Прогноз развития Удмуртии на 2020-2022 гг.

udmurtija Прогноз развития Удмуртии на 2020-2022 гг. Анализ - прогноз УДМУРТИЯ

Прогноз развития Удмуртии на 2020-2022 гг.

Министр экономики Удмуртии представил на слушаниях прогноз развития Удмуртии на ближайшие три года. Ожидается умеренный рост валового регионального продукта (ВРП) и инвестиций, замедления роста номинальной зарплаты и розничного товарооборота

В госсовете Удмуртии прошли публичные слушания по проекту социально-экономического развития республики на 2020-2022 гг. Регион в ближайшие три года ожидает умеренный рост экономики и притока инвестиций. Проект прогноза социально-экономического развития республики на слушаниях в госсовете представил министр экономики Михаил Тумин. Участники слушаний обратили внимание на планируемое снижение численности работников организаций и не решающуюся проблему «серых» зарплат.

Предварительные оценки

По предварительной оценке ВРП за 2019 г. увеличится на 1,2% и составит 646,4 млрд руб.В 2020 г. ВРП вырастет на 1%, в 2021 — на 1,4%, в 2022 — на 1,3%. В прогнозном периоде наибольший вклад в ВРП будут вносить обрабатывающие производства, строительство, транспортировка и хранение, сельское хозяйство. В структуре ВРП доля промышленности увеличится на 1% до 48,9%. Планируется, что объем инвестиций в основной капитал будет расти. Если по итогам 2019 г. ожидается, он составит 107,7 млрд руб, то в 2020 г. — 117,4 млрд. Однако темпы роста замедлятся с 4,7% в 2019 г. до 3,8% в 2022 г.

ministr-jekonomiki-udmurtii-mihail-tumin Прогноз развития Удмуртии на 2020-2022 гг. Анализ - прогноз УДМУРТИЯ

Министр экономики Удмуртии Михаил Тумин

Инфляция в 2020 г. в Удмуртии, согласно прогнозу, ожидается на уровне 3,3%. До конца 2019 г. она составит 3%, а в среднесрочной перспективе не превысит 4%, что соответствует показателям, которые установил ЦБ РФ. Номинальная начисленная зарплата будет расти в пределах 6-7% в год и в 2022 году достигнет 40,8 тыс. руб. При этом реальные располагаемые доходы жителей Удмуртии прекратят падение. По оценке минэкономики, 2019 г. республика закончит с отрицательным значением, в 2020 г. доходы сохранятся на уровне текущего года, а в последующие два года покажут рост на 0,7-0,8%.

Ведется работа с предприятиями по повышению производительности труда, что в свою очередь скажется на зарплате работников, а также растет МРОТ. Согласно прогнозу в течение ближайших трех лет доля населения с доходами ниже прожиточного минимума снизится до 7,6%. В 2018 г. она составляла 12%.

Значительную долю в промышленном производстве Удмуртии занимает оборонно-промышленный комплекс. Среди его основных задач: удержание лидерства предприятий региона в производстве стрелкового оружия и ракет, а  также развитие производства специальной техники и гражданской продукции (радиотехника, медтехника, автоэлектроника и др.).

По наличию ресурсов и инновационного потенциала сектора экономики региона условно можно разделить на группы, отличающиеся по возможностям роста.

К первой группе относятся предприятия атомной промышленности, ракетостроения и химической промышленности. Для них важен возврат в стадию активных исследований и разработок, а также расширение производств с целью вывода на рынок новой продукции.

Ко второй группе относятся производства средств связи, конденсаторов, электродвигателей, чёрная металлургия и добыча нефти. Для этой группы предприятий переход к инновационному типу стратегии планируется произвести путем масштабной модернизации производственных мощностей и внедрения новых технологий.

К третьей группе относятся сельское хозяйство, приборостроение, автомобилестроение, деревообработка и производство стрелкового оружия. Для этого производственного сектора главная потребность — расширение рынков сбыта за счёт продвижения брендов на продукцию и выпуск новых видов продукции под выявленный спрос.

Государственные программы экономического блока

Расходы госпрограмм экономического блока — это 16 процентов от всех бюджетных расходов. Большую часть из них выделяется на исполнение государственной программы «Развитие транспортной системы Удмуртской Республики» – 6,4 миллиарда. Дополнительно более 1 млрд. поступят из федерального бюджета.

Еще один блок расходов – обеспечение иных государственных полномочий. Его объем на 2020 год — 6,024 миллиарда. Из них 4,9 миллиардов предусмотрены на госпрограмму «Управление государственными финансами». Станислав Евдокимов доложил, что в следующем году планируется снижение государственного долга — предполагается, что к концу 2020 г. он сократится ещё на 1 млрд и составит 45 млрд рублей.

Финансирование государственных программ обсуждалось депутатами вместе с руководителями профильных министерств. Так, на реализацию госпрограммы «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» в 2020 г. предусмотрено 2,6 млрд рублей. Из них за счет федерального бюджета — 1 млрд 409 млн. рублей. В рамках государственной программы реализуются 2 региональных проекта нацпроектов «Создание системы поддержки фермеров и развитие сельской кооперации в Удмуртской Республике» и «Экспорт продукции агропромышленного комплекса Удмуртской Республики». Большая часть бюджетных ассигнований региона на господдержку АПК – 1 млрд. 334,5 млн. рублей предусмотрены на условиях софинансирования с федеральным бюджетом.

В рамках федеральной программы «Комплексное развитие сельских территорий» в бюджете республики планируется выделить средства на возмещение расходов, связанных с оплатой труда и проживанием студентов, проходящих производственную практику и затрат по заключенным с работниками ученическим договорам. Госпрограмма также предусматривает 254 млн рублей на обеспечение ветеринарно-санитарного благополучия, включая мероприятия по профилактике и ликвидации очагов болезней животных.

kalashnikov-avtomat Прогноз развития Удмуртии на 2020-2022 гг. Анализ - прогноз УДМУРТИЯ

Министр сельского хозяйства и продовольствия республики Ольга Абрамова подчеркнула, что в текущем году на уровне федерации кардинально изменился подход к финансированию отрасли. Среди приоритетных направлений на 2020 год она назвала производство продукции АПК, прежде всего — молочной, обновление сельхозтехники, продолжение строительства и модернизации животноводческих помещений. Отдельное внимание будет уделяться племенному животноводству. В приоритете останется поддержка малых форм хозяйствования и фермерского движения, а также развитие направления целевого обучения студентов и школьников.

В рамках госпрограммы «Окружающая среда и природные ресурсы» в Удмуртии реализуются 3 региональных проекта нацпроектов «Чистая страна», «Сохранение уникальных водных объектов» и «Комплексная система обращения с ТКО». Размер бюджетных ассигнований на 2020 год планируется в сумме 206 млн рублей, 79 млн — за счёт федеральных средств. Основные статьи расходов – это работа по ликвидации мест несанкционированного размещения твердых бытовых отходов, развитие водохозяйственного комплекса, охрана и использование охотничьих и водных биоресурсов.

Госпрограмма «Развитие лесного хозяйства» предусматривает финансирование в размере 368 миллионов рублей, из них 347 млн. рублей составляют федеральные субвенции. В рамках госпрограммы реализуется региональный проект нацпроекта «Сохранение лесов». Среди основных расходов — охрана и защита лесов, финансирование этого направления в 2020 году по сравнению с проектом бюджета на 2019 год и плановый период, внесенного к первому чтению, выросло в 5 раз и составит в 2020 году 76,5 миллионов рублей. Кроме того, запланированы финансовые средства на оснащение учреждений лесопожарной техникой и оборудованием для организации охраны лесов от пожаров, проведение мероприятий по лесоустройству и проектированию лесных участков. За счет федеральных средств в 3,5 раза по сравнению с проектом бюджета на 2019 год, внесенного к первому чтению, в 2020 году вырастет финансирование мероприятий по воспроизводству лесов, в 3 раза — бюджетное обеспечение работ по увеличению площади лесовосстановления.

Проект прогноза будет представлен для утверждения депутатам госсовета на сессии в конце ноября. Предлагаем его вашему вниманию.

predsedatel-pravitelstva-udmurtskoj-respubliki-ja.v.-semenov Прогноз развития Удмуртии на 2020-2022 гг. Анализ - прогноз УДМУРТИЯ

Председатель Правительства Удмуртской Республики Я.В. Семенов

 

О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

ПРАВИТЕЛЬСТВО УДМУРТСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ

от 27 октября 2018 года N 1250-р

О Прогнозе социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

Одобрить прилагаемый Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов и направить его в Государственный Совет Удмуртской Республики.

