Плато Маньпупунёр (Пермский край)

plato-manpupunjor-permskij-kraj-jpg Плато Маньпупунёр (Пермский край) ПЕРМСКИЙ КРАЙ Провинция

Маньпупунёр — геологический памятник на Северном Урале, одно из чудес России, комплекс из семи каменных столбов высотой от 30 до 42 м в Пермском крае, в междуречье рек Илыч и Печоры. Если точнее, cтолбы выветривания (мансийские болваны) находятся в Троицко-Печорском районе республики Коми, на территории Печоро-Илычского заповедника на горе Мань-Пупу-нёр (на языке манси — «малая гора идолов»).

Второе название — «Болвано-из» на языке коми обозначает «Гора идолов»; отсюда народное название останцев — «Болваны». С языка манси, коренных жителей этих мест, название переводится как «малая гора идолов», а в народе их называют мансийскими болванами. Недалеко находится гора Печерья-Талях-Чахль — гора в вершине Печоры, также почитаемая народом манси.

kamennye-stolby-manpupuner-2-jpg Плато Маньпупунёр (Пермский край) ПЕРМСКИЙ КРАЙ Провинция

Памятник природы заслуженно стал победителем всероссийского конкурса «7 чудес России»

Первоначально на месте каменных столбов находились высокие скалы. Дождь, снег, ветер, мороз и жара в первую очередь разрушали слабые породы. Твёрдые серицито-кварцитовые сланцы, из которых сложены останцы, разрушались меньше и сохранились до наших дней, а мягкие породы были разрушены выветриванием и снесены водой и ветром в долину.

«В Уральских горах немало подобных формирований, — считает сотрудник Геологического музея им. А.А. Чернова Института геологии Коми Научного центра УрО РАН Алексей Иевлев. — Но эти действительно поражают своими размерами. Удивляет и то, что, когда окружающие породы за счёт различных факторов, в том числе и тектонических подвижек, разрушились, эти выстояли. Их феномен — в их стойкости».

Один столб, высотой 34 метра, стоит несколько в стороне от других; он напоминает огромную бутылку, перевёрнутую вверх дном. Шесть других выстроились в ряд у края обрыва. Столбы имеют причудливые очертания и в зависимости от места осмотра напоминают то фигуру огромного человека, то голову лошади или барана высотой в 10-15-этажный дом.

plato-manpupunjor-karta-jpg Плато Маньпупунёр (Пермский край) ПЕРМСКИЙ КРАЙ Провинция

Есть четыре основных маршрута посещения плато: — пеший маршрут со стороны Свердловской области с посещением перевала Дятлова, горы Отортен и истока реки Печоры, — лыжный маршрут с восточной стороны, — через кордоны заповедника, — вертолётные туры

«И манси, и коми обожествляли грандиозных каменных истуканов, поклонялись им, но подъем на Маньпупунер при этом считался нежелательным, а для кого-то и вовсе был запрещен, — писал фольклорист Олег Уляшев. — Женщинам категорически запрещалось приближаться к болванам, символизирующим мужские божества. Запрет не распространялся только на шаманов. До жертвоприношений дело здесь вряд ли доходило, а если и доходило, то крайне редко и нерегулярно. Есть места на Севере, где обряды жертвоприношений совершались, например, раз в год или даже раз в 50 лет. А Маньпупунер — особый случай, местные племена не стремились лишний раз тревожить истуканов».

Читайте также:  Город Мелеуз (Башкирия)

Вершина плато считалась сакральной до 1920-30-х гг., пока на эту территорию не пришли первые исследователи. В 1930 г. для сохранения уникального природного комплекса было решено создать Печоро-Илычский заповедник.

«Гора идолов» находится далеко от обитаемых мест, добраться до столбов могут только подготовленные туристы. Для этого необходимо получить пропуск у администрации заповедника, потому что проход на территорию федеральных заповедников разрешён только по пропускам.

Со стороны Свердловской области и Пермского края есть пеший маршрут, со стороны Республики Коми — смешанный маршрут — автомобильный, водный, пеший маршрут.

Благодаря особенностям климатических условий, столбы выветривания выглядят по-разному в каждое время года. Особенно они выразительны в зимний период. Зрелище белоснежных останцев оправдывает и тяжёлое снаряжение, и необходимость передвигаться мороз. В мае — июне поход может быть омрачён активностью насекомых — оводов и комаров. При тумане останцы приобретают какую-то особую сверхъестественную красоту.

manpupuner-jpg Плато Маньпупунёр (Пермский край) ПЕРМСКИЙ КРАЙ Провинция

На плато Маньпупунёр ночью

Мифологическое осмысление природного явления

С «мансийскими болванами» связаны как многочисленные и разветвленные предания местных народов и старожильческого русского населения, так и современная мифология с претензией на научность. В легендах местных племен постоянными мотивами являются наличие великанов, которые хотели погубить вогульское племя и волшебная помощь Ялпынгнера. Ввогулы, манси и др. родственные им племена в фольклоре именуются обычно общим именем югры.

Нужно сказать, что для вогулов плато всегда был священным местом, но его сила носила отрицательный характер. Подниматься на плато Маньпупунер рядовому человеку запрещалось категорически, туда имели доступ лишь шаманы, для подзарядки своих магических сил.

