляющего вою служебную деятельность на районном уровне как таковом.
В случае выполнения своих полномочий участковый уполномоченный лично обнаруживает лицо, либо лиц совершающих противоправное деяние, то ему необходимо законными средствами пресечь данное явление и приложить все усилия для доставления данных граждан в орган МВД. После чего, ему необходимо доложить оперативному дежурному в орган полиции на районном уровне, а также в случае необходимости при
наличии пострадавших оказать им первую доврачебную помощь, установить очевидцев и свидетелей произошедшего и организовать охрану места происшествия для прибытия сил специального назначения.
Законодательство РФ запрещает создание организаций и общественных объединений в поддержку осуществление и планирования деятельности экстремистской направленности.
Совершение преступлений террористической направленности носит уголовно — наказуемый характер путём закрепления статей 280,282,281.1,282.2 Уголовного кодекса РФ [2]. К тому же, Кодекс об административных правонарушениях предусматривает ответственность за совершение правонарушений в области терроризма и экстремизма, а именно статьи 20.3 и 20.29 КоАП РФ [3].
В данной научной статье стоит обратить внимание на лиц, которые находятся на профилактическом учёте и в рамках которых участковому уполномоченному требуется проводить соответствующие профилактические мероприятия для их дальнейшего исправления. К таким категориям граждан, которые заносятся в паспорт на административном участке, можно отнести лиц:
1) Которые были осуждены с точки зрения норм права к мерам наказания, не касающиеся лишения свободы, либо те лица, которые подверглись условному лишению свободы;
2) Ранее судимые за те или виды правонарушения;
3) Которые были объявлены в розыск, проживающие непосредственно в пределах административного участка;
4) А также лица, которые были освобождены из мест лишения свободы с назначением ограничительных мер в соответствие с действующим ФЗ.
В заключении, хочется отметить, что подразделения участковых уполномоченных полиции занимают определённо важную ступень в борьбе с терроризмом и экстремизмом, поскольку на них в соответствии с действующим законодательством возлагаются те самые обязанности, которые способствуют максимально эффективно бороться с данными категориями преступлений на локальном уровне.
Список использованной литературы:
1) Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с учётом поправок, внесённых Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12. 2008 г. № 6 — ФКЗ, от 30.12.2008 г. № 7 — ФКЗ, от 05.02.2014 г. № 2 — ФКЗ, от 21.07.2014 г. № 11 — ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2) Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63 — ФЗ // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954.
3) Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 — ФЗ // Российская газета. №256, 31.12.2001.
4) Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 114 — ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» // Российская газета, № 138 — 139, 30.07.2002.
5) Федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35 — ФЗ «О противодействии терроризму» (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.01.2017) // Российская газета, № 48, 10.03.2006.
6) Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 — ФЗ «О полиции» // Собрание законодательства РФ, 14.02.2011, № 7, ст. 900.
7) Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ, 04.01.2016, № 1 (часть II), ст. 212.
8) Приказ МВД России от 29 марта 2019 г. № 205 «О несении службы участковыми уполномоченными полиции на обслуживаемом административном участке и организации этой деятельности» // справочная правовая система КонсультантПлюс.
Авторы: Кузминова Е.Ю., Казаков А.В. — «ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАСТКОВОГО УПОЛНОМОЧЕННОГО ПОЛИЦИИ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ ЭКСТРЕМИЗМА И ТЕРРОРИЗМА НА ПОДНАДЗОРНОМ УЧАСТКЕ». — Сборник статей Международной научно-практической конференции «АНАЛИЗ ПРОБЛЕМ ВНЕДРЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ИННОВАЦИОННЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ». — Уфа, 2021.