Председатель Правительства
Удмуртской Республики
Я.В.СЕМЕНОВ

Приложение.

Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

Приложение
к распоряжению
Правительства
Удмуртской Республики
от 27 октября 2018 г. N 1250-р

           

N

Показатели
Единица измерения
2017 год
2018 год
2019 год, прогноз
2020 год, прогноз
2021 год, прогноз
   

факт

оценка

1 вариант

2 вариант

1 вариант

2 вариант

1 вариант

2 вариант

1

Численность постоянного населения (в среднегодовом исчислении)

тыс. чел.

1514,9

1511,8

1506,3

1509,6

1501,7

1507,9

1496,7

1506,3

2

Индекс потребительских цен:
         
 
на конец года

к декабрю предыдущего года

101,4

104,0

104,6

104,5

104,0

103,8

104,0

104,0

 
в среднем за год

в процентах к предыдущему году

103,0

102,4

105,0

104,9

103,8

103,8

104,0

103,9

3

Валовой региональный продукт:
        
 
номинальный объем

млн. рублей

581380 <*>

611466

641847

650078

674049

687506

706037

724019

 
темп роста в сопоставимых ценах

в процентах к предыдущему году

101,0 <*>

100,5

100,0

101,3

100,8

101,4

101,2

101,7

4

Объем отгруженной продукции (работ, услуг):
         
 
номинальный объем

млн. рублей

556808

611642

604236

614527

632041

649035

659145

679601

 
индекс промышленного производства

в процентах к предыдущему году

100,2

100,5

95,3

97,3

100,0

100,5

100,4

100,7

5

Продукция сельского хозяйства:
         
 
номинальный объем

млн. рублей

65245

65833

67820

67888

69798

70144

71763

72476

 
темп роста в сопоставимых ценах

в процентах к предыдущему году

100,3

100,1

100,8

101,0

100,8

101,1

100,8

101,1

6

Инвестиции в основной капитал:
         
 
номинальный объем

млн. рублей

79951

81973

84526

85030

87333

88463

90402

92489

 
темп роста в сопоставимых ценах

в процентах к предыдущему году

91,7

100,5

100,6

101,2

100,8

101,5

100,5

102,0

7

Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «Строительство»:
         
 
номинальный объем

млн. рублей

35354

35741

37529

37752

39448

39958

41635

42383

 
темп роста в сопоставимых ценах

в процентах к предыдущему году

81,0

96,1

100,0

100,5

100,3

100,9

101,0

101,5

8

Ввод в действие жилых домов

тыс. кв. м общей площади

658,6

659

660

669

651

674

639

679

 
темп роста

в процентах к предыдущему году

101,3

100,1

100,2

101,5

98,6

100,7

98,2

100,7

9

Объем розничного товарооборота:
         
 
номинальный объем

млн. рублей

233306

241480

254550

258280

269380

276640

285475

297305

 
темп роста в сопоставимых ценах

в процентах к предыдущему году

101,6

101,7

101,5

103,0

101,8

103,2

101,9

103,3

10

Объем платных услуг населению:
         
 
номинальный объем

млн. рублей

63152

66004

69064

69882

72148

73779

75810

78131

 
темп роста в сопоставимых ценах

в процентах к предыдущему году

104,8

100,7

100,7

101,7

101,2

102,2

101,4

102,2

11

Прибыль прибыльных организаций

млн. рублей

149851

130333

135547

137987

142347

145931

149103

153681

12

Фонд заработной платы

млн. рублей

173630

186088

192430

195057

200488

202708

212297

213965

13

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника (в среднем за период)

рублей

28995

31691

33402

33466

35239

35373

37600

37814

 
темп роста

в процентах к предыдущему году

108,6

109,3

105,4

105,6

105,5

105,7

106,7

106,9

14

Реальные располагаемые денежные доходы населения

процентов

95,7

101,1

97,8

98,0

100,2

100,2

101,0

101,1

15

Среднесписочная численность работников организаций

тыс. чел.

499,0

489,3

480,1

485,7

474,1

477,5

470,5

471,5

16

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения (в среднем за год)

рублей

8750

8960

9426

9408

9784

9766

10175

10146

17

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения

процентов

12,5

12,0

11,5

11,3

11,0

10,8

10,5

10,3

18

Экспорт

млн. дол. США

327,8

363

387

403

407

437

427

475

19

Импорт

млн. дол. США

289,9

370

375

392

398

417

410

439

20

Уровень официально зарегистрированной безработицы (на конец года)

процентов

0,92

1,10

1,09

1,03

1,09

1,03

1,06

1,03

________________

* Оценка.

 

Приложение.

Пояснительная записка к основным показателям Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов

Приложение
к Прогнозу
социально-экономического развития
Удмуртской Республики
на 2019 год и плановый период
2020 и 2021 годов

Разработка Прогноза социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов осуществлялась на основе методических рекомендаций Министерства экономического развития Российской Федерации, сценарных условий функционирования экономики Российской Федерации и основных параметров прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2019 год и на период 2020 и 2021 годов.

При разработке прогноза учитывались:

статистическая информация о социально-экономическом развитии Удмуртской Республики за 2014 — 2017 годы и январь — сентябрь 2018 года;

План мероприятий по реализации Стратегии социально-экономического развития Удмуртской Республики на период до 2025 года, утвержденный постановлением Правительства Удмуртской Республики от 10 октября 2014 года N 383;

материалы исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики, разработанные с учетом производственных и инвестиционных планов развития предприятий Удмуртской Республики, а также информация Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике.

Прогноз социально-экономического развития Удмуртской Республики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов разработан в 2 вариантах: вариант 1 (базовый) и вариант 2 (целевой). Базовый вариант (вариант 1) предполагает сдержанный внутренний спрос — как потребительский, так и инвестиционный, ограниченные государственные расходы на развитие. Целевой вариант (вариант 2) предполагает оживление инвестиционного и потребительского спроса. Оба варианта характеризуют развитие экономики Удмуртской Республики в условиях реализации государственной политики, направленной на повышение эффективности расходов бюджета.

Оценка достигнутого уровня социально-экономического развития, факторов и ограничений экономического роста Удмуртской Республики на среднесрочный период. Направления социально-экономического развития Удмуртской Республики

Экономическая ситуация 2018 года во многом повторяет тенденции предыдущего года.

В 2017 году умеренная динамика наблюдалась в производственных отраслях. Индекс промышленного производства составил 100,2%, а в обрабатывающих производствах — 102,9% за счет увеличения объемов производства по отраслям:

производство машин и оборудования, не включенных в другие группировки, — 124,1%;

производство резиновых и пластмассовых изделий — 123,2%;

производство автотранспортных средств, прицепов и полуприцепов — 122,6%;

производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования — 111,4%.

Объем продукции сельского хозяйства составил 65,2 млрд. рублей, или 100,3% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года.

Объем инвестиций в 2017 году сократился на 8,3% в сопоставимых ценах, объем работ, выполненных по виду деятельности «Строительство», — на 19,0%. В 2017 году наблюдалось восстановление потребительского спроса. Розничный товарооборот составил 233,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,6% больше уровня 2016 года. Объем платных услуг населению увеличился на 4,8% в сопоставимых ценах. Инфляция на потребительском рынке Удмуртии в 2017 году (на конец года) сложилась на уровне 101,4%. Это минимальный достигнутый уровень в Удмуртии с 2000 года. В 2017 году реальная заработная плата выросла на 5,5%, при этом реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 4,3%. Демографическая ситуация в 2017 году характеризовалась естественной убылью населения, которая составила 0,2 промилле.

За девять месяцев текущего года объем промышленного производства составил 450,5 млрд. рублей, индекс промышленного производства — 95,9%. Сельскохозяйственной продукции произведено на сумму 52,6 млрд. рублей, или 99,7% к январю — сентябрю 2017 года. Продолжается рост потребительского спроса. Оборот розничной торговли увеличился на 3,5%, объем платных услуг населению — на 0,2%. Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата на одного работника за январь — август 2018 года выросла на 11,4% и составила 31261 рубль, реальная заработная плата выросла на 9,5%.

Читайте также:  Информационная война против Украины

Демографическая ситуация в январе — августе 2018 года характеризовалась естественной убылью населения, которая составила 1,3 промилле.

izhevskaja-tjec-1 Прогноз развития Удмуртии на 2020-2022 гг. Анализ - прогноз УДМУРТИЯ

Валовой региональный продукт

В 2016 году валовой региональный продукт (ВРП) составил 540,1 млрд. рублей, что на 1,7% выше уровня 2015 года в сопоставимых ценах. По оценке 2017 года объем ВРП составил 581,4 млрд. рублей и увеличился на 1% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года.

Основной вклад в формирование ВРП вносят промышленное производство (47,2%), оптовая и розничная торговля (12,7%), сельское хозяйство (6,8%), транспорт и связь (6,6%), строительство (4,0%). На рост ВРП в основном повлияла позитивная динамика розничной и оптовой торговли, платных услуг населению, а также стабилизация объемов промышленного и сельскохозяйственного производства (100,2% и 100,3% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах соответственно). Объем оптовой торговли увеличился на 22,4%, розничный товарооборот — на 1,6%.

Вместе с тем на невысокие темпы роста ВРП в 2017 году повлияло снижение объема работ в строительстве на 19%, что объясняется уменьшением объема заказов, нестабильным состоянием хозяйствующих субъектов, в том числе по причине отсутствия оборотных средств. Кроме того, в 2017 году наблюдалось снижение инвестиционной активности, объем инвестиций составил 79,95 млрд. рублей, или 91,7% к уровню 2016 года. С учетом итогов развития основных отраслей экономики за девять месяцев объем ВРП в 2018 году оценивается на уровне 611,5 млрд. рублей, или 100,5% к уровню 2017 года.

В прогнозируемом периоде динамику ВРП будет определять промышленность. Стагнация ВРП по базовому варианту обусловлена снижением промышленного производства без учета ценового фактора на 4,7% к уровню 2018 года, отсутствием роста в строительной отрасли. Оба вида деятельности суммарно занимают в структуре ВРП 50%.

На экономический рост будет оказывать влияние замедление реальных темпов роста заработной платы, в первую очередь, из-за складывающейся высокой базы в 2018 году (в результате доведения до целевого уровня оплаты труда работников социальной сферы, а также доведения размера МРОТ до прожиточного минимума). Кроме того, в 2019 году индексация прочим категориям работников бюджетной сферы будет проведена с 1 октября (а не с 1 января как в текущем году). Ожидается, что 2019 год будет достаточно сложным с точки зрения адаптации к принятым решениям в области бюджетно-налоговой политики.

В базовом варианте ожидаются умеренные темпы роста ВРП: в 2021 году по базовому варианту темп роста в сопоставимых ценах составит 102,5% к уровню 2017 года. При реализации целевого варианта темп роста к уровню 2017 года составит 105%. Прогноз объема ВРП на 2018 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 3,2%, темп роста в сопоставимых ценах — на 0,1 процентных пункта.

Промышленное производство

За 2017 год промышленными предприятиями Удмуртской Республики отгружено товаров собственного производства на сумму 556,8 млрд. рублей, индекс промышленного производства составил 100,2%. За 2017 год добыто 10817 тысяч тонн нефти, это на 209 тысяч тонн меньше по сравнению с предыдущим годом. Индекс производства по добыче полезных ископаемых составил 97%.

Индекс физического объема по обрабатывающим производствам составил 102,9%. Рост наблюдается в металлургическом производстве — на 4,7%, производстве автотранспортных средств — на 22,6%, производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки, — на 24,1%.

За девять месяцев 2018 года промышленными предприятиями Удмуртской Республики отгружено товаров собственного производства на сумму 450,5 млрд. рубля, что в фактических ценах составляет 114,7% к соответствующему периоду 2017 года. При этом индекс промышленного производства составил 95,9%. Отрицательная динамика обусловлена снижением объемов производства по отраслям добывающих и обрабатывающих производств.

Рост объемов отгрузки при снижении объемов производства объясняется ростом цен, отгрузкой запасов продукции, произведенной в предыдущие периоды, что связано с длительным циклом производства на отдельных предприятиях, условиями заключенного гособоронзаказа.

Объем добычи нефти снизился к уровню девяти месяцев 2017 года на 1,8%, а объем отгруженных товаров отрасли увеличился на 36,4% (в фактических ценах), что связано с ростом цен на нефть.

В обрабатывающих производствах наблюдается снижение объемов производства на 5,8% к уровню девяти месяцев 2017 года.

По итогам 2018 года индекс промышленного производства оценивается на уровне 100,5%. Рост объемов производства в 2018 году ожидается по таким отраслям как:

производство компьютеров, электронных и оптических изделий (130%);

деревообрабатывающее производство (102,9%);

производство автотранспортных средств (103%).

Вместе с тем, снижение объемов производства наблюдается в таких видах деятельности, как:

добыча полезных ископаемых (96,6%);

производство пищевых продуктов (99%).

В 2019 году с учетом прогнозных планов предприятий республики и планового снижения добычи нефти ожидается замедление промышленного производства: индекс производства по базовому варианту составит 95,3%, по целевому — 97,3%.

В 2020 — 2021 годах по базовому варианту ожидается стагнация промышленного производства — индекс промышленного производства будет находиться в пределах 100 — 100,4%, что связано с медленным процессом диверсификации производства оборонно-промышленных предприятий.

Традиционно значимые сектора, такие как добыча нефти и оборонно-промышленный комплекс, по-прежнему будут обеспечивать наиболее весомый вклад в экономику республики.

В обрабатывающих отраслях промышленности положительные темпы роста по базовому варианту ожидаются в пищевой промышленности, обработке древесины и производстве изделий из дерева, производстве бумаги и бумажных изделий, химическом производстве, производстве резиновых и пластмассовых изделий, металлургическом производстве, производстве электрических изделий, производстве машин и оборудования, не включенных в другие группировки, производстве автотранспортных средств, производстве мебели.

При реализации целевого варианта могут быть достигнуты более высокие темпы роста промышленного производства — в пределах 100,5 — 100,7%.

Прогноз объема отгруженной продукции на 2018 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 8%. Изменения произошли вследствие уточнения отчетных данных развития промышленности за 2017 год (уточнения Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Удмуртской Республике (далее — Удмуртстат) по ОКВЭД2 на 23 млрд. рублей), уточнения прогнозных данных отдельными предприятиями, а также оценочных показателей 2018 года с учетом складывающейся социально-экономической ситуации в стране и в республике.

Добыча полезных ископаемых

Объем отгруженных товаров предприятиями добывающей отрасли в 2017 году составил 191,1 млрд. рублей, индекс производства — 97,0%. Добыто 10,8 млн. тонн нефти (98% к уровню 2016 года).

Объем добычи нефти за девять месяцев 2018 года составил 7892 тысячи тонн, или 98,2% к соответствующему периоду 2017 года. По итогам 2018 года объем добычи оценивается на уровне 10450 тысяч тонн, или 96,6% к уровню 2017 года.

В 2019 — 2021 годах прогнозируется снижение объемов добычи нефти.

По базовому варианту снижение добычи нефти в 2021 году прогнозируется до 10 млн. тонн в год (92,4% к уровню 2017 года), по целевому варианту — до 10,1 млн. тонн (93,4% к уровню 2017 года).

Причинами прогнозируемого снижения добычи нефти в республике являются значительная выработанность запасов и высокая обводненность основных месторождений.

Обрабатывающие производства

В 2017 году объем отгруженных товаров предприятиями обрабатывающей промышленности составил 321,1 млрд. рубля, индекс производства — 102,9%.

За девять месяцев 2018 года предприятиями обрабатывающей промышленности отгружено товаров на сумму 233 млрд. рублей, что на 5,8% меньше, чем в соответствующем периоде 2017 года.

Снижение промышленного производства отмечено в отраслях:

производство готовых металлических изделий, кроме машин и оборудования (индекс производства — 76,6%);

производство мебели (индекс производства — 83, 7%).

В формировании индекса производства по обрабатывающим производствам данные виды деятельности суммарно занимают 38,5%.

По итогам 2018 года индекс производства по обрабатывающим производствам оценивается на уровне 103,6%. Рост во многом связан с условиями заключенного государственного оборонного заказа.

В 2019 году ожидается падение объемов производства, а начиная с 2020 года прогнозируется позитивная динамика, которая будет обеспечена, в том числе увеличением выпуска конкурентоспособной и высокотехнологичной гражданской продукции предприятиями ОПК региона.

Несмотря на сохраняющееся санкционное давление, основными лидерами роста в обрабатывающей промышленности станут машиностроительный комплекс, лесопромышленная и химическая отрасли.

В машиностроении и металлообработке в 2019 году ввиду острой зависимости от наличия и условий гособоронзаказа прогнозируется снижение объемов производства.

Процесс восстановления объемов производства по базовому варианту будет более длительный, в 2020 — 2021 годах машиностроительный комплекс будет стагнировать за счет снижения объемов производства военной продукции.

В металлургическом производстве индекс производства в 2021 году к уровню 2017 года составит по базовому варианту 108,7%, по целевому — 110,7%.

В обработке древесины и производстве изделий из дерева индекс производства в 2021 году к уровню 2017 года по базовому варианту составит 104,1%, по целевому — 144,9%. Увеличению объемов отрасли будет способствовать реализация инвестиционных проектов в области освоения лесов.

В производстве химических веществ и химических продуктов индекс производства в 2021 году к уровню 2017 года по базовому варианту составит 119%, по целевому — 123,5%.

В производстве прочей неметаллической минеральной продукции по базовому варианту индекс производства в 2021 году составит 102,8% к уровню 2017 года, по целевому — 105,1%. Наиболее значимый вклад в развитие отрасли вносит производство стеклянной тары, в том числе за счет реализации инвестиционных проектов.

Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха

В 2017 году объем производства составил 37,6 млрд. рублей, или 96,3% в сопоставимых ценах к уровню 2016 года.

В результате консервации турбины на филиале «Объединенная теплоэнергетическая компания» в г. Глазове в 2017 году производство электроэнергии сократилось на 5,8% и составило 3 457,7 тыс. МВт.ч, что привело к увеличению использования электроэнергии, полученной из-за пределов Удмуртии.

Республика остается энергодефицитной, не обеспечивая свои потребности в электроэнергии. 64,5% электроэнергии республика покупает у других субъектов Российской Федерации и на Федеральном оптовом рынке электрической энергии и мощности.

Структура энергопотребления характеризуется относительной стабильностью. Основными потребителями электроэнергии являются организации экономики. В 2017 году на их долю пришлось 81,4% потребляемой электроэнергии. Для нужд населения республики использовано 10,9% всей потребляемой электроэнергии. К наиболее энергоемким видам деятельности относятся добыча полезных ископаемых (25,2% от общего объема потребления электроэнергии в 2017 году), обрабатывающие производства (18,2%), транспорт и хранение (9,5%), обеспечение электрической энергией (7,4%).

За девять месяцев 2018 года объем отгруженных товаров предприятиями отрасли составил 27,1 млрд. рублей, темп роста к соответствующему периоду 2017 года — 106,6% в фактических ценах, индекс производства — 105%.

В 2019 — 2021 годах не прогнозируется какой-либо значительный ввод энергетических мощностей, индекс производства планируется на уровне 100% ежегодно. Потребление электрической энергии до 2021 года в Удмуртской Республике прогнозируется с незначительным ростом, в пределах 1%, обусловленным тенденциями развития производства.

Индекс тарифов на электроэнергию, отпущенную различным категориям потребителей, составит: в 2018 году — 104,7%, 2019 году — 105,0%, 2020 году — 104,2%, 2021 году — 104,0%.

pole Прогноз развития Удмуртии на 2020-2022 гг. Анализ - прогноз УДМУРТИЯ

Сельское хозяйство

В 2017 году выпуск продукции сельского хозяйства всеми категориями хозяйств составил 65,2 млрд. рублей, или 100,3% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.

Погодные условия 2017 года на территории республики сложились благоприятными для производства продукции растениеводства. В 2017 году собран рекордный урожай зерновых и зернобобовых культур — 703,1 тыс. тонн, или 129,6% к уровню 2016 года. При этом снижение объемов производства по картофелю составило 4,3%, по овощам — 5,5%. Индекс производства продукции растениеводства составил 101,7%.

В 2017 году на 3,3% снизилось производство продукции животноводства (индекс производства — 99,7%) за счет снижения производства скота и птицы на убой. Это связано с закрытием с 1 июня 2017 года производственной площадки СВК «Туклинский» Увинского района (ООО «Восточный»), на которой ежегодно производилось до 4 тыс. тонн мяса свиней в живом весе.

За девять месяцев 2018 года объем сельскохозяйственной продукции составил 52,6 млрд. рублей, или 99,7% к соответствующему периоду 2017 года.

В текущем году ожидается снижение производства зерна и овощей по причине сокращения посевных площадей (по результатам проведения сельскохозяйственной переписи), что отрицательно повлияет на урожайность сельскохозяйственных культур. По валовому сбору картофеля в 2018 году ожидается рост на 26,8%, поскольку 2017 год был весьма неблагоприятным для производства данной культуры. Ожидается рост производства молока на 2%, скота и птицы — на 0,7%.

По итогам 2018 года темп роста продукции сельского хозяйства оценочно составит 100,1% к 2017 году в сопоставимых ценах.

Прогноз развития сельскохозяйственного производства на 2019 — 2021 годы разработан с учетом сложившейся динамики производства, зависимости от погодных условий, комплекса мер государственной поддержки, направленных на стимулирование роста производства и модернизацию.

По базовому варианту в 2019 — 2021 годах ожидается незначительный рост производства продукции сельского хозяйства — 100,8% ежегодно. Индекс производства продукции растениеводства оценивается на уровне 100,7 — 100,8%, индекс производства продукции животноводства составит 100,8%.

По целевому варианту индекс производства сельского хозяйства прогнозируется на уровне 101% в 2019 году и 101,1% в 2020 — 2021 годах.

Прогноз объема продукции сельского хозяйства на 2018 год по базовому варианту ниже предыдущего прогноза на 12,1%, прогноз темпов роста — на 0,7 процентных пункта. Это связано со статистическим пересчетом с учетом итогов ВСХП — 2016 года (по результатам первой оценки продуктов растениеводства и животноводства), по результатам которого объемы производства в хозяйствах населения снижены на 11% в сопоставимых ценах.

Инвестиции

В 2017 году в экономику республики инвестировано 79,95 млрд. рублей, темп роста в сопоставимых ценах составил 91,7%. Объем инвестиций по крупным и средним предприятиям республики составил 51,2 млрд. рублей. Значительную долю в общем объеме инвестиций занимали собственные средства предприятий (77,3%, или 39,6 млрд. рублей), доля привлеченных средств составила 22,7% (11,6 млрд. рублей).

Основная часть инвестиций направлена на развитие предприятий, осуществляющих добычу топливно-энергетических полезных ископаемых (26,6%), в обрабатывающие производства (25,7%), транспортировку и хранение (11,8%), в развитие сельского хозяйства (9,1%), обеспечение электрической энергией, газом и паром (6%), деятельность по операциям с недвижимым имуществом (4,7%).

В 2018 году прогнозируется увеличение объема инвестиций до 82,0 млрд. рублей (100,5% к уровню 2017 года в сопоставимых ценах).

Прогноз объема инвестиций на 2019 год по базовому варианту сформирован с учетом фактически достигнутых значений показателя за 2017 год и I полугодие 2018 года.

В 2019 — 2021 годах темпы роста инвестиций по базовому варианту оцениваются в пределах 100,5 — 100,8%, по целевому варианту — в пределах 101,2 — 102,0%.

Прогнозируемый объем инвестиций к 2021 году в сумме 92,5 млрд. рублей планируется достичь за счет:

1) активного применения инструментов поддержки инвестиционной деятельности на территории республики, в том числе за счет наделения территорий монопрофильных муниципальных образований в Удмуртской Республике статусом территорий опережающего социально-экономического развития (далее — ТОСЭР) и введения налоговых преференций резидентам ТОСЭР;

2) внедрения в Удмуртской Республике целевых моделей упрощения административных процедур, направленных на поддержку предпринимательства;

3) реализации на территории региона новых инвестиционных инициатив, проектов государственно-частного партнерства.

Прогноз объема инвестиций на 2018 год по базовому варианту относительно предыдущего прогноза ниже на 14,3%.

Строительство. Ввод жилья

В 2017 году объем выполненных работ по виду экономической деятельности «Строительство» составил 35,4 млрд. рублей, или 81% к уровню 2016 года в сопоставимых ценах.

За девять месяцев 2018 года отмечается снижение общего объема подрядных работ в строительной отрасли на 24,8% к соответствующему периоду 2017 года. Это объясняется уменьшением объема заказов, нестабильным состоянием хозяйствующих субъектов в отрасли, отсутствием у них оборотных средств. По предварительной оценке объем подрядных работ в текущем году не достигнет уровня 2017 года и составит 96,1%.

Читайте также:  Новый список правонарушений мигрантов

В прогнозном периоде при росте производства и увеличении инвестиционной активности прогнозируется умеренная положительная динамика. По базовому варианту рост объемов к 2021 году составит 101,3% к 2018 году, по целевому — 102,9%.

В 2018 году запланирован ввод в эксплуатацию 659 тыс. кв. метров жилья. В целях обеспечения своевременного ввода в эксплуатацию многоквартирных и жилых домов принятораспоряжение Правительства Удмуртской Республики от 10 апреля 2018 года N 387-р «Об утверждении Задания по вводу в эксплуатацию жилья на территории городских округов и муниципальных районов в Удмуртской Республике в 2018 году».

За девять месяцев в эксплуатацию введено 568,1 тыс. кв. метров жилья, что составляет 112,9% к соответствующему периоду 2017 года или 69% от годового задания. По информации Главного управления по надзору Удмуртской Республики в настоящее время застройщиками ведется строительство 123 жилых многоквартирных домов общей площадью 1,3 млн кв. метров.

Ввод жилья в республике обеспечивается, в том числе за счет комплексной застройки жилых микрорайонов и строительства жилых комплексов:

ФГУП «ГВСУ N 8» — мкрн. Столичный;

ООО «Камбарская» (ООО «КОМОС-строй») — ул. Ильфата Закирова, мкрн. «А-11»;

ООО «АСПЭК-Домстрой» — мкрн. Восточный;

ООО «Регион-Инвест» — ЖК «Ривьера Парк»;

ООО «УралДомСтрой» — ЖК «Матрешка city».

В связи с ежегодным увеличением объема ввода жилья обеспеченность населения жильем, приходящаяся на 1 человека, в 2018 году составит не менее 22,2 кв. метра.

В 2019 — 2021 годах ежегодный ввод жилья в эксплуатацию прогнозируется на уровне 639 — 660 тыс. кв. метров по базовому варианту. При реализации целевого сценария — до 679 тыс. кв. метров в 2021 году.

По базовому варианту прогноз объема подрядных работ на 2018 год понижен на 11,3%, прогноз ввода жилья повышен на 0,6%.

Внешнеэкономическая деятельность

В 2017 году экспорт Удмуртской Республики сократился на 36% по сравнению с 2016 годом и составил 327,8 млн. долларов США.

По предварительной оценке в 2018 году ожидается увеличение экспорта по сравнению с 2017 годом на 10,7% до 363 млн. долларов США. Увеличение ожидается в связи с ростом экспортных поставок продукции военного назначения.

Наибольшую долю в общем объеме экспорта занимают прочие товары (40%), продукция машиностроительного комплекса (20%), а также металлургической промышленности (18%).

При стабилизации курса доллара в 2018 году ожидается рост общего объема импорта на 27,6% (до 370 млн долларов США). При этом ожидается увеличение импорта металлов на 53%, продовольственных товаров и сырья — на 13%, машиностроительной продукции — на 40%.

В прогнозном периоде основными факторами, влияющими на стоимостные объемы экспорта и импорта, остаются:

мировые цены на нефть;

динамика курса рубля к мировым валютам;

геополитический фактор;

кризисные явления в экономике.

По базовому варианту в 2019 году ожидается сохранение объемов экспортных поставок оборонной промышленности, увеличение объемов экспорта нефтепродуктов и сохранение объемов в 2020 — 2021 годах. С учетом этого фактора прогнозируется увеличение общего объема экспорта республики в 2019 году на 6,6%.

При дальнейшем росте цен на нефть в 2020 — 2021 годах и увеличении объемов экспорта продукции оборонно-промышленного комплекса прогнозируется рост экспорта республики в пределах 5% ежегодно.

По целевому варианту в 2019 году ожидается рост экспорта на 11%, в 2020 — 2021 годах экспорт будет увеличиваться на 8,4 — 8,7% в год.

По мере укрепления рубля и увеличения потребительского спроса населения темп роста импорта по базовому варианту ожидается в пределах 101,4 — 106,1% в год.

По целевому варианту в 2019 — 2021 годах динамика экспорта будет выше по сравнению с базовым вариантом. При увеличении поставок продукции машиностроительной промышленности рост импорта по целевому варианту ожидается на уровне 5,3 — 6,4% ежегодно.

С учетом факторов, приведенных выше, прогноз объемов экспорта на 2018 год ниже прогноза предыдущего года на 23,6%, прогноз импорта — выше на 25,2%

Потребительский рынок

Розничный товарооборот

В 2017 году потребительский спрос восстанавливался умеренными темпами, об этом свидетельствует переход населения от сберегательной к потребительской модели поведения.

Объем розничного товарооборота за 2017 год составил 233,3 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 1,6% больше уровня 2016 года. Жители республики стали меньше тратить на питание, направляя часть средств на приобретение непродовольственных товаров. Доля реализации продовольствия снизилась на 2,6 процентных пункта (с 52,1% в 2016 году до 49,5% в 2017 году).

За девять месяцев 2018 года розничный товарооборот составил 178,2 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 3,4% выше уровня аналогичного периода 2017 года. Оборот розничной торговли увеличился на 3,5% в сопоставимых ценах и составил 169 млрд рублей. По непродовольственным товарам рост составил 11,9%, по пищевым продуктам, включая напитки, и табачным изделиям — 6,3%.

Весомую часть своего бюджета население продолжает тратить на питание, доля продажи продовольственных товаров в обороте розничной торговли в январе — августе 2018 года составила 50,7% (в январе — августе 2017 года — 50,3%).

Оборот предприятий питания за январь — сентябрь 2018 года составил 9148 млн рублей, что в сопоставимых ценах на 1,6% выше соответствующего периода предыдущего года. Ожидается, что это временная динамика и по итогам 2018 года произойдет сокращение оборота общественного питания в сопоставимых ценах на 2% по сравнению с 2017 годом, оборот оценочно составит 11,6 млрд рублей. Факторами, влияющими на снижение оборота общественного питания, являются сокращение реальных доходов населения и сдержанный потребительский спрос на питание вне дома.

В условиях роста реальной заработной платы и реальных располагаемых доходов населения розничный товарооборот будет иметь положительную динамику. Оценочно в 2018 году объем розничного товарооборота вырастет на 1,7% и составит 241,5 млрд. рублей.

По мере увеличения доходов населения, прогнозируется сохранение потребительской активности, что ускорит динамику розничного товарооборота. В рамках базового сценария прогнозируется рост объема розничного товарооборота в 2021 году по отношению к 2017 году на 7,1% в сопоставимых ценах, объем продаж составит 285,5 млрд. рублей.

По целевому варианту объем розничного товарооборота к 2021 году увеличится на 11,7% в сопоставимых ценах по отношению к 2017 году, объем продаж составит 297,3 млрд. рублей.

Прогноз объема розничного товарооборота на 2018 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту не изменился, темп роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах повышен на 1,3%.

Платные услуги населению

В 2017 году объем платных услуг населению увеличился на 4,8% в сопоставимых ценах, составив 63,2 млрд. рублей. Удельный вес платных услуг в потребительских расходах населения на конец 2017 года составил 18,3%. В структуре оказанных населению услуг основную долю занимают коммунальные, транспортные услуги и услуги связи (25,2%, 14,5% и 13,2% соответственно). В среднем за год платные услуги подорожали на 2,5%.

За январь — сентябрь 2018 года населению республики оказано платных услуг на сумму 47,5 млрд. рублей, что в сопоставимых ценах на 0,2% больше, чем в соответствующем периоде предыдущего года. По услугам, имеющим наибольший удельный вес в структуре, — коммунальным и транспортным, отмечается снижение на 0,4% и 2,5% соответственно. Объем услуг связи вырос на 5,2%.

С 1 июля 2018 года в среднем по республике рост цен на коммунальные услуги составил 4,9%, что выше целевого уровня инфляции (4%). Рост тарифов в г. Ижевске и ряде муниципальных образований республики связан с передачей в концессию объектов жилищно-коммунального хозяйства и увеличением инвестиционной составляющей в тарифе с целью проведения модернизации теплосетевого хозяйства.

Запланированное повышение ставки налога на добавленную стоимость с 18% до 20% к концу 2018 года приведет к потребительской активности населения и увеличению расходов домашних хозяйств. Эффект роста инфляционных ожиданий реализуется уже в текущем году и приобретет форму «потребления впрок» «дополнительных» услуг, на которые население будет ждать роста цен (туристические услуги, услуги культуры, медицинские услуги).

В 2019 — 2021 годах продолжится умеренный рост объема платных услуг: по базовому сценарию — в пределах 100,7 — 101,4% ежегодно, по целевому — 101,7 — 102,2%.

Прогноз объема платных услуг населению на 2018 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 0,4%. В основном изменения произошли вследствие уточнения Удмуртстатом отчетных данных по объему платных услуг за 2017 год на 2,3 млрд рублей, темп роста в сопоставимых ценах понижен на 0,3 процентных пункта.

Инфляция

Среднегодовая инфляция на потребительском рынке Удмуртской Республики в 2017 году сложилась на уровне 103,0%, что ниже целевого уровня Центрального банка России (104,0%).

Замедление инфляции с 3,7% в декабре 2016 года (к декабрю 2015 года) до 1,4% в декабре 2017 года (к декабрю 2016 года) связано с тем, что за пять месяцев 2017 года в продовольственном секторе отмечена дефляция. Низкие значения инфляции обусловлены немонетарными факторами: высокой базой индексов потребительских цен прошлых лет, ростом цен на нефть, рекордным сбором урожая зерновых и зернобобовых культур.

В республике осуществляется целенаправленная работа по сбалансированности товарных рынков и недопущению ускоренного роста цен на сельскохозяйственную и продовольственную продукцию, насыщения регионального рынка продовольственными товарами, не производимыми в республике.

За девять месяцев 2018 года индекс потребительских цен к декабрю предыдущего года составил 102,2%, среднегодовая инфляция достигла 101,8%.

В оставшиеся 3 месяца 2018 года ожидается ускорение темпов инфляции по сравнению с соответствующим периодом 2017 года. В ноябре — декабре 2018 года прогнозируется повышенный спрос на товары и услуги, связанный с увеличением ставки по налогу на добавленную стоимость в 2019 году с 18% до 20%. Среднегодовая инфляция по итогам 2018 года ожидается на уровне 102,4%.

При прогнозировании индекса потребительских цен на 2019 — 2021 годы была учтена предпосылка, что Центральному банку России удастся удержать инфляцию в пределах таргета (4,0%). Некоторый риск на повышение уровня инфляции вносит повышение ставки налога на добавленную стоимость.

В 2019 году прогнозируется среднегодовая инфляция на уровне 105,0%, которая в среднесрочной перспективе будет оставаться в пределах 103,8 — 104,0%. Сдерживать инфляцию будут постепенная сбалансированность рынков и рост предложения товаров, в том числе обусловленный насыщением регионального рынка продовольственными товарами, не производимыми в республике.

Прогноз инфляции на 2018 год (к декабрю 2017 года) относительно предыдущего по базовому варианту выше на 0,3 процентных пункта.

Малое и среднее предпринимательство

По данным Единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы России (далее — ЕРМСП) в настоящее время в Удмуртской Республике ведут деятельность 57,4 тысячи субъектов малого и среднего предпринимательства (темп роста по итогам 8 месяцев 2018 года к аналогичному периоду прошлого года составил 103,9%). В малом и среднем бизнесе трудоустроены более четверти занятых в экономике жителей республики. Более одной пятой части ВРП Удмуртии создаются такими организациями.

По итогам 2017 года на тысячу человек населения Удмуртии приходится 37,7 субъекта малого и среднего бизнеса. По данным Управления Федеральной налоговой службы по Удмуртской Республике сумма налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства за 2017 год составила 19,3 млрд. рублей (на 40% больше, чем в 2016 году).

Количество субъектов малого и среднего предпринимательства в 2017 году (по данным ЕРМСП) составило 58415 (по сравнению с 2016 годом увеличилось на 1272).

Наибольший удельный вес за 2017 год и I полугодие 2018 года по данным Удмуртстата занимают предприятия оптовой и розничной торговли, ремонта автотранспортных средств и мотоциклов — 39,2%, строительные предприятия — 13,0%, предприятия, задействованные в обрабатывающих производствах, — 11,1%.

Среднесписочная численность работников субъектов малого и среднего предпринимательства (по данным ЕРМСП) за 2017 год составила 176,9 тыс. человек, а за I полугодие 2018 года (по данным ЕРМСП) — 175,0 тыс. человек.

По данным Удмуртстата в малых предприятиях (в т.ч. микропредприятиях) в 2017 году наибольшее количество занятых отмечалось в сфере торговли — 26,9%, в обрабатывающих производствах — 16,4%, в строительстве — 12,0%.

Оборот малых предприятий (в т.ч. микропредприятий) в 2017 году составил 347,6 млрд. рублей (128,6% к 2016 году). Наибольший удельный вес в обороте приходился на торговые предприятия — 206,1 млрд. рублей (59,3% к общему обороту), обрабатывающие производства — 42,6 млрд. рублей (12,3%) и строительство — 20,6 млрд. рублей (5,9%). В I полугодии 2018 года оборот малых предприятий (в т.ч. микропредприятий) составил 166,5 млрд. рублей.

По данным ЕРМСП по итогам 2017 года на территории Удмуртской Республики действовали 224 средних предприятия. В структуре средних предприятий наибольший удельный вес приходится на сельскохозяйственные предприятия — 34,6%, торговые предприятия — 29,4%, обрабатывающие производства — 17,1%.

Среднесписочная численность занятых на средних предприятиях в 2017 году составила 28,1 тыс. человек. В I полугодии 2018 года — 28,2 тыс. человек (по данным ЕРМСП).

Оборот средних предприятий в 2017 году составил 55,7 млрд. рублей (на 12,8% больше 2016 года), в I полугодии 2018 года — 28,6 млрд. рублей.

При неблагоприятных условиях в экономике в 2018 году может произойти сокращение количества малых и микропредприятий по причине перестраивания и адаптации малого бизнеса к новым экономическим условиям. При организации всесторонней работы по улучшению условий ведения бизнеса, введению дополнительных налоговых льгот, стимулированию развития малого бизнеса администрациями сельских муниципальных образований прогнозируется рост числа предприятий до 60,1 тыс. единиц. В дальнейшем с 2019 года ожидается рост количества малых и микропредприятий без существенного изменения структуры по видам деятельности.

При прогнозировании среднесписочной численности работников малых и средних предприятий учитывались динамика показателя за предшествующие годы, данные за I полугодие 2018 года.

В 2019 — 2021 годах ожидается постепенное увеличение среднесписочной численности работников малых и средних предприятий, характеризующееся невысокими темпами роста в связи со снижением численности населения трудоспособного возраста в Российской Федерации, представленной в демографическом прогнозе Министерством экономического развития Российской Федерации до 2019 года.

По итогам 2018 года ожидается сохранение объемов оборота малых и средних предприятий в пределах значений 2017 года. На период до 2021 года ежегодный рост оборота по всем рассматриваемым видам экономической деятельности составит до 105%. Наиболее активный рост оборота ожидается на обрабатывающих производствах и на предприятиях потребительского рынка.

Уровень жизни населения

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника

Номинальная начисленная среднемесячная заработная плата одного работника в 2017 году составила 28995 рублей, или 108,6% к предыдущему году. За январь — август 2018 года среднемесячная заработная плата составила 31261 рубль и увеличилась на 11,4% к соответствующему периоду 2017 года.

По итогам 2018 года номинальная начисленная заработная плата составит 31691 рубль, или 109,3% к уровню 2017 года. На рост заработной платы в 2018 году оказывают влияние мероприятия по достижению целевых показателей по оплате труда медицинских, педагогических, социальных работников и работников учреждений культуры, а также повышение уровня минимального размера оплаты труда (далее — МРОТ), который с 1 января 2018 года увеличился на 21,7%, с 1 мая 2018 года — на 17,6%.

Кроме того, в соответствии с поручением Президента Российской Федерации в 2018 году проведена индексация заработной платы работников бюджетного сектора экономики, на которых не распространяются майские указы Президента Российской Федерации.

Читайте также:  Экстремистская литература на «Авито»

В последние годы среднемесячная заработная плата в Удмуртской Республике растет более высокими темпами, чем в целом по Российской Федерации. Поэтому при прогнозировании в базовом варианте применен повышающий коэффициент, учитывающий разницу, сложившуюся между темпами роста среднемесячной заработной платы в Удмуртской Республике и Российской Федерации в 2016 году (0,3%).

С учетом данного фактора среднемесячная заработная плата одного работника по базовому варианту прогноза к 2021 году увеличится на 29,7% по сравнению с 2017 годом и составит 37600 рублей, по целевому варианту — на 30,4% и составит 37 814 рублей.

Фонд заработной платы

В 2017 году в республике фонд оплаты труда увеличился на 7,1% и составил 173630 млн. рублей.

В 2018 году фонд оплаты труда оценочно составит 186088 млн рублей, что на 1,1% выше предыдущего прогноза.

С учетом прогнозируемого увеличения номинальной начисленной среднемесячной заработной платы по базовому варианту рост фонда заработной платы составит в среднем 4,5% ежегодно, по целевому варианту — 4,8%.

К 2021 году по базовому варианту фонд заработной платы увеличится на 22,3% по сравнению с 2017 годом и составит 212 млрд 297 млн. рублей, по целевому варианту — на 23,2% и составит 213 млрд. 965 млн. рублей.

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2017 году составила 8750 рублей, что на 2,6% выше уровня 2016 года. Рост связан с ростом стоимости основных продовольственных товаров, занимающих значительный удельный вес в потребительской корзине продуктов питания.

В 2018 году прогнозируется увеличение величины прожиточного минимума на 2,4% относительно предыдущего года (до 8 960 рублей) в связи с ростом потребительских цен по основным социально значимым продуктам питания. За I полугодие 2018 года значение величины прожиточного минимума увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2017 года на 5,1%.

Прогнозное значение величины прожиточного минимума на 2018 год и последующие годы рассчитано на основании ее динамики за период с января по июнь 2017 года, прогнозных значений роста индекса потребительских цен в Удмуртской Республике и с учетом роста показателя в целом по Российской Федерации.

В 2019 — 2021 годах величина прожиточного минимума в среднем на душу населения составит по базовому варианту 10175 рублей и относительно 2017 года вырастет на 16,3%, по целевому варианту прогноза — 10146 рублей и вырастет относительно 2017 года на 16,0%.

Величина прожиточного минимума по базовому варианту в 2018 году ниже предыдущего прогноза на 2,9%.

Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума

Динамика доходов населения сказывается на численности населения, проживающего за чертой бедности. Численность населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума к общей численности населения в 2017 году составила 12,5%.

При росте денежных доходов населения в 2018 году прогнозируется снижение численности населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума до 12,0%. По мере дальнейшего восстановления роста денежных доходов населения уровень бедности будет постепенно снижаться и к 2021 году доля бедного населения составит по базовому варианту прогноза 10,5%, по целевому — 10,3%.

Снижению уровня бедности населения в республике будет способствовать доведение минимального размера оплаты труда работников до уровня прожиточного минимума трудоспособного населения в Российской Федерации. В результате снизится количество работающих граждан с доходами менее прожиточного минимума.

В 2018 году численность населения с доходами ниже прожиточного минимума по базовому варианту выше значения предыдущего прогноза на 0,4 процентных пункта.

Реальные располагаемые денежные доходы населения

В 2017 году реальные располагаемые денежные доходы населения сократились на 4,3%.

На фоне роста номинальной начисленной заработной платы с начала 2018 года в январе — августе текущего года реальные располагаемые денежные доходы составили 97,2% к уровню соответствующего периода 2017 года.

Во II полугодии 2018 года ожидаются более высокие темпы роста заработной платы относительно соответствующего периода 2017 года. По итогам 2018 года реальные располагаемые денежные доходы населения оценочно составят 101,1% к уровню 2017 года.

В 2019 году с учетом замедления темпов роста заработной платы относительно 2018 года ожидается снижение реальных располагаемых доходов населения по базовому прогнозу до 97,8%, по целевому — до 98,0%.

В период 2020 — 2021 годов рост реальных располагаемых доходов населения возобновится. Этому будет способствовать положительная динамика реальной заработной платы и социальных трансфертов. В 2021 году реальные располагаемые доходы населения по базовому и целевому вариантам возрастут к уровню 2020 года на 101% и 101,1% соответственно.

Прогноз реальных располагаемых денежных доходов населения на 2018 год относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 0,6 процентных пункта.

Труд и занятость

Среднесписочная численность работников организаций

В 2017 году среднесписочная численность работников организаций составила 499 тыс. человек, сократившись по отношению к предыдущему году на 7 тыс. человек, или на 1,4%.

В январе — августе 2018 года среднесписочная численность работников организаций уменьшилась на 1,7% к аналогичному периоду предыдущего года и составила 488,7 тыс. человек.

Наибольшее сокращение отмечено в организациях таких видов деятельности, как строительство (на 2,2 тыс. человек или 8,9%), обрабатывающие производства (на 2,0 тыс. человек или 1,7%), сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство (на 1,1 тыс. человек или 4,0%), деятельность в области культуры (на 0,9 тыс. человек или 8,9%), деятельность в области здравоохранения и социальных услуг (на 0,8 тыс. человек или 1,8%).

Одновременно увеличилась занятость в организациях таких видов экономической деятельности, как оптовая и розничная торговля (на 1,1 тыс. человек, или 2,4%), деятельность профессиональная, научная и техническая (на 0,8 тыс. человек, или 5,8%), государственное управление (на 0,5 тыс. человек, или на 1,5%), деятельность гостиниц и предприятий общественного питания (на 0,54 тыс. человек, или 7,0%), деятельность финансовая и страховая (на 0,3 тыс. человек или 4,2%).

С учетом сложившихся тенденций численность работников организаций в 2018 году не превысит 489,3 тыс. человек.

Прогноз среднесписочной численности работников организаций базируется на динамике основных макроэкономических показателей на 2019 — 2021 годы, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации, а также прогнозном балансе трудовых ресурсов Удмуртской Республики на 2017 — 2021 годы, разработанном Министерством социальной политики и труда Удмуртской Республики.

Сохранение существующих макроэкономических условий в прогнозируемом периоде не будет способствовать росту числа рабочих мест в организациях республики. В условиях демографических и макроэкономических ограничений по базовому сценарию прогнозируется уменьшение среднесписочной численности работников организаций с 499 тыс. человек в 2017 году до 470,5 тыс. человек в 2021 году.

Кроме того, на сокращение численности работников организаций оказывают влияние институциональные преобразования в сфере занятости населения и рост производительности труда.

Показатель учитывает численность работников только в хозяйствующих субъектах, имеющих статус юридических лиц, и не учитывает структурные изменения в занятости населения, проявляющиеся в увеличении числа занятых у индивидуальных предпринимателей и числа самозанятых граждан.

На 1 августа 2018 года статус индивидуального предпринимателя имели 50% хозяйствующих субъектов против 47,5% в соответствующем периоде 2017 года. Доля юридических лиц за рассматриваемый период уменьшилась на 2,5 процентных пункта.

Уровень официально зарегистрированных безработных

Численность официально зарегистрированных безработных на 1 января 2018 года составила 7,4 тысячи человек. Уровень регистрируемой безработицы составил 0,92% от экономически активного населения.

Прогноз уровня регистрируемой безработицы на среднесрочный период рассчитан с учетом основных макроэкономических показателей, разработанных Министерством экономического развития Российской Федерации.

Основным фактором, влияющим на изменение показателя, является спрос на рабочую силу на регистрируемом рынке труда, то есть количество вакансий заявленных работодателями в службу занятости. На конец сентября 2018 года заявленная работодателями потребность в работниках составила 15,5 тыс. человек, это в 2 раза больше численности незанятых граждан, обратившихся в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы. Уровень регистрируемой безработицы в Удмуртской Республике с начала года снизился на 0,21 процентных пункта и на 1 октября 2018 года составил 0,71%.

Вместе с тем, на конец 2018 года ожидается рост уровня регистрируемой безработицы — до 1,1% от экономически активного населения, что связано с рисками повышения пенсионного возраста, высвобождения на отдельных предприятиях республики, окончания сезонных работ.

В среднесрочной перспективе предполагается, что увеличение количества вакансий на рынке труда наряду с проводимыми мероприятиями программ активной политики занятости населения будет способствовать снижению численности безработных граждан, уровень регистрируемой безработицы снизится к концу 2021 года до 1,06% по базовому варианту и до 1,03% по целевому.

Прогноз уровня регистрируемой безработицы на конец 2018 года относительно предыдущего прогноза по базовому варианту выше на 0,03 процентных пункта.

Численность постоянного населения в среднегодовом исчислении

В 2017 году впервые с 2009 года естественный прирост населения в республике сменился естественной убылью в результате заметного снижения рождаемости. Миграционная убыль населения увеличилась с 2160 до 3524 человек.

По итогам 2017 года показатель рождаемости по Удмуртской Республике сократился с 13,8 до 11,8 промилле.

Устойчивое сокращение числа женщин репродуктивного (фертильного) возраста (только за последние 5 лет их численность сократилась на 25,7 тыс. человек, или 6,8%, за 10 лет — на 73,7 тыс. человек, или 18,3%) предопределяло сокращение уровня рождаемости. В последние годы высокий уровень рождаемости в республике обеспечивался ростом вторых и последующих рождений. В 2017 году доля вторых и последующих рождений впервые сократилась и составила 63,6% от общего количества родившихся (в 2016 году — 64,7% от общего количества рождений, в 2015 году — 63,5%, в 2014 году — 60,2%).

За это время был фактически исчерпан потенциал увеличения и поддержания высокого уровня рождаемости за счет выплаты федерального материнского (семейного) капитала, напрямую влиявшего на рост вторых и последующих рождений. Высокой рождаемости в республике также способствовало льготное ипотечное кредитование молодых семей.

Кроме того, увеличению числа рождений на протяжении последних двух десятилетий способствовала благоприятная возрастная структура населения: суммарная численность женщин в основных репродуктивных возрастах (от 20 до 35 лет), на которую приходилась основная доля рождений, с начала 2000-х годов находилась в фазе роста. В последние годы общая численность женщин 20 — 35 лет уменьшается (за период с 2013 года сокращение составило 27,2 тыс. человек, или 14,3%).

В 2017 году население республики за счет естественной и миграционной убыли в среднегодовом исчислении сократилось на 2060 человек и составило 1514,9 тыс. человек.

В январе — августе 2018 года уровень рождаемости в Удмуртской Республике составил 11,1 на 1000 человек населения (5 место в Приволжском федеральном округе). По уровню смертности — 12,4 на 1000 человек населения республика сохраняет 2 место в Приволжском федеральном округе. Отмечается естественная убыль населения — 1,3 в расчете на 1000 человек населения (3 место в Приволжском федеральном округе).

Миграционная убыль населения в январе — августе 2018 года по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года возросла с 1035 до 1589 человек.

По оценке среднегодовая численность постоянного населения в 2018 году незначительно уменьшится (на 0,2%) и составит 1511,8 тыс. человек.

В среднесрочном периоде мероприятия по сокращению уровня смертности, прежде всего граждан трудоспособного возраста, будут способствовать снижению возрастных коэффициентов смертности. Однако в условиях ускоренного старения населения республики не удастся снизить общий коэффициент смертности.

По-прежнему значительное влияние на демографическую ситуацию будут оказывать миграционные процессы. В ближайшие годы сохранится отток населения в рамках межрегиональной миграции. Интенсивность миграционной убыли сохранится на высоком уровне (1500 — 2000 человек ежегодно).

В результате в 2019 — 2021 годах прогнозируется ухудшение демографической ситуации. Тенденция снижения численности женщин фертильного возраста будет носить устойчивый характер еще в течение длительного периода. Вследствие снижения рождаемости, риска увеличения смертности, обусловленной старением населения, а также значительной миграционной убыли населения в 2019 — 2021 годах ожидается сокращение численности населения по базовому варианту на 4,6 — 5,5 тыс. человек ежегодно.

В 2021 году среднегодовая численность населения составит 1496,7 тыс. человек (по целевому варианту прогноза 1506,3 тыс. человек).

Однако необходимо отметить наметившиеся результаты мер по поддержке семьи и материнства, проводимых на протяжении последних лет. За последние годы отмечается рост количества детского населения, который приведет в долгосрочной перспективе к очередной волне роста рождаемости.

Прогноз среднегодовой численности населения на 2018 год по базовому варианту выше предыдущего прогноза на 0,4 тыс. человек.

Прогноз ресурсного обеспечения государственных программ Удмуртской Республики за счет всех источников финансирования на 2019 — 2021 годы

    

Наименование

Объем финансирования, тыс. руб.

 

2019 год

2020 год

2021 год

Государственная программа Удмуртской Республики «Социальная поддержка граждан»

7820759,7

7871669,0

8186535,7

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие здравоохранения»

25616878,5

26572048,4

27841726,2

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие физической культуры, спорта и молодежной политики»

963607,7

697848,5

725762,4

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие образования»

21506476,2

21264863,7

21441252,2

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие социально-трудовых отношений и содействие занятости населения Удмуртской Республики»

806523,4

692960,6

720349,1

Государственная программа Удмуртской Республики «Культура Удмуртии»

1153458,9

1203781,7

1304151,7

Государственная программа Удмуртской Республики «Этносоциальное развитие и гармонизация межэтнических отношений»

39322,6

52155,8

54042,0

Государственная программа Удмуртской Республики «Окружающая среда и природные ресурсы»

429006,2

581520,2

775803,8

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие архивного дела»

118528,5

128255,4

136085,1

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие системы государственной регистрации актов гражданского состояния в Удмуртской Республике»

113037,9

89556,7

93138,9

Государственная программа Удмуртской Республики «Создание условий для устойчивого экономического развития Удмуртской Республики»

244283,0

261372,3

310223,0

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие промышленности и повышение ее конкурентоспособности»

564399,0

511483,2

486613,0

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие потребительского рынка»

0,0

0,0

0,0

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие лесного хозяйства»

734705,3

750723,2

780751,9

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия»

23154311,3

22809966,2

23712765,9

Государственная программа Удмуртской Республики «Энергоэффективность и развитие энергетики в Удмуртской Республике»

2800342,3

3051946,9

4675211,5

Государственная программа Удмуртской Республики «Комплексное развитие жилищно-коммунального хозяйства Удмуртской Республики»

4037663,4

4112359,6

4269709,4

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие транспортной системы Удмуртской Республики»

5662786,4

5119485,5

5976155,1

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие строительной отрасли и регулирование градостроительной деятельности в Удмуртской Республике»

26971200,1

26892350,5

27774788,5

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие информационного общества в Удмуртской Республике»

37977,7

38232,3

39761,6

Государственная программа Удмуртской Республики «Управление государственным имуществом»

58993,6

58993,6

61656,4

Государственная программа Удмуртской Республики «Управление государственными финансами»

8362381,2

9914126,4

10276052,7

Государственная программа Удмуртской Республики «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах в Удмуртской Республике»

493940,7

498601,9

533533,4

Государственная программа Удмуртской Республики «Обеспечение общественного порядка и противодействие преступности в Удмуртской Республике»

492105,0

433794,6

4779186,4

Государственная программа Удмуртской Республики «Совершенствование системы государственного управления в Удмуртской Республике»

0,0

0,0

6471,9

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие печати и массовых коммуникаций»

254792,9

255631,0

261598,9

Государственная программа Удмуртской Республики «Развитие инвестиционной деятельности в Удмуртской Республике»

92421,8

0,0

18976,8

Государственная программа Удмуртской Республики «Противодействие незаконному обороту наркотиков в Удмуртской Республике»

0,0

0,0

26611,9

Государственная программа Удмуртской Республики «Доступная среда»

0,0

0,0

0,0

Государственная программа Удмуртской Республики «Формирование современной городской среды на территории Удмуртской Республики»

371842,8

371842,8

92175,9

Итого

132901746,1

134235570,0

145361091,3

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

12 − 4 =

Next Post

Миллиардный иск к самарскому ракетно-космическому центру

Пн Ноя 18 , 2019
Миллиардный иск к самарскому ракетно-космическому центру «Прогресс» Информация противоречива. С одной стороны, в отношении самарского ракетно-космического центра «Прогресс» Министерствов обороны РФ предъявлено исковое требование, согласно которому […]
Миллиардный иск к самарскому ракетно-космическому центру