Народное образование в Уфимской губернии на рубеже XIX-XX вв.

zemskaja-shkola-do-1917-g Народное образование в Уфимской губернии на рубеже XIX-XX вв. История и краеведение

На рубеже XIX-XX вв. в народном образовании Уфимской губернии произошли существенные изменения, связанные, прежде всего, с введением всеобщего начального обучения. На основе законопроектов, принятых Государственной думой, Уфимское губернское земство стало выделять денежные средства для развития всеобщего обучения. В этот период кроме общего прироста начальных школ, увеличилось их число с более длительным сроком обучения.

К концу 1906 г. в Уфимской губернии проживало 2674000 человек. Исходя из этого, ежегодно требовалось открывать 62-63 новых школы (из расчета 60 детей на школу). С 1899 по 1907 гг. было открыто всего 230 школ, но если исходить из числа детей школьного возраста, требовалось открыть 558 школ. На 1 января 1914 г. в Уфимской губернии существовало 1851 начальная школа, в том числе 1168 земских школ. Таким образом, количество земских школ за 7 лет увеличилось на 679. Среди земских школ преобладали школы смешанного типа – их было 994; мужских – 119; женских – 55.

Крайне важным стал вопрос обеспечения вновь открываемых школ педагогическими кадрами. Открытая в 1860 г. в Уфе Мариинская гимназия положила начало развитию среднему женского образования в губернии. В последующем министерские женские гимназии были открыты в Уфе, Бирске, Благовещенске и Белебее. Гимназии включали семь основных и 8-го педагогического класса. Объем общеобразовательных предметов был ниже по сравнению с мужскими средними учебными заведениями. Учебный курс женской школы имел преимущественно практический характер. Окончившие полный курс женской гимназии получали право на преподавание в начальной школе.

К неполным средним учебным заведениям относятся министерские и частные прогимназии, организованные в Уфе, Стерлитамаке, Благовещенске, Бирске, Месягутове и др. Прогимназии были мужскими и женскими 4-летними учебными заведениями, повторявшими курс гимназии.

Разновидностью среднего учебного заведения стали реальные училища, открытые в Уфе, Белебее и Бирске в начале XX в. Училища были шестилетними, в основе была ориентация на практически полезные знания, в отличие от гимназии отсутствовали древние языки, главное место отводилось предметам естественно-математического цикла.

Система педагогического образования в Уфимской губернии на рубеже XIX-XX вв. включала девять типов учебных заведений:

1) учительские институты (Оренбург, Уфа);

2) учительские семинарии (Благовещенск, Белебей, Стерлитамак); 3) русско-инородческие учительские школы (Уфа, Бирск);

4) педагогические курсы и классы при общеобразовательных заведениях;

5) педагогические классы при женских гимназиях и прогимназиях;

6) мусульманские педагогические учебные заведения;

7) православные педагогические заведения (с. Николо-Березовка, Бакалы и др.);

8) педагогический экстернат;

9) нетрадиционные формы подготовки учителей.

Семь первых типов были стационарными, два последних — нестационарными. Основными предметами являлись педагогика, закон Божий (или магометанское вероучение в мусульманских учебных заведениях), русский язык, арифметика, алгебра, геометрия, история, география, естествознание, черчение, чистописание, пение, гимнастика и ремесла. Предметом особого внимания была педагогическая практика, для которой действовали так называемые образцовые народные училища, организация педагогической практики в которых являлась образцом будущей учительской деятельности. Длительная практика давала будущим педагогам возможность приобрести практических умения и представить будущую работу в целом.

В Уфимской губернии в конце XIX — начале XX вв. самым распространенным типом начальных школ являлись земские школы. Имеется ввиду сельская общеобразовательная школа с организованным учебным процессом, содержавшаяся на средства местного самоуправления. Сами земства к участию в организации учебно-воспитательного процесса не допускались.

В Уфимском крае земские школы представляли собой одноклассные заведения с трехгодичным курсом обучения, содержавшиеся на общественные средства. Двухклассные земские школы не получили широкого распространения, так как их выпускники не имели права поступать в средние учебные заведения.

Для земских школ было характерно совместное обучение мальчиков и девочек. С одной стороны, устройство двух школ в одном селе было нерационально, с другой, большинство педагогов пришли к выводу, что совместное обучение детей разного пола целесообразно и необходимо: «Двуполая школа равняет мужчину и женщину. Необходимо дать обоим полам одинаковое умственное орудие». В большинстве земских школ Уфимской губернии обучались дети обоего пола, причем, число девочек среди учащихся начальных училищ с каждым годом росло.

zemskaja-shkola Народное образование в Уфимской губернии на рубеже XIX-XX вв. История и краеведение

Созданные земством школы отличалась от дореформенных учебных заведений современными программами обучения, материальным и методическим обеспечением учебного процесса  — школьными помещениями, мебелью, учебными и наглядными пособиями. В земских школах активно внедрялись эффективные приемы школьной методики, включая звуковой метод обучения грамоте и объяснительное чтение, основу которого составляли доступные для детского понимания образцы художественного творчества и статьи научно-популярного характера.

