Новые виды города Стерлитамака. Фото Сергея Синенко
Прокуратура города Стерлитамака совместно с отделом ФСБ по г. Стерлитамак, Центром противодействия экстремизму МВД по РБ, провела проверку исполнения законодательства о противодействии экстремизму
Установлено, что на компьютере, установленном в медресе «Нураль-Иман», имелся экземпляр книги, признанной судом экстремистской. По данному факту, прокуратурой города директору религиозного учреждения внесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, которое находится на рассмотрении. Как сообщили в городской прокуратуре, в настоящее время электронный экземпляр книги с компьютера удален.
СПРАВКА
Медресе «Нур аль-Иман» г. Стерлитамак
Полное название:
Тип: Школа
Адрес:
Директор: Рафиков Ришад Фаритович
Краткая история медресе «Нур аль-Иман» города Стерлитамака
«Нур аль-Иман» означает «Cвет Веры». После постройки в 1800г. первой мечети в г. Стерлитамак было решено возвести в 1860-е г. на деньги местных купцов-мусульман здание медресе, оно функционировала при второй соборной мечети. В городских архивах указывается, что основателем был Шарафетдин бен Зайнетлин аль-Эстерлитамаки, который учился в Бухаре. Тогда при мечети были открыты первые лекционные классы .
Общий курс бесед составлял 2 класса. В конце 19 в. в медресе наблюдался некоторый подъем уровня в области теологии , способствовал этому приход учителей, таких как старший ахун Камалетдин бин Шарафетдин бен Зайнетдин аль-Эстелитамакий (1808-1890), сторонник светского обучения. Младший ахун Бахтигарей бен Абдулькарим Рамиев. Рамиевы – династия предпринимателей, имамов, обществ. деятелей.
По семейному преданию, Рамиев Тимер состоял в Москве на госслужбе в качестве переводчика. Его потомок Рамиев Салим Рахимкулович (Селим б. Рахимкул б. Урман б. Капкай б. Юлай б. Кулай б. Сулейман б. Тимер б. Рами б. Исхак, 1733–1819) получил образование у Мухаммеда б. Али ад-Дагестани в Кундровской слободе. Был имамом в д. Тятер-Араслановой, неуказным муллой при 2-й соборной мечети Сеитовского посада (Каргалы), ахуном и мударрисом в г. Стерлитамаке. Его сын Рамиев Бахтигарей Салимович (1816–94) получил образование у Толынхуджи аль-Яркани, Абдуррахмана аль-Балыкли, Абдуллы б. Яхъя аль-Чиртуши, Мухаммедкарима б. Мухаммедрахима аль-Казани; был имамом в г. Стерлитамаке.
Некоторые выпускники Стерлитамакского медресе пополняли ряды не только духовенства, но и татарской — башкирской буржуазии и интеллигенции, были известными купцами. Одним из выпускников медресе был писатель Имай Насыри, имя которого носит улица рядом с медресе.
В течении двух лет с 1878 по 1880 г. в Стерлитамакском медресе учителем русского языка работает просветитель, ученый и краевед Уметбаев Мухаметсалим Ишмухаметович (1841-1907), который в это время составляет персидско-татарский –русский словарь. Все это способствовало увеличению учащихся в медресе. В середине 1870-х гг. здесь обучалось около 200 шакирдов из ближайших окрестностей. В годы советской власти религиозное обучение было прекращено и медресе приостановило религиозное образование с 1919 гг.
За период 20-го века здание мечети и медресе передавалось в ведение различных муниципальных служб и организаций, в 1992 году здание мечети было возвращено мусульманской общине. По инициативе Ришад-хазрата мусульманами города было написано письмо в администрацию города в котором содержалось прошение на возвращение здания мечети духовному управлению, а так же построение нового учебного здания медресе. В декабре 1993 года, был дан старт строительству нового учебного здания медресе на месте старого, а уже в марте 1995 года новое медресе приняло первых студентов.
Одним из первых учителей был Хаммад Мухтар из Марокко, а также учителя из республики Таджикистан. В октябре 1996 года состоялось официальное открытие медресе, получившее название «Нур аль-Иман». В 1998 году при существующем медресе было открыто отделение для женщин. Преподаются различные теологические и светские науки. В настоящее время в медресе «Нур аль-Иман» созданы условия для обучения: классы, трехразовое питание, раздельное общежитие для парней и девушек, с отдельными комнатами. Значительное число шакирдов составляют приезжие из Дагестана, Татарстана, Нижневартовска и др.
(На основе информации медресе).