Можно ли проклинать и анафемствовать

dva-hrama Можно ли проклинать и анафемствовать

Если человек из одной христианской конфессии хочет перейти в другую, то у старообрядцев это совершается через определенный чин — Чин отречения от ереси

Есть Чин отречения от католической ереси, от лютеранской, от никонианской. В этих чинах перечисляются искажения и ереси, от которых человек отрекается. Но почему-то кроме перечисления ересей в этих чинах содержатся проклятия и анафемы в адрес тех, кто остаются приверженцами этих ересей и искажений.

Например, в чине отречения от никонианской ереси звучат слова «да будут прокляты» или «да будет анафема» тем, кто крестится троеперстно, пишет имя Спасителя с двумя буквами «И», кто придерживается прочих искажений и новшеств. (По бОльшей части у нас сейчас распространен чин отречения, составленный епископом Арсением Уральским).

Получается, что человек, который убедился в истинности старообрядческой Церкви, убедился во вредности никоновых искажений и реформ и хочет перейти из РПЦ в РПСЦ — такой человек при переходе проклинает и анафематствует всех, кто остался в РПЦ?!

Не берусь судить составителей таких чинов, знаю, что такие чины были в течение многих столетий во многих христианских конфессиях.

Но лично мне они не нравятся, и я хочу выразить своё несогласие.

Во-первых, нельзя никого проклинать. Даже тех, кто проклинает нас, надо благословлять, а не проклинать. Так нас учат Христос и апостолы в Священном Писании Нового Завета. Проклинать — это уже поступать не по христиански.

Во-вторых, чин отречения от ереси должен быть именно отречением от ереси и искажений, а не от людей.

Читайте также:  Православие на юге Башкирии. От Федоровки до Ишимбая

Иоанн Златоуст, да и многие другие святые отцы, учат нас отделять грех от грешника и ересь от еретика. Грешника надо любить, а грех — ненавидеть. Ересь надо ненавидеть, а еретика — любить.

Думаю, что современный Чин отречения должен выглядеть примерно так: «….От таких-то и таких-то ересей и искажений отрекаюсь. Вот это считаю правильным, а вот это — неправильным…».

P.S.:

Справедливости ради надо сказать, что многие старообрядческие священники уже не используют чин с проклятиями и анафемами. За неимением общепризнанного образца составляют свои варианты или берут у соседних священников. Даже слышал про такие случаи, когда при присоединении просто пропускали все проклятия и анафемы.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

4 × 1 =

Next Post

Город Воткинск (Удмуртия)

Пт Окт 18 , 2024
На улице Воткинска, фото 1930-х гг. Воткинск — город в Удмуртии, административный центр Воткинского района. Поселение основано 3 (14-го по н.с.) апреля 1758 г. графом […]
Город Воткинск (Удмуртия)