Большое внимание уделялось наглядности. Так, при Уфимской губернской земской управе работал музей, в фондах которого было много материалов для учителей — учебные пособия, классные принадлежности, справочные книги, руководства и педагогические журналы. Музей наглядных пособий был организован в селе Месягутово Златоустовского уезда. При Мензелинской уездной земской управе действовал педагогический музей. В Белебее был организован земский научно-образовательный музей, в коллекции которого вошли предметы, характеризующие историю, географию и сельское хозяйство уезда. Экспонаты местного края имелись в музее наглядных пособий Стерлитамакского уезда. Наглядные пособия содержались в школьных музеях. Обычным явлением в школах стали исторические картины, географические карты, глобусы, альбомы и картины по вероучению, учебники, хрестоматии и т.п.

Кроме общеобразовательной подготовки земские школы формировали начальные профессиональные навыки. Почти во всех уездных земских школах велось обучение девочек рукоделию. Так, в 1904 г. в Златоустовском уезде обучение рукоделию велось в 8 женских и 12 смешанных школах. Занятия рукоделием заключались в обучении шитью рубашек, кофт, вязанью чулок, плетению кружев. Занимались преподаванием рукоделия учителя, которые за эти занятия не получали вознаграждения. В Удобновском училище Мензелинского уезда мальчики и девочки занимались плетением шляп и сумок из соломы, шитьем и вязанием.

Таким образом, благодаря усилиям земства, в пореформенное время возник новый тип народного училища – земская школа. Качество обучения в ней было значительно выше, нежели в других учебных заведениях – министерских и церковно-приходских училищах. С течением времени в земских школах увеличилась доля женщин-преподавателей.

Земские школы лидировали и в количественном отношении. К 1917 г. в Уфимской губернии они составляли 69,4% (1339) всех начальных учебных заведений.

Откуда можно получить информацию о состоянии образования в Уфимской губернии? В архивах Уфы есть значительное число фондов учебных заведений. Уфимский архив хранит несколько тысяч формулярных списков учителей и сотрудников учебных заведений всех уровней – от уфимских гимназий до приходских школ. В них собраны документы по учителям и ученикам, а также по особенностям учебного процесса в целом. К примеру, документы об окончании учебного заведения.

attestat-zrelosti Народное образование в Уфимской губернии на рубеже XIX-XX вв. История и краеведение

Первый лист аттестата зрелости, выданного Уфимской мужской гимназией по окончании курса обучении (здесь и далее документы и их описание из ufa_genealogy)

Аттестат дает обширные сведения. Это фамилия имя и отчество ученика; фамилия имя и отчество его отца; социальный статус отца (сын/дочь чиновника, штабс-капитана, мещанина, купца и т.д.); дата рождения, возраст и место рождения ученика; начальная и конечная дата обучения; оценки по предметам и поведению.

Если ученик поступил в учебное заведение по свидетельству другого учебного заведения это также обычно указывалось. Если ученик уволился из учебного заведения не закончив полного курса, ему выдавалось свидетельство об окончании определенного количества классов и в этом случае, часто в материале присутствует информация о причине выбытия (например переезд в другой город). В документах также встречаются ходатайства о принятии в учебное заведение или выбытии из него; табели и кондуитные списки об успехах и взысканиях; метрические выписки, а иногда фотографии.

svidetelstvo-ob-okonchanii-ufimskoj-mariinskoj-gimnazii Народное образование в Уфимской губернии на рубеже XIX-XX вв. История и краеведение

По данным ufa_genealogy описанные выше дела со свидетельствами и аттестатами обычно не имеют именных указателей и в описях выглядят примерно так: ф.И-114 оп.1 д.хх «Сведения об учениках и свидетельства окончивших курсы в Уфимском уездном училище», 18хх год, nn листов. Исключениями являются фонды: «Уфимская духовная семинария» (около 450 личных дел); «Уфимская Мариинская гимназия» (более 1300 записей); «Уфимская мужская гимназия» (именной указатель содержит 1,5 тыс. записей).

Архив содержит также фонды; Уфимское уездное училище; Уфимское городское 4-х классное училище; Уфимское епархиальное женское училище; Уфимская фельдшерская школа; Уфимское мужское духовное училище; Уфимский учительский институт; Благовещенская учительская семинария; Белебеевское городское училище.

proshenija Народное образование в Уфимской губернии на рубеже XIX-XX вв. История и краеведение

Архив хранит также материалы Попечителя Оренбургского учебного округа об учениках разных учебных заведений, в частности, Списки окончивших Челябинское реальное училище и получившие аттестат; Свидетельства окончивших мужские и женские гимназии Оренбургского округа и их контрольные работы; Списки окончивших Златоустовское среднее механико-техническое училище и т.п.

Фонд Директора народных училищ Оренбургской губернии содержит: Дело о выдаче свидетельств об успехах и поведении окончивших полный курс учения в Оренбургской гимназии 1833 г. (и др. аналогичные дела за разные года); Дело о выдаче свидетельств ученикам гимназии Оренбургской дирекции, окончивших курс наук (за разные года); Дело об окончательном испытании учеников VII класса Оренбургской гимназии в 1852 году и о выдаче им аттестатов и свидетельств.

Светлана Синенко

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

5 × 3 =

Next Post

Бактериология на Южном Урале (1941-1945 гг.)

Пт Фев 3 , 2023
В Чкалове (Оренбурге) в военное время работало три института эпидемиологии и микробиологии: Смоленский, Чкаловский и Украинский им. И. И. Мечникова В начале Великой Отечественной войны в […]
Бактериология на Южном Урале (1941-1945 гг.)