Мансийские легенды и предания

Маньпупунёр — объект культа манси. С ним связаны многочисленные мансийские легенды, которые сводятся к следующим представлениям. МаньПупуНер по-мансийски — «Малая гора идолов», а сами болваны -ерн пупыгыт- «ненецкие идолы». По легенде, отражающей древние столкновения манси и ненцев, великаны-самоеды решили пойти на манси войной. Поднялись они на гору и увидели невдалеке страшного в своем гневе Тагт-Талях-Ялпынг-Нер-Ойку (буквально «Святой старик Урал в вершине Северной Сосьвы»), и превратились великаны в каменные столбы. А их вождь-шаман уронил свой бубен, который покатился и превратился в громадную гору Койп.

Читайте также:  Туймазинский район (Республика Башкортостан)

manpupunjor-kompleks-semi-ostancev-vysotoj-ot-30-do-42-m-jpg Плато Маньпупунёр (Пермский край) ПЕРМСКИЙ КРАЙ Провинция

Романтический югорский миф

Согласно преданию, в этих местах раньше жило большое богатое племя югров, о котором было известно далеко за пределами Каменного пояса (Урала). Жило племя под покровительством Ялпынгнера, и вождем у них был могучий и мудрый Куущай. У вождя была дочь Айюм. О ее красоте прознал Торев (медведь), что жил на другой стороне Уральских гор.

Однажды, Торев пришел к Куущай и потребовал у него Айюм себе в жены, на что получил отказ от самой Айюм. Торев рассердился, позвал своих братьев-великанов и решил уничтожить югров, а Айюм силой взять в жены. Подойдя к каменному городу, где была Айюм, братья великаны начали осаждать его.

Завязалась великая битва и сила была на стороне великанов. Тогда Айюм попросила добрых духов Ялпынгнера донести весть о нападении на город до ее брата Пыгрычума, который в это время был на охоте. Но Пыгрычум был далеко. Великаны ворвались в город, разрушили хрустальный дворец, осколки которого разлетелись по горам (с тех пор здесь находят горный хрусталь).

Племя югров-вогулов обратилось в бегство. Великаны уже почти догнали Айюм и ее соплеменников, но неожиданно появился Пыгрычум с золотым щитом, которые ему дали духи Ялпынгнера. Пыгрычум направил луч света, отраженный от его щита, в глаза Тореву и тот окаменел. Точно так же окаменели и его братья. Так и возникли идолы Маньпупунёр.

Легенды и предания коми

По соседству с манси традиционно обитали коми, у которых, что интересно, сохранилась несколько иная мифическая трактовка происхождения каменных идолов. Согласно их верованиям, это семеро окаменевших братьев, которые не захотели выдать замуж за злого шамана свою красавицу сестру, за что и поплатились жизнями.

Читайте также:  Первый типографский фотоальбом Нижнего Новгорода

Таким образом, народ коми придает Маньпупунеру несколько иной сакральный смысл, выводя на первый план и жестокость, и великую силу шаманизма. Коми полагали, что любой, чья нога ступит во владения каменных болванов, понесет кару. По всей видимости, шаманы, пользуясь в собственных интересах этими легендами, превратили урочище в запретную территорию, своего рода «место силы».

Русский фольклор

Старожильческое русское население в деревнях по верховьям Печоры называет каменных идолов богатырями, перенося на природу Северного Урала былинные образы. Однако, есть еще одно название — Мужской Камень с интересным комментарием, записанным в середине XIX века: «Наблюдая издали столбы, которыми увенчаны вершины Мужского Камня, можно подумать, что гора эта населена людьми-гигантами. В рассказах суеверных крестьян существует предание, что будто бы остяки, совершая жертвоприношение на ее вершинах, были обращены в камень властью Всевышнего в наказание за идолопоклонство». Коми же рассказывают, что это семь разбойников, окаменевших по слову божию до дня страшного суда.

kamennye-stolby-manpupuner-jpg Плато Маньпупунёр (Пермский край) ПЕРМСКИЙ КРАЙ Провинция

Вертолет у каменных столбов Маньпупунёр. Вертолётная площадка на плато оборудована, сюда возможны летние и зимние вертолётные туры

Легенда о Золотой Бабе

Бытует в крае с давних времен также легенда о Золотой Бабе, которую охраняют мансийские шаманы. Люди привыкли думать, что это некая материальная фигура или скульптура, и пытались ее найти. Якобы это на самом деле сокровище, но не из драгоценного металла, а духовное. Так, художник Александр Каминский утверждает, что не раз в течении месяца видел светящуюся золотую женскую фигуру на фоне темной вершины («Считаю, что это один из образов Матери Мира»).

Современное мифологическое осмысление

Согласно одной из околонаучных теорий, именно Урал — место зарождения современной цивилизации. По этим представлениям именно здесь находилась страна Гиперборея — праматерь мировой цивилизации, от которой остались священные города Света, в которых жили арии-гиперборейцы. Так, в Челябинской области археологи нашли 23 древних города, самый известный из них — Аркаим. Недавно в Башкирии найдены остатки еще одного поселения, названного Бакшай, которое старше Аркаима приблизительно на 1000 лет. По этим псевдонаучным представлениям, все эти города связаны между собой энергетическими каналами.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 3 =

Next Post

Историк Иван Покровский из Казани

Пт Мар 8 , 2024
Иван Михайлович Покровский (1865 — 1941), доктор церковной истории, ординарный профессор кафедры истории Русской Церкви Казанской духовной академии. Родился 17 января 1865 года в селе […]
Историк Иван Покровский из